Письма из монастыря

                Выбранные места из переписки с монахиней.

          (1) Здравствуй  дорогая моя сестра во Христе! Вот выдалась свободная минутка и спешу ответить тебе на вопросы.  Давеча ты смутила меня, спросив неожиданно: " А зачем всё?" Видимо  душа твоя трепещет от  минутного уныния и печали. Это временно. Не сдавайся! Как сказал батюшка Серафим:  "Кто любит мир тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.  Истинно верующий человек существует в жизни так,  как бы не существовал вовсе. Ибо считает себя чужим  для видимого, с нетерпением ожидая невидимого".  Много  в нас ещё вопросов, на которые хотим получить ответы.  Но ответов нет.  Главное не убойся сестра.  Два раза  упадёшь, а три раза встань. Ибо такова борьба  со страстями. Кто победил в себе страсти, тот всегда радостен. Но мы ещё слабы.
           Второй твой вопрос и рассуждения  по этому  поводу  даже напугали меня.  Вернее не хочу вспоминать я  тот период жизни, когда тоже задавалась этим вопросом, и он напрасно терзал мою душу. Напрасно потому, что это не угодно Богу. Не хотелось вспоминать, но придётся.
           Много слёз пролила  я,  не понимая откуда проникает  зло, зачем оно правит Миром, если  Бог всемогущ?  Зачем мы страдаем от зла, если  Бог желает нам добра? Тоже  теперь волнует и тебя. Расскажу  какой ответ получила я на этот вопрос  пять  лет назад.
           По понедельникам читаем мы Канон Бесплотным Силам. И вот заканчиваю  я его читать, а вопрос этот так и жжёт сердце, и не даёт душе успокоится. Заплакала я, и стала  просить у Господа вразумления. Встала на колени, и реву, а книга с Канонами выпала из рук и  открылась  на  другой странице. Поднимаю её, и в первой строчке читаю: "слишком далеко заходишь." Я обомлела. Посмотрела о чём идёт речь на данной странице.  Читаю: "Архангел Уриил был послан Богом к первосвященнику  Ездре для  беседы о путях земных и небесных. Первосвященника волновало  много вопросов, а ответов  он не получал. И вот Господь  послал ему Архангела.
           «Если ты  объяснишь мне  что попрошу, - сказал Архангел, - то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое.  Итак: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь  дуновение ветра, или возврати  день, который уже прошел."  "Какой человек, - отвечал  ему Ездря, - может сделать то, чего ты требуешь от меня?"  Архангел  сказал: " Если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая - ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил». Теперь же я спросил тебя только о том, что ты видел и знаешь: об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь.  А ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себя путь Всевышнего? Не спеши подниматься выше Всевышнего! Слишком далеко заходишь!"
            Вот какой ответ получила я. Слава Богу за всё!  Не дано нам понять путей ВСЕВЫШНЕГО. Ведь мы подобны муравьям. Возьми-ко в руки  муравьишку лесного, который  тащит на себе весом в три раза больше своего, и тоже, видимо  считает себя  существом разумным. Возьми да поговори с ним. Ответит он тебе? Поймёт он тебя? Вот и мы те муравьишки в Руках Всевышнего.
            А я после того случая  покойна, зная одно: на всё Воля Божия. И всё тут. И всё только ОН знает. И не надо терзать себя лукавыми прогнозами, ибо это неугодно БОГУ. Знаю одно: со злом надо  активно бороться, а не помогать ему.  В основу создания Мира Богом заложен  принцип свободы выбора. БОГ  управил так, что мы, существа мизерные, грешные сделались  бы не послушными  марионетками, а имели право выбора  и возможность развития. Развития духовного! И для чего же спросишь  ты? А лишь для того, чтобы всё более приближаться ко Творцу! От таких мыслей голова порой идёт кругом. Это ведь как надо любить человека, чтобы дать  ему  приблизиться к  Любви Божественной, Которую разве заслужили мы по грехам? Нет. Но ОН  всё прощает. Ибо Бог это Любовь.
            Но мы нарушаем ЛЮБОВЬ, нарушаем законы. А что такое нарушить закон? Да возьми хоть бы и земной закон. Тяготение например. Шагни со скалы...и  всё. Конец. Разбился. Почему? Нарушил закон природы. Закон – есть закон. Но почему же мы так легко нарушаем духовные законы,  забывая, что они и есть самые главные  в этом Мире. А нарушая  законы Любви получаем грех в чистом виде. Мы получаем болезни, скорби, войны, убийства. Но почему так легко совершить грех, и трудно любить? Трудно быть великодушным, трудно уступить, трудно попросить первым прощение. Почему? Гордыня мешает, самолюбие, эго. Я, я, я лучше всех, меня задели, меня обидели, на меня наговорили! Да как смели?! Я ведь такой хороший с головы до ног!  А  получается  только тогда хороший, когда не касается моего "я", моего эго. А вот только тронь. Я такое покажу! Какое там великодушие… Какая самоотдача!? И Любви  никакой не надо, когда меня задели за живое…
           Часто вспоминаю случай с  преподобным Серафимом, когда к нему пришли разбойники, а собственно и не разбойники, а жители деревни  близ лежащей, и  спросили у него злата-серебра. К батюшке приезжали богатые люди за советом, и налётчики подумали, что те деньги  оставляют за разговор с отшельником. Преподобный обладал большой физической силой. Кроме того он был с топором,  мог бы защищаться вполне. И мысль эта даже мелькнула у него в уме, но тотчас он вспомнил слова Спасителя: "взявшие меч, мечом погибнут", и не захотел сопротивляться, спокойно опустил на землю топор и сказал кротко: «Делайте, что вам надобно."  Не найдя злата-серебра,  избили  разбойники сердешного сколько было мочи.
           Знаешь ты, верно, и то, что когда выздоровел преподобный отче Серафим, к нему  привели тех несчастных. И что? Осудил он их? Проклял? Нет. Простил и благословил. Вот как.  Нут-ка, попробуй  что-нибудь отобрать у современного человека. Ничего не получится. Все теперь с битами да кольями, с пистолетами, да  газовыми баллончиками.  Но имея и оружие, и миллионы в кармане можем ли мы прибавить себе хоть  секунду жизни? Или здоровья? Или вымолить у судьбы кусочек счастья? Нет не можем, а всё - равно рвёмся нахапать,  обокрасть, обмануть, чтобы заработать  деньги, власть,  мнимое уважение. А всё это сиюминутное, временное…
            А как же душа? Забыли про неё в суете сует… Зло теперь правит миром. И душа не нужна. Мы, христиане, призваны бороться со злом сколько это в наших силах: до последнего вздоха, до последней секунды жизни! И в конце времен оно будет полностью побеждено, и  в мире восторжествует добро. Дьявол будет повержен и уже никогда не сможет проявиться. Он будет изгнан отовсюду и навсегда. Бог всесилен и справедлив! И в этом истина. Зла не будет совсем, оно исчезнет, и как говорил святитель Николай Сербский: " А когда мы все воскреснем, возрадуется небо и земля,  и души и тела,  возрадуется и возвеселится ожившая земля,  возрадуется весь мир: отцы наши и матери, братья, сестры и дети,  и мы с ними, и миллиарды, миллиарды человеческих существ, скончавшихся во Христе, крестом благословленные,  отпетые и освященные и под холмиком земли сохраненные.  А остаток земли на планете, от которого отделится и вознесется ожившая часть, словно бабочка из кокона, бросится в огонь и сгорит как ненужный".  Зло сгорит, как ненужное. Навсегда. И возврата к нему уже не будет. И наступит Вечная Эра Любви. Это Истина! Нам надо понимать это, и всегда быть с Добром, чтобы исполнять Волю Божию.
На том пока прощаюсь. Храни тебя Господь сестра!

            (2) Да хранит нас Господь  молитвами Пречистой Девы Богородицы!  Твоё письмо, радость моя, где пишешь ты о ссоре со своей подругой, получила. Ах, как плохи  ссоры. Уж ты  старайся без них обойтись. Это ведь лукавый раздувает, а ты  сопротивляйся. Однако сделанного не вернёшь.  Ты просишь совета от меня. Изволь.
             Причина ссоры мне понятна очень хорошо.  Подруга  твоя, как ты пишешь: вся в социуме, тебе же  неинтересно всё, что связано с жизнью мирской… Пишешь, что надоели  пустые разговоры, надоели  обсуждения и осуждения. Всё мне знакомо. И поэтому я здесь, в укрытии. Но скажу тебе,  и здесь бывают споры и раздоры. От людей нельзя скрыться  нигде. Мы все братья и сестры, и надо нести тяготы друг друга, но осуждение это, конечно уже не тяготы. Это уже грех.  И как говорил  преподобный Серафим Саровский:
            "Отлучаяся от братства, удаляемся только от слышания и видения того, что противно заповедям Божиим, что во множестве братии случается. Мы бегаем не от людей, которые с нами одного естества и носят одно и то же имя Христово, но от пороков, ими творимых, как и Арсению Великому сказано было: «Бегай людей, и спасешься».
             Трудно жить среди людей, а спрятаться некуда. Всё внешнее влияет на  нас безспорно, но надо научиться быть спокойным в себе! Состояние внутреннего покоя или непокоя зависит только от тебя, где бы ты не находилась. Видишь ли, если человек пришёл к Богу полностью отдав ему душу, он уже и не будет вступать в  споры, а будет только творить  внутреннюю молитву.  Пусть вокруг тебя говорят и вздорят, ты же  будь покойна в себе. Иисусова молитва твой помощник. Не забывай этого.
             Вторая причина  ваших разногласий: спор о Вере православной. Ты пишешь, что доказывала ей  высоту именно Православия, а не других  религий.  Доказывала  до хрипоты. А знаешь ли, радость моя, что  и защищать Правду с пеной у рта – это тоже гордыня. Да. "Где голосок, там и бесок!" Надо научится спокойно объяснять то, до чего дошла путём долгих раздумий. Спокойно и  со смирением. И когда научишься молчать, не осуждать, не навязывать своего мнения – мир вокруг тебя изменится. Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми.  Знай:" Где просто, там ангелов до ста, а где мудрено – там ни одного".
             Будь кротка, смиренна, проста со всеми,  считая себя  нелицемерно ниже всех. Говори:"Из грешных первая я" Верь всем, а Господь управит как надобно. Души наши должны стремиться к  первообразу, к Богу. Но грех извратил это. Посему: в сердце человека то приближение, то отдаление от Истины, то покой, то  разочарование. Так пока.  Но ничего не бойся  только веруй в  Бога. В Вере – утешение,  мудрость, сила и Свет. Другого  счастия, чем Вера в Бога - нет на земле. Ежели кто не хочет  знать этого факта – с тем лучше расстаться.
             Благодарю тебя за присланный подарок. Тебе же высылаю подобный. Нет лучше строк, чем  найденные во время слова утешения и поддержки из книги святых отцев. Сегодня знакомлю тебя с высказываниями схиигумена Саввы. 
            " Терпя обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них своего ближнего. Поверь, вина лежит не на нем, а на тебе: Господь желает очистить грехи твои, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду, но опять напоминаю тебе: она заслужена тобою, твоими грехами разными, прежними; прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души; тогда никакая обида не потревожит тебя, а только будет звать тебя к покаянию, будет увеличивать здравие твоей души и делать тебя любезным Богу.
             Бойся судить обидчика, укорять его, ведь он — твой благодетель, допущен Богом для очищения твоих грехов, для твоего смирения и терпения.Но скажешь: «Как мне стерпеть, когда близкий обижает меня, поступает несправедливо?» Хорошо, а сам ты не оскорбляешь ежеминутно Бога, не хулишь Его Всесвятое имя твоими беззакониями всяческими и маловерием? А Он вместо казни тебя щадит, о тебе заботится и необходимое посылает тебе в жизни, а за покаяние поставляет тебя в число Своих друзей; разве не должен поэтому и ты прощать ближнему от всего сердца все обиды? Если не прощаешь — и тебе Господь не простит. Аминь"
            Вот как сестра учат нас святые отцы. Да хранит тебя ГОСПОДЬ! 
            
           (3) Какое радостное нынче состояние духа моего! Ты пишешь мне, что слёзы стали частой гостьей в твоих молитвах. Как славно было прочесть  эти строки. Ничем так не привлекается человеколюбие Божие, как  слезами. Ничего более не любит  Господь, чем слёзы покаяния. И тут Слава Богу за всё.
            Во второй части письма  пишешь ты  опять о нежелание общаться с людьми, и не знаешь как решить эту проблему, потихоньку закрываясь  от всех и прячась в своей скорлупе. Между тем,  проблемы остаются проблемами: семья, работа, заботы о близких.  Трудно что-либо советовать, и вот такие мысли  пришли мне: в монастыре у каждой монахини есть послушание. Кто-то считает, что в монастырях люди отдыхают. Мирские говорят: " Да что там сложного! Сиди себе и молись, то же мне работа."  Не знают что говорят. Старец Амвросий писал: «Если бы люди знали, как тяжело в монастыре, туда бы никто не шел. Но если бы знали, что за это будет награда, все бы пошли!» Так вот первая трудность, с которой сталкиваются монахи: послушание, данное настоятелем, и как бы оно не было трудно, отказаться от него нельзя.
            Быть может и тебе принять жизнь свою как послушание, от которого никак нельзя отказаться. То есть жить мирской жизнью, как необходимой данностью, но не ставить её ни во что, как и говорила я тебе словами преподобного Серафима: "Живите так, будто вас  нет". Но жить надо  только ради Христа: любить всех и никого не осуждать, помогать всем и не обижать. Ведь ты сильная, как все мы, кто с Богом! А они слабые. Пожалей их, помоги им  словом, поддержкой, но когда уж будут навязываться разговоры пустые,  когда  дойдёт дело до осуждения, тогда уйди.  А думая, что жизнь твоя послушание, тебе станет легче.
             Мне иногда думается: надо бы в школах  особым предметом ввести
 "Уроки терпения". Этому никто ведь не учит. Вот например : всё хорошо идёт у человека: радостно, спокойно и вдруг - бах!  И всё пошло кувырком, начались серьёзные проблемы, а человек не готов, и ломается, иногда становится  нравственным калекой. А почему? Не научили терпеть, не сказали, что в жизни есть печали, а не только веселье и благодать материальная.  Только христианство учит терпению, а как же  тем, другим, которые  и в Храм не ходят? Тяжело. А ты христианка. Умей терпеть.
             Конечно,  внешняя жизнь нарушает  внутренний настрой к молитве и уединению, но и  это надо выдержать. Без терпения ничего невозможно, а христианин терпит более всех, так как  должен со смирением  всё принимать, а особенно  искушения, посылаемые  через людей.
            « Претерпевший же до конца спасется». Ведь терпение подразумевает  стойкость и доверительное отношение к Богу. Только  необходимо понять, что не всё надо сносить с терпением. Нельзя мириться с беззаконием, нравственной распущенностью, и тем паче распущенностью телесной, идолопоклонством, обманом и притеснением ближних. Высота же терпения, идеал – это долготерпение Господа Нашего, Иисуса Христа. И если человек далёк от  Веры, если человек не понимает тебя совсем и докучает тебе  навязчивостью  пустых отношений и разговоров, следует просто уйти от общения навсегда, но  молиться за него, как за друга, ибо все мы дети Творца.
             Последние строчки  твоего письма заставили улыбнуться. Ты описываешь воровство  сослуживицы, которому была свидетелем. Что ж, всякое бывает в жизни. Не суди её строго. Она несчастная женщина, коли и пойманная на месте отказалась от содеянного. Только Бог ей судья.
             Я поэтому случаю вспомнила, как однажды, много лет назад, ещё живя в миру, тоже была свидетелем воровства. В гаражи,  расположенные  под моими окнами, завезли однажды песок. Машина уехала, а в одном боксе остался человек, и дождавшись  когда все уйдут, взял в руки лопату и стал перетаскивать к себе общественный песок. Выйдет оглянется по сторона,  затащит лопату песка, опять выглянет, оглянется и  перенесёт, и так  несколько  раз.  Много наверное натаскал. Всех "обманул." А я,  наблюдая за ним, подумала: "Вот так мы все. Думаем, что нас никто не видит. Оглянёмся вокруг, вроде нет никого, и начинаем греховодить, совсем забыв о том, что ничего тайного не бывает, и  сверху за всем наблюдает Господь.
             А  недавно прочла удивительную фразу  из древних патериков:
" Чудное дело! Мы приносим молитву так, что представляем Бога присутствующим и слушающим слова наши. А когда грешим, делаем так, как бы ОН не видел нас!"
Сколько правды в этих словах, и как мы ещё слабы. На том пока прощаюсь, сестра моя. Да хранит тебя Господь молитвами Пречистой Богородице и крылами  светлых ангелов!


Рецензии
С удовольствием прочитала письма монахини.
СпасиБо!

Валентина Лысич   08.07.2017 18:50     Заявить о нарушении
Благодарю Валентина!
Всех благ)))

Нина Богдан   08.07.2017 19:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.