Физика 4

Время, скорее, разрушает, чем созидает, ибо всякое изменение происходит во времени, а изменение это выхождение из себя, экзистенция. Актуализация, развертывание энергии -- расходование, трата, но вместе с тем и благо, цель, к которой стремится любая сущность. В физике Аристотеля, прямо по Батаю, благо совпадает с тратой. Потратить себя полностью -- вот высшее благо, предел счастья. Образ такой полной траты -- видимое движение неба. При чем тут небо? Каждое движение имеет причину. Тело движимо другим телом или движет себя само, то есть движимо собственной природой. Когда что-то движет себя само? Когда ничто не препятствует ему следовать своей природе. А следовать своей природе означает занимать свое естественное место или стремиться к нему. Занимать место значит пребывать в покое, а стремиться значит двигаться. "По природе" или "само по себе" вовсе не означает изнутри себя. В физике Аристотеля движение всегда берет начало извне. Благо имеет видимый образ -- неба. Небо -- это такая сущность, которая в каждом своем акте полностью реализуется, тратит себя, отдает, не оставляя себе никакой возможности, никакой тени. И естественное движение всегда начинается издалека -- от первой причины, каковой и является небо. Правда, самый, так сказать, дальний край неба, откуда начинается видимое круговое движение неба, а потом, по нисходящей, все остальные виды движения, сам никуда не движется. Так что правильно будет сказать, что небо на самом деле никуда не движется, но оно и не покоится, а пребывает в "третьем состоянии", вне движения и покоя. А поскольку мерой движения и покоя является время, то небо вне времени. И поскольку небо дает всему место, самому же ему ничто другое места не дает, то оно и вне места. Но тут физика уже переходит в метафизику.
О небо, небо, ты мне будешь сниться...


Рецензии