Гигантомахия в эпосах мира

Гигантомахия, или борьба богов с гигантами, это понятие известное прежде всего по мифам древней Греции. Однако упоминания о гигантах можно отыскать и в прочих мировых мифах. Именно об этом я и собираюсь поразмышлять. Прежде всего обзор источников. Древнегреческий миф всесторонне изучен, и по этому я не стану его рассматривать, отмечу только, что именно по нему широко известна мифологема не банальной борьбы за власть между олимпийцами и уранидами, а сакральная борьба сил порядка и хаоса. Так же не хочется опускаться в жутко запутанную индийскую иерархию рас богов и демонов, хотя там, разумеется, подробно описаны битвы небесных сил. В русском эпосе, точнее в том, что от него сохранилось в виде цикла киевских былин, гигантов, как таковых нет. Огромные размеры богатырей в некоторых сюжетах( о том, что можно убрать всадника в карман, или о том, что можно в ручную снять золотые купола), это лишь гипербола, литературное подчёркивание силы персонажа. Единственный, пожалуй настоящий великан- это Святогор, однако он появившись на просторах былин, тут же и исчезает, что указывает на его древность, прошлое поколение народных героев, предшествующее современным создателям былин Ильи и Добрыни. И это не удивительно, былины киевского цикла- сформировавшийся позже всех миф, всё ранее созданное безвозвратно утрачено, славянского(а не русского) мифа мы к сожалению не имеем. В еврейских(семитских) мифах Ветхого завета так же ужасно мало упоминаний о гигантах, в основном всё про то, что они плохие, и их утопило в Ноев потоп. Правда есть упоминание об Оге, которого спас лично Ной. Интересная параллель есть в Эдде, но об этом чуть ниже. Голиаф, противник Давида не гигант, а просто здоровенный вояка, хотя создатели мифа всё равно, возможно даже не осознанно, навешивают на него все качества носителя хаотического начала, то есть атрибуты настоящих гигантов.
Итак, в рассмотрение я беру эпосы скандинавов(Эдда), карел(Калевала), ирландцев(Битва при Маг Туиред), а также несколько не к месту эпосы индейцев доколумбовой Америки,  Пополь-вух майя и собранные в книге Лонгфелло сказания оджибве. Согласен, не очень видна между ними связь, но это даже лучше. Не приходится говорить о заимствовании сюжета. Возможен только один вариант их родства, в случае, если всё там описанное происходило на самом деле, и различные народы при расселении сохранили память о реальном событии, со временем облачая его в атрибуты мифа.
Сначала хотелось бы озвучить тезисы, которые я собираюсь ниже доказывать: в мифах всех народов описаны гиганты, как носители разрушающего начала, враждебного людям; чем плотнее взаимоотношения героев эпоса с великанами, тем эпос древнее, чем древнее эпос, тем лояльнее герои и гиганты(вплоть до происхождения одних от других, смешанные браки, дружеское отношение и т. п. );и наконец, люди и гиганты вполне себе мирно сосуществовали на заре человечества и соответственно на закате гигантов. Что бы не схлопотать обвинение в «ненаучности» обязан добавить «Разумеется только как литературное явление.»
Доказательства первого тезиса. Прежде всего широко теперь известная, благодаря кино, борьба Тора против ётунов. Тор- защитник мира людей от злобных ледяных исполинов, ему даже приходится истреблять великанш, что бы их племя не стало слишком многочисленным. Кстати за это над ним смеялся Один. На самом деле отношения богов и ётунов гораздо разнообразнее. Того же Тора обегорил великан Скрюмир. В котле водного исполина Эгира боги варят себе пиво. Данный сюжет я воспринимаю буквально, а не как метафору круговорота воды в природе и мировом океане.  Скади, жена Нъёрда- великанша. Гуннлёд, которую соблазнил Один- тоже. Кроме того, все Асы- это дети Одина- всеотца, а он ведёт свое происхождение от ледяных великанов, от Имира. Из плоти Имира и был создан мир. Кстати, вот и параллель с ноевым потопом, в крови Имира потонули все великаны, кроме одного, спасшегося на лодке. То есть произошла смена человечества, как  в библейском сюжете. До потопа были великаны, а потом нет. То есть мифы Эдды- современники Ветхого завета, не смотря на разницу в появлении цивилизации на ближнем востоке и в Скандинавии в несколько тысяч лет. Как и в Ветхом завете, так и в Эдде есть отсылки к каменному веку, что указывает на их древность. У скандинавов есть упоминания, что самыми крепкими предметами являются именно каменные изделия, как то щиты, кубки и т. д., крепче только головы ётунов. В Калевале вообще нет противостояния героев и гигантов. К уснувшему много веков назад(умершему) великану Виипунену обращается за тайными заклятьями сам Вяйнемёйнен, из моря является медный великан что бы помочь ему в беде. У ирландцев сложнее, в их параистории племена сменяют одно другое, но вроде считается, что самые злобные и примитивные- это Фоморы, аналог скандинавских ётунов. Им атрибутируются все черты хаотических сил, они огромные, дерутся дубинами( толстыми копьями), обладают только примитивной магией, в отличие от племён богини Дану. Промежуточное потложение занимают Фир Болг .
В народном фольклоре, уже после христианизации, великаны сливаются со стихийными духами, вырождаются в изначально враждебные человеку природные силы. В образах сказочных( именно сказочных) троллей отражаются все эти черты: уродливость, склонность к людоедству, от их былой мудрости не остаётся и следа, в лучшем случае они хранят какие- то сокровища. Это в принципе не удивительно, очень агрессивно шла замена народного мифа на церковный(даже боги Асгарда превратились в демонов дикой охоты), а самое главное, шло формирование нового классового строя, человек отдалялся от природы, замыкаясь в границах городов, и в границах своего класса общества.
Это, что касается старого света. В свете новом люди не шагнули дальше каменного века, однако есть существенное отличие в различных культурах. Майя, сформировавшие рабовладельческий строй, вроде как на переднем краю «эволюции» общества того мира, сохранили более развёрнутой тему гигантомахии в своих преданиях. В основном повествуется о подвигах двух поколений полубогов, основной заслугой которых и является борьба(убийство) гигантов. Причем, что есть параллель к библейскому сюжету, гиганты(отец и два сына) виновны перед неким высшем божеством( Триединым сердцем  небес) в своей гордыне. Герои эпоса решают, «что это не хорошо», и отправляются на их истребление, причём в случае с главным гигантом, Вукуб Кашишем, их заслуга не в убийстве как таковом, а в сломе его гордыни. Далее есть отдельный миф о их борьбе с демонами преисподней(Владыками Шильбальбы), которые так же повинны прежде всего в гордыне, а уже потом в посягательстве на жизнь главных героев и в убийстве их отцов. Отдельно присутствует и сюжет о потопе и смене поколений людей. Видимо целостный миф, наподобие библейского, в народной традиции расслоился, подчеркивая три основных момента, порочность гордыни, борьбе гигантов за власть, и о их гибели. Народ оджибве оставаясь на стадии родоплеменных отношений сохранил общие эти черты, но без персонификации. Полубоги североамериканских индейцев просто защищают свой народ от несущих хаос первобытных сил природы. Выражается это в том, что борются их герои не с гигантами, как таковыми, а с гигантскими животными, медведем Мише Нама и осетром Мише Моква. В принципе это понятно для племени охотников- гигантский медведь может загрызть, осётр- утопить. О каких либо тонких взаимоотношениях между людьми и великанами их народная традиция ничего не сохранила. Именно не сохранила, а не не создала. Это можно проследить и у других культур. При деградации эпоса до сказки, на стадии героического предания, данный сюжет известен. Так боги Олимпа борются с титанами и богоподобными демонами вроде Тифона, а на долю Геракла достаются чудовища попроще- вепрь и лев. Так же и Асы борются с колдунами и богатырями народа ётунов, а герои Сигурд и особенно Беовульф с просто драконами.
Итак резюмирую; чем подробнее в эпосе описаны взаимоотношения людей(даже через образы богов) и гигантов  тем эпос древнее, и соответственно целостнее, как литературное явление. То есть тем ближе время его создания к описанным в нём событиям. Если не считать, что где то, когда- то великаны, продавливая своей тяжестью землю, жили рядом с человеком современного типа, то стоит считать, что в памяти всех народов мира запечатлена память о преодолении в характере человека первобытных черт. Память о первой культурной революции в массовом самосознании. И разумеется человечеству следует сделать самому себе замечание, ведь если новая, лучшая, мораль была сформирована чуть не в каменном веке, и память об этом дожила до наших дней, то что же мы с вами творим такие безобразия в современности?


Рецензии