Калевала это не водка

Работая на одном из старейших предприятий республики Карелия, я не мог не обратить внимания на следующее: В линейке продукции есть водка «Калевала», кстати неплохая водка, но на этикетке присутствует такая бравурная подпись «по мотивам великого северного эпоса». Я так понимаю иметься в виду карело-финский эпос, вряд ли скандинавская Эдда, или эстонский Калевипоэг.  Так вот, ни в одном из них герои водку не пьют. Ещё бы, ведь перегонный куб появился только в средневековье, а не в период формирования северного эпоса- это начало железного века, встречаются отголоски бронзового и даже каменного веков. ( В Эдде есть упоминания, что самыми крепкими предметами являются именно каменные изделия, как то щиты, кубки и т. д., крепче только головы ётунов). А самое главное- все персонажи пьют исключительно пиво. Множество сюжетов посвящено именно пиву. Поскольку у меня есть некоторые скромные успехи в изготовлении алкогольных напитков, это особенно интересно.
 В Эдде есть сюжет, как асы добывали котёл Эгира для того что бы сварить пиво для своего пира. Но дошедшая до нас Эдда- это в лучшем случае сотая часть богатейшей скандинавской культуры, а вот Калевала- другое дело. В ней подробнейше описано, как при подготовке к свадьбе своей дочери Лоухи, хозяйка Похъялы(кстати, такая водка тоже у нас есть) варит пиво. Вот на этом я остановлюсь по подробнее. Есть мнение, что эпические руны содержат образовательный  для современника элемент.  Подробно описано несколько попыток Лоухи приготовить напиток. Я усматриваю в них описание смены технологий, эволюцию пивоварения. Призывая различных волшебных помощников(что вообще и является отличительной чертой эпоса. Между прочим все зверюшки в заграничных мультфильмах, что приходят на пение принцесс это они и есть.).  Лоухи пробует три технологии соответственно с  их появлением. Сначала используется для запуска брожения чуть ли не мусор из избы, самый древний способ, ведь дрожжи окружают человека, то есть готовили сусло, а потом забродит, не забродит, как повезёт. Далее следует попытка запустить процесс при помощи слюны, причём медвежьей. Подобный способ косвенно описан и в Эдде, после заключения мира Асы и Ваны смешивают в священном сосуде слюну, и из неё рождается человек(карлик) Квасир(имя его родственно слову квас), он отличался красноречием, а потом из его крови создали «мёд поэзии», это отдельная история, но общий смысл её ясен. Красноречие и поэзия- дар хмельных напитков. Проще говоря, пьянка развязывает языки.
В конце концов, у Лоухи всё получается, свадьба удалась на славу, а пиво она приготовила с помощью закваски из мёда, что доставила ей с небесных полей пчела. Священность пива подчёркивается и тем, что хмель появился и был собран на поляне Осмо, неком сакральном для карелов центре мира, который возможно имел и реальное воплощение. Вообще в индоевропейской общности чувствуется священное отношение к алкогольным напиткам. Вывод из всего этого я делаю такой: несмотря на множество символизма в народном эпосе содержится множество достоверной, полезной информации, и у древних можно весьма многому научиться.


Рецензии
Достоверная и полезная информация в народном эпосе.Да, конечно.Спасибо. Интересно. Успехов.

Ирен Бертрам   16.02.2017 21:38     Заявить о нарушении
А Манас - не коньяк.

Алексей Аксельрод   17.02.2017 12:24   Заявить о нарушении