Послесловие Сonclusio Donum Auctoris От автора

            "Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог" – Библия. Новый Завет. Первая строка Евангелия от Иоанна. 
In principio erat Verbum et Verbum erat apud Deum et Deus erat Verbum – на латыни;
Въ нача;л; б;; сло;во, и; сло;во б;; къ бг;; [;у; бг;а], и; бг;ъ б;; сло;во – в переводе на церковно-славянский, etc...  Более, чем на семи тысячах языках по всей Земле. Так было у Бога.
            Для меня это произошло во второй половине жизни.
Вначале у меня было:
"...Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
— Почём опиум для народа? За дверью молчали".

"— Ваше политическое кредо?
— Всегда! — восторженно ответил Полесов".

"Вот, что крест животворящий делает!" —
 
Защищённая собственным неверием, я искренне хохотала в голос от крылатых фраз атеистического советского юмора,  не понимая ни ёрничества в них, ни сарказма.
           Узнала позже, что "credo" в переводе с латыни означает вера.
Уверовала, что осенение крестом поистине открывает не только двери, но и сердца.
Гораздо позднее, уже воцерковлённая, при подготовке к экзамену о жизни святых, поняла значение фразы "Ora et labora".
Я долго и тяжело болела. Язвенная болезнь желудка с пенетрацией в поджелудочную железу. Знакомый с этим диагнозом, может представить нестерпимую боль, которую нужно выдерживать. Но!
Благословенным Однажды мне приснился монах в белом одеянии, который понимающе-сострадательно взирал на меня, внимая каждому слову. Именно "взирал" и "внимал", – глаголы "смотрел" и "слушал" категорически не описывают взгляд  высокого, крепкого мужчины в балахоне до пят. Создавалось впечатление, что он слышал  меня и глазами. Мы шли длинными коридорами, он непрестанно и сосредоточенно перебирал пальцами деревянные бусины, объединённые нитью. Позднее я узнала, что это – святой Розарий или Венчик Милосердию Божию, попросту – чётки. Монах сделал приглашающий жест, и мы спустились в подвальное помещение, стены которого светились белизной. Из узких высоких стрельчатых окон лился мягкий рассеянный свет. По всему периметру помещения, плотно один к другому, выстроились стеллажи со склянками.  Указывая на них, монах произнёс: "В одной из них – твоё лекарство, оно вернёт тебе здоровье. Бери". Теперь я понимаю, что он подразумевал не телесное, а духовное здоровье. Он не сказал "заживит язву", не выбрал лекарство, не подал его мне, не указал полку, на которой требуется искать, и с которой взять, – не навязал свой выбор. Мне самой. Самостоятельно. Без подсказок Решать. И Выбор делать мне. Я растерянно стояла посреди зала и озиралась. От пола до потолка – стеллажи и стеллажи. Но удивительно, - они не застили оконный свет и не загораживали выход. И я решилась. Подошла к одному из них, расположенному у окна, взяла бутылочку, перевернув, прочла: "Ora et labora". Проснувшись утром, записала не встречаемую до селе фразу. Никто из моих знакомых и друзей не смог объяснить её значение.
Когда я, будучи студенткой Академии Теологии для прихожан, читала о жизни св. Бенедикта, основателе ордена, меня обрадовало, что его день рождения совпадает с моим! А потом – как ток! удар молнии! – девиз братства, фраза из моего сна: "Ora et labora". Латынь – удивительный, энергоёмкий язык! Кто назвал его мёртвым? – не понимаю и не принимаю. Эти два слова можно расшифровывать по-разному: "молись, работая", "работая, молись", "молитва как работа", "работа как молитва".
Был занятный эпизод в моей жизни. На новой работе каждый служащий должен был подобрать для себя пароль для входа в программу. Для меня им стал девиз братьев-бенедиктинцев. "Поморгав лампочками", система ответила, что мой пароль слишком сложен. С тех пор я уверена, что лучшая защита от спама – Божья!
               2016 год папой Франциском был объявлен внеочередным Годом Милосердия. Торжественно, величаво, боговдохновенно, с песнопениями и молитвами на Службах, во всех Храмах и поместных Церквях, по всей Земле для верующих и неверующих были распахнуты Врата Милосердия. Год завершён. Врата закрылись. 
Говорят, когда закрываются одни двери, в тот же миг открываются другие.
Дела милосердия, как дорога в Истине и Правде к Тому, Кто является Милосердием, не заканчиваются с закрытием Врат до тех пор, пока мы духовно живы, пока бьются любящие сердца наших возлюбленных, и жива память об ушедших.
Я назвала книгу "Две Оси" – это Крест Божий, символ православной веры,
символ распятия Бога-Сына, принявшего на Себя все грехи мира. Мы все в той или иной мере верим: в Бога, в чудо, космический разум, закон равновесия, компенсации и справедливости. Носим нательные крестики: для кого-то - это символ веры, для кого-то - украшение. Готовы подолгу смотреть на кресты, венчающие златоглавые купола храмов Божиих. И они нас не отвращают, не раздражают, а притягивают, тревожат и вдохновляют. Мне кажется, что все церкви земные крестами врастают в небо, держатся за небо, объединяют небо с землёю, и только поэтому всё мироздание стоит и не рушится.
     "Две Оси" - две оси координат каждого из нас, с точкой пересечения в центре, которым является необъятное милосердное Божье Сердце.
Меня спросили: "Вы намерены продавать книгу?" И я ответила: "Нет! Я намерена книгу преподносить в дар. Потому что у Бога нет цены. Бог не может быть проданным. Бог бесценен".
Когда я была девочкой, мы получали бандероли и посылки от бабушек-дедушек, на которых было начертано "б/ц". Мама пояснила - "без цены". В моей детской голове утвердилась мысль, что присланное от мамины-папиных мам-пап настолько ценно, что просто бесценно.
             Говорят, "с миру по нитке - бедному (голому, нищему) рубаха". Не наш случай. Устарело. В век тотального Second Hand-а мы вкушаем его щедроты за совсем недорого! А ещё говорят, что "своя рубаха ближе к телу", "сова о сове, а всяк о себе" и "не учите меня жить, лучше помогите материально". Нет, не о себе пекусь. Не о себе печалька и думка моя. Не для своего личного долгоденствия зародилась в моём мозгу, приобресть себе славу за чужой счёт. Уже выбрана типография. Вёрсткой занималась Ирина Паскаль, альт приходского хора. Известный художник-график Сергей Петрич из Ивано-Франковска прислал сканы работ. Предисловие к рукописи написали писатель-прозаик Василий Тимофеевич Галайку и Татьяна Орлова-Волошина.   
            Моё credo: "Мир не без добрых людей"!
Я люблю свою Маленькую солнечную, виноградную, гостеприимную Родину, верю в щедрость её народа. Тот, кто любит свою страну, никогда не пойдёт убивать её сыновей, грабить её имущество. Будет усердно, пошагово приближать недостижимое пока что светлое будущее, воспевая её в стихах и молитвах. Аминь!

Наталья Мухина (Родина),
прихожанка церкви "Провидение Божие",
Ответственный секретарь, член Правления
Ассоциации русских писателей Республики Молдова.
г. Кишинёв
P.S. Книга духовной поэзии "Две Оси" вышла в марте в типографии "Сириус" города Кишинёва. Презентация состоялась 27 мая в рамках Дней Славянской Письменности и Культуры в РМ.
Видеоролик подготовил Александр Бодягин, профессионал-фотокорреспондент https://www.youtube.com/watch?v=v8_ODvTilEc
Смиренно и незаметно для выступающих снимал видео  Игорь Киселёв
https://www.youtube.com/watch?v=6NDkyJmR7js               

               


Рецензии