Ангел Хранитель

       
          Мы не знаем в какое время и в каком виде перед нами предстанет наш Ангел Хранитель. Глаза и уши могут нас обмануть. Слушайте только сердце своё.



         «Он меня ударил» эти слова, словно птицы, запертые в клетке, бились о невидимую преграду и не желали успокаиваться. Прошедшие полчаса, а то и час показали, мысль причинявшая боль её душе не собиралась и вовсе покидать сознание Елены.
         Недавняя ссора и рукоприкладство мужа к ней произошла в течение нескольких секунд. Всё началось с простой словесной перепалки. Затем бах, её левая щека, будто обо что-то ударилась. Боль, ожёг и онемение уха и щеки. Что произошло? Елена поняла двумя секундами позже. Рука Бориса, её мужа распростёртая и напряжённая спускалась вниз, а его лицо выражало неподдельную злость. Губы сжаты, глаза сужены, желваки вздуты, а глаза страшные. Таким она видела его первый раз. "Значит, это его рука ударила меня. Он захотел ударить меня и сделал это". Шок оттого, что её ударили, ослабил боль, осталось  онемение, и оно словно груз тянула голову куда-то в сторону. Само действие не принималось разумом. Любимый муж её ударил. Как и почему это произошло? Глаза наполнились слезами, а душа чувством растерянности. Но это будет чуть позже. А в первую минуту после случившего Лена не знала, что думать и делать.
Они стояли друг перед другом и молчали.  Последствие шквала эмоций двух супругов был тяжёлым моментом. Но Елена при муже смогла сдержать слёзы, она только широко раскрытыми глазами посмотрела на него, повернулась и направилась в спальню. Зашла в комнату, закрыла за собой дверь, легла на кровать, свернулась клубочком и вот теперь зарыдала и тихо завыла в подушку.
          Борис не бросился за ней просить прощения ни сразу, ни потом. Она не знала, в этот момент он сам испытывал шок. «Она на меня кричала. Ведь, я же мужчина» думал он. Хотелось найти оправдания случившемуся. Мозг лихорадочно искал, хоть что-то, что можно использовать в пользу мужчины.  Но все доводы обелить себя были столь зыбкими, и ссылаться на них глупо. Что-то было новым в его поведение и не хорошим. Сейчас он это осознавал. «Пойти самому на примирение покажу  слабость. Чёрт, знает что случилось? Как быть? Я же мужчина» дальнейшие размышления сковывали его чувства к любящей жене. Растерянный и подавленный он тут же в зале сел на диван и стал смотреть в одну точку. Казалось, жизнь разрушена. И тут же, «да, что это я слюни распускаю. Я мужчина». В этот момент он был не в состоянии трезво оценивать случившееся и к тому же вспомнить, что шесть месяцев назад перешёл работать в другой рабочий коллектив. В первый же день работы отметил, что нравственный и моральный уровень людей, с которыми ему предстоит работать, желал быть лучше или выше. Дальнейшие дни показали его наблюдения имели под собой основу: идея культа мужчины была постоянной и распространённой темой в разговорах этого сообщества. Муссировалось мужское возвеличивания и преобладание над женским полом, и Борис незаметно для себя проникся этой идей. «Как здорово, я стал понимать истинный смысл слова - мужчина» как-то на днях он сказал сам себе. Так же не заметил, что коллективный мужской природный инстинкт  «преобладать» взял верх над его собственным здравомыслием. Его мужское начало стало требовать к себе больше внимания, работу разума занимала рассуждений о самом себе. Всё это с ним случилось, за какие-то пол года. Теперь он сидел на диване и вспоминал отрывки разговоров в бригаде. О воле и силе мужского характера. И сейчас в состоянии отрешённости пытался дать оценку мыслям произносимые в мужском коллективе. Словно прозрение открылись глаза на ложь и хвастовство в речах его товарищей, которые принимал за истину. Он силился понять самого себя, душа была завалена буреломом  из историй чужой мужской жизни. Силился там найти самого себя.
          Впрочем, Елена не ждала его прихода, даже не думала об этом. «Он ударил меня» птицы в клетке продолжали биться в её голове. Елена лежала и тихо всхлипывала. Чувство обиды душило. «Да, действительно, было обидно. Одним взмахом руки тебя унизили». Встрепенулась, стала вспоминать, в тот момент в зале были дети или нет? «Ах, да, они были на улице. Перед тем, как пойти гулять Коленька попросил найти  его рукавички. Нет, это не я унижена, это Борис унизился, что поднял руку на любимую жену» говорил ей внутренний голос «но униженной чувствую себя я. А, может, он меня давно не любит? Как дети подросли, ему до меня и дела нет. Или у него появилась другая женщина? Может, я ошибаюсь, но, то, что он не кинулся за мной сейчас в спальню с извинениями, может подтверждать мою догадку». Чувство обиды сдавило сильней. Она продолжала лежать в одежде на кровати, чего раньше себе не позволяла. Думала, наступит утро, надо будет выходить к семье, готовить завтрак, всех кормить. Вспомнила мужа в момент ссоры, на его лице была злость и растерянность. «Как он утром будет смотреть на меня?». В процессе тяжёлых дум она потянула на себя свободный край покрывала,накрылась им и, незаметно для себя, заснула.
Утро было обычным, как и все до этого дня. В шесть часов она была уже на ногах. Полезла в холодильник за продуктами, включила плиту. Вскоре кухня наполнилась шипением, бульканьем и фырканьем. Поднялись дети, зашли на кухню, здоровались с мамой и убегали по своим утренним делам, возвращались и садились завтракать. Затем появился он. «Помятый, видимо, не спал всю ночь, переживал, что сделал» сказала она про себя.

             -  Здравствуй, Лена, - произнёс он.
На приветствие она не ответила, только сказала.
             -  Садись завтракать.

             «Получилось грубо. Нет, я не так хотела. Хотелось мягче. Вот ведь, оказывается, не умею нормально говорить. Хочется с напором, по грубому».

             Дети заканчивали есть. Один за другим они выходили из-за стола, говорили спасибо и уходили собираться в школу.
«Он не произнёс слов извинений, считает себя правым". Эмоции заговорили вновь. "Значит, он хочет, чтоб я чувствовала себя униженной» проносилось в её голове «видно, что сам растерянный». Вслед за эмоциями верх взяла чувство обиды, трезвость размышлений прерывалось и хотелось наговорить Борису столько всего. И приготовилась это сделать.
           -  Лена, то, что я вчера сделал . . .
           -  Ты ударил меня, Боря, ты мне сделал больно, - прервала она его, - до сих пор не произнёс слов извинений. Понимаешь, ты разрушил наши отношения, ты разрушил нашу семью . . .

          Слова потоком понеслись из её рта. Это были не секунды, а минуты атаки. Вдруг,  остановилась. «Боже мой, что я говорю». Поймала себя на том "говорю не я, а какая-то баба". На её глазах выступили слёзы. «Боже мой, я умею спекулировать эмоциями. Самой противно».

           Что произошло вечером, он помнил плохо. Вернее, не помнил ничего. Будто этой минуты не было. Говорили на повышенных тонах. Всего на всего обсуждался вопрос небольшого ремонта в коридоре. Лена давно задумала поменять прихожую, а перед этим надо было переклеить обои, повесить новое бра, так же по мелочам набралось, что делать. Только за всё это браться Борису не хотелось. Ни то, что Борис был ленив или не ленив. «Как только подумаешь о предстоящей грязи,  желание к этому делу не пробуждается. А тут на производстве работы навалилось. После неё ни чему руки не лежат. До Нового года оставалось два месяца и Лене, как многим женщинам, хотелось что-то изменить в квартире, обновить перед праздником. Она даже присмотрела в магазине прихожую с полочками и двумя ящичками. На праздник намечались гости, и ей хотелось похвастаться. Дни шли, но ремонт оставался только в мечтах. Несколько раз пыталась говорить с Борисом, он кивал головой, обещал, начнёт делать. И вот вчера она решительно оторвала его от телевизора, начала разговор. Дети в это время ушли на улицу гулять.
           -  Боря, мне бы хотелось сделать ремонт в коридоре до Нового года. Ты обещал, но ничего не делается.

           Елену можно было понять, в своём воображении она уже видела новые обои, прихожую. Ей представлялось, как приходят гости, и любой разговор ненавязчиво переходит к ремонту. А тут, на тебе, Борис и в ус не дул.

            -  Лена, ну зачем тебе эта волокита? Гостям всё ровно, какие у тебя обои, им главное выпить и закусить.

            «Полнейшее равнодушие – думала она - нет, Борис не был таким. Когда начали жить, всё делал сам. Появились дети, помогал во всём. Потом, правда, стала замечать дела, которые не были срочными, откладывались и  оставались не сделанными.  Видела, Борису не хотелось ими заниматься. Дальше больше, правда, все это сглаживалось, нивелировалось, и жизнь продолжалась. Конечно, его можно понять. Человек взрослел, становился старше, всё надоедало. Работа его не из лёгких.  Лишний раз хотелось отдохнуть, полежать на диване. Что говорить, мужикам надо совсем другое, и они не интересуются, чем живёт женщина. Это выясняется потом, с годами, когда первые вехи жизни пройдены, и чувства начинают остывать. До поры, до времени приходится мириться. А потом начинается выяснения отношений. А с другой стороны, мы женщины лучше мужчин, что ли? С нами происходит тоже самое, красивые и привлекательные в молодости с годами мы теряют яркость внешности, взамен накапливается опыт жизни. Это в лучшем случае. В юности мы романтичны и идеалистичны, затем бытовые вопросы берут верх, а мы превращаемся в баб, становимся  капризными, придирчивыми и мужьям неинтересные. Бытовой вопрос мужчин интересует куда меньше. Когда у них проходит время романтики и идеализма, на смену приходит диван и телевизор».

Всё это в сознание Лены неторопливой лентой двигалось нескончаемым потоком.
Для Бориса этот поступок был полной неожиданностью. Словесная перепалка закончилась ударом по щеке жене. За ней в спальню не пошёл от растерянности, просто забыл это сделать. Сел на диван, долго о чём-то думал, затем лёг, натянул на себя плед и пытался заснуть. Конечно, не спал.  От чего утром голова была тяжёлой, вид неважный, помятый. Лена заметила это сразу. Но какие могут быть вопросы или объяснения, когда точка итог десятилетней совместной жизни была пройдена вот таким образом и эмоции, как разгорячённые кони, готовы в бой. В дальнейшем после происшествие для него жизнь не сулила ничего хорошего. Борис это понимал
У неё и у него эмоции искали выхода. Для неё утром они вышли по-бабьи.

            -  Ты меня вчера ударил. Унизил. Нет, ты унизил не меня, а себя, ударил женщину, свою жену. Ты, оказывается, ничтожный человек . . . а я думала ты . . .

На второй, а может на пятой минуте её морального шквала Борис поднялся, отреагировал так же эмоционально и коротко.
             -  Просить прощения не буду. Я мужчина.

И вышел из кухни. «Я уйду к маме жить» услышал он в спину. Борису на работу к восьми и он торопился.  Лене было легче, она могла прийти на работу к девяти, а то и десяти. У неё был ненормированный рабочий день. После ухода мужа сразу позвонила подруга.

            -  Ленка, подъезжай к десяти. Михалыча сегодня не будет. К обеду мы справимся.

            До девяти Лена собиралась вещи, чтобы вечером зайти за ними, забрать детей и уехать к маме. Да, она всерьёз решала это сделать. «Ударил один раз, ударит второй раз, а потом не остановить». Железная бабья логика брала вверх. «Нет, я не позволю с собой так поступать».
             Борис спешил, он подходил к своей остановке. Взбунтовавшие эмоции искали выхода. Не кричать же прямо на улице во всю глотку, чтобы выпустить пар. Эмоциям ничего не оставалось делать, как начать бороться друг с другом. В таком состоянии окружающий мир перестаёт существовать. Быстрым шагом проходил сквер, за ним была автобусная остановка. В этом месте Борис вдруг остановился, на секунду вырвался из власти отчаянной внутренней борьбы, и посмотрел на человека, сидящего на скамье сквера. Почему он обратил внимание именно на него, ведь рядом шли другие люди? Трудно сказать. Правда, человек был, по виду давно вышедший из нормальной социальной колеи. Одежда рваная, грязная, сам заросший. Бомж. Они встретились глазами. Короткий взгляд и Борис прошёл дальше. К остановке подходил его автобус, и ему хотелось на него сесть, ускорил шаг. Вдруг остановился, ему показалось, тот человек его позвал. Две секунды борьбы. Из автобуса вышли люди, бегом можно успеть. Но его позвал человек. Может, ему нужна помощь? Или плюнуть на него и в автобус. Поднял ногу сделать шаг вперёд. Нет, человек меня звал, как я могу не откликнуться. Повернулся, и увидел человек не сидел, а стоял. Борис подошёл к нему. Почувствовал неприятный запах от него, но отступать, назад не решился.
             -  Мне показалось, вы меня звали?
             -  Молодой человек, я понимаю, вы спешите. Но не могли мне помочь. Мне кажется, у вас доброе сердце. У меня нет денег, а ехать надо. Посадите меня на автобус, на котором поедите вы. Мне нужно добраться до кладбища.
             -  Но от этой остановки автобуса напрямую до кладбища нет, - растерянно ответил Борис.
             -  Я знаю. Но разговаривать со мной остановились только вы, другие люди проходят мимо, не желая со мной общаться.

Несколько секунд Борис стоял в растерянности. То, что незнакомец упомянул его доброе сердце, ввело Бориса в состояние ступора. Вчерашний его поступок и сегодняшнее утро говорили обратное. Но мужчина прав, у него всегда было доброе сердце. Он это откуда-то знает.

               - Да, конечно, давайте я вас посажу на автобус.

Борису пришлось терпеливо ждать, когда мужчина шаркающими шагами дойдёт к остановке,в этом деле он помогал себе палочкой. На удивление сразу подошёл нужный автобус, и Борису пришлось помогать забраться незнакомцу в салон.  Людей внутри почти не было.
              Автобус, неторопливо стал двигался в потоке машин. Перед наступающим светом ночные сумерки нехотя отступали. Мороз, напротив, с рассветом только усиливался. Борис некоторое время смотрел в окно на человеческую суматоху. Машины и люди куда-то спешили. Затем взгляд перевёл на человека, которому взялся помочь. Как было сказано, этот человек по внешнему виду, видимо, был уже давно выброшен из нормальной социальной жизни. Первое, что бросалось в глаза, одежда для этого времени года у него была довольно лёгкая. Обычная осенняя куртка. Хорошо, что застёгивалась до верха. На голове видавшая виды и, видимо, пережившая не одного хозяина, шапка ушанка. Измятая и зашарканная. «Да, этого человека жизнь потрепала». Их глаза вновь встретились. «После чего, продолжать молчать было глупо. Ещё подумает, будто противно разговаривать с ним». Какой ни есть, он человек. А с другой стороны, можно промолчать и ехать так.
               -  Отец, вы сказали, что хотите добраться до кладбища. Но, на улице мороз, холодно. Кладбище, думается, всё занесло снегом. Ни пройти, ни проехать. Какая нелёгкая вас туда несёт?

               Образовалась пауза. Мужчину можно было понять. Учитывая погодные условия и его статус говорить о чём-то мелком и обыденном было бы нелепо. А нормальные дела делаются в нормальную погоду. Нужна была какая-то, но серьёзная нелепость, в которую можно поверить. Просить у первого встречного помощи просто так прокатиться, за какой-то мелочью, глупо. А через час придётся обращаться во второй раз. А то и в третий. Кто знает? Для этого должен быть веский довод или такая странность, что повела его в мороз к чёрту на кулички. Мужчина с ответом задерживался. Он смотрел то вниз, то поднимал глаза на Бориса, затем вновь взгляд устремлял в пол.

           -  Я еду на кладбище, чтобы там найти могилку жены и на ней умереть, - наконец ответил он.

           Как следовало было ожидать ответ должен быть нелепым. И он прозвучал. Слова сумасшедшего. Стоит ли на них обращать внимания? Этот человек может и не такое выдать. Подобным образом на месте Бориса мог бы расценить какой-нибудь другой человек. Но Борис, как помнится, был не в лучшем душевном положении. Пока он шёл до остановки в голову лезли разные мысли. И рисовали они не радужную картину. Вплоть до самых крайних. «Да катись оно всё к чёрту. Думалось, вечером прийти домой, если жена будет что-то говорить. Возьму чемодан, положу вещи и уйду. Пойду к Виктору, всё ровно один живёт, потеснится. Несколько дней у него поживу, а там жизнь покажет. Делить с Ленкой ничего не буду. Это по-мужски. И чем я лучше этого человека?». Ответ незнакомца Бориса ввёл в состояние растерянности. Теперь пауза была за ним.

                -  По – видимому, вы так сильно любили свою жену, что не можете дальше без неё жить.
                -  Просто сказать да, для ответа будет мало. Мы долгое время не жили вместе. Когда-то  давно я обидел её. К моменту нашей ссоры у нас было двое детей подростков. После нехорошего случая мы не могли прийти к мирному соглашению, и мне пришлось уйти. Взял чемодан с вещами и ушёл.

У Бориса расширились глаза. Мужчина продолжал.

                -  Не скрою. Трудно мне было. Конечно, работал. Старался помогать семье. Сам таскался по углам. В общем-то, повидал разное.
Он замолчал.
                -  И что же дальше? – с трудом выдавил из себя Борис.
                -  Так и жили. Я её любил и она, по-видимому, любила меня. Вот жить начать, вместе не получалось. Будто какая-то невидимая преграда стояла между нами. Дети выросли, своей жизнью стали жить. У меня в этот период случились трудности с работой, новую семейную жизнь начать не получилось. Да и так потерялся смысл к жизни, стал выпивать Дальше больше и вот стал тем, кем стал. Ну, я то, ладно мужчина. Меня больше мучило то, что моя супруга не смогла вновь построить себе нормальную жизнь. Она так и не нашла себе мужчину. В этом виноватым считаю себя. Болела, когда получалось, я навещал её. Недавно встретил дочку. Она сказала: « мама умерла неделю назад». Страшная новость для меня. Думаю, зачем я живу, если её нет? Который день я ругаю себя, что не смог увидеться с моей любимой перед смертью. Она была жива и у меня был смысл жить, а сейчас нет её и нет смысла.

                Последние слова этого человека были сказаны с такой тоской, что у Бориса к глазам подступили слезы, он смотрел на него, а душа откликнулась на боль его сердца.
На очередных остановках одни люди выходили из автобуса, другие заходили. На следующей  Борису выходить. В какой-то момент голос водителя из микрофона вернулся его к себе,а сердце радостно заколотилось от понимания что говорил этот человек. Восторженность и появление какого-то нового чувство наполняли душу. Ему хотелось быстрее выйти, на простор, на свежий воздух. Вот и его остановка, но прежде чем выйти, он приблизился к своему новому знакомому и сказал.

               -  Отец, спасибо вам! Я не могу сказать, правы вы или нет в своём стремлении. Но я согласен с вами в том, что вы следуете зову своего сердца.

Повернулся и направился к выходу. Мысль о том, что своим уходом из семьи он больше страданий принесёт своим родным. Получается, бежит от трудностей и не более. Этот шаг безответственен, не мужской. А детям, безотцовщина, страшный приговор. Хотелось домой бегом, лететь. К жене, к детям. Просить и молить о прощении. Если я, действительно, мужчина, то должен поступиться своими принципами. Счастье близких людей важнее.

              К девяти утра Лена успела приготовить вещи к переезду. Затем торопливо собралась и вышла из дома. На транспорт она садилась в противоположной стороне от дома. Подошла к остановке и забежала в подошедший троллейбус. Она хорошо знала город и все кратчайшие пути. «Выйду на Революционеров» решила она. Шесть остановок за пятнадцать минут. Вышла из троллейбуса и, как всегда, быстрым шагом направилась к параллельной улице. Там можно было сесть на автобус. Ещё пять минут и подходила к остановке. Всё это время не прекращала думать о предстоящем разговоре с Борисом. Вспомнилось, где-то недавно прочитала статью об увядающей любви. В статье отмечался период от семи до десяти лет семейной жизни, затем, как показывает статистика, частые случаи супруги расходятся, даже дети не становятся сдерживающим смыслом, чтобы сохранить семью.  Десять лет первая веха, порог. Многим семейным парам этот порог оказывается не под силу. Конечно же, трещина в отношениях образовывается раньше.  Автор говорил о своём видении в этом вопросе. Люди, прожившие десять лет в браке, при первых крупных выяснений отношений часто поддаются иллюзиям, что прекратив одни отношения, в скором времени могут начать другие. Даже к этому моменту припасают запасной вариант. Вопрос о детях часто уходит на второй план. Этот вопрос тянет за собой ещё несколько вопросов. Но об одном хотелось бы сказать. За советское время психология супругов изменилась не в лучшую сторону. Мысль о том, что государство поможет, разрушало зону ответственности у супругов за самих себя. Следствием явилось ослабление ответственности за семью, за детей. И когда супруги расходятся, каждый из них подразумевает (или надеется), что государство мать одиночку не бросит. В этом ни в коем случае нельзя винить государство. Когда после войн государство брала на себя функцию помощи и заботы над детьми, оставшихся без родителей и матерей с детьми без мужей (кормильца)  которых убили на войне. Оно тем самым вступала в очередной бой, но уже с нищетой, болезнями и необразованностью. Такое государство заслуживает всех слов восхищения и любви к нему. Но проходит немного времени, люди начинают паразитировать по отношению к государству. Многие семейные пары вольно ведут друг к другу, люблю, не люблю. Тем самым ответственность за сохранение семейной ячейки они перекладывает на государственные социальные структуры. И так одни иллюзии накладываются на другие. На основе их люди совершают безответственные поступки. В какой-то момент Елена даже остановилась. «Ведь, Борис, может думать, как я. Если я собрала вещи, он со своей стороны сделает тоже самое. А он мог приготовить запасной вариант. Его поведение невольно наталкивает на подобную мысль. Неожиданно, ход её размышлений прервал сердитый женский голос.

            -  Не стой на пути! Бомжатина.

В другой день Елена спокойно прошла бы и этих людей и эту ситуацию, но в ответ услышала слова человека,  что невольно остановилась.

             -  Да, женщина, вы лучше меня.

Посмотрела на того, кто это говорил. Мужчина не по сезону одетый, грязный и обросший стоял на остановке перед подъезжавшими автобусами и с надеждой смотрел на них. Видно, ему надо было куда - то ехать. Стоял и, видимо, ждал сочувствия и помощи от людей. Все проходили мимо и не обращали на него внимания. То, что он сказал, было невероятно. Сдача всех своих мужских  позиций. Елена подошла к нему и спросила.
              -  Мужчина, вам надо куда-то ехать?
              -  На кладбище, - тихо он ответил.
              -  Кажется, для этого дела вы выбрали неудачное время. Синоптики обещали, днём мороз будет крепчать.
              -  Мне обязательно надо на кладбище. Я хожу плохо, и хожу медленно. И хочется засветло найти могилку своей жены. Она ждёт меня. Если стемнеет, я навсегда её потеряю.

В его словах и интонации было столько отчаяния и душевной боли, что остаться равнодушным к его словам сравнимо преступлению. Лена стояла и с широко раскрытыми глазами смотрела на мужчину. Такая у неё была природная особенность смотреть широко раскрытыми глазами. Это была и защита, и реакция на нестандартные ситуации. В какую-то секунду ей показалось, что внешний вид этого человека растворилось в невесть откуда взявшей дымке и показалось большое сердце. Оно билось, а поверхность чувственно пульсировало. Елене показалось, её сердце забилось в такт с большим сердцем. А боль и страдание в этом сердце как живые существа и своим появлением говорили.

              -  Мы были, есть и будем. Думайте всегда о нас. Мы вечны и неоспоримы. Если человек единожды соприкоснётся с нами, тогда он начинает всё живое на земле оценивать через боли и страдания.

Неизвестно, чем бы закончилось её необычное видение. Прервал его голос парня, прокричавший чуть ли ни возле её уха.

               -  Витька, давай, быстрее! Наш автобус подходит.

Лена от неожиданности даже вздрогнула. Оглянулась. Как выяснилось, парень кричал другому парню, подбегающему к остановке. Но для неё этого время хватило решить,что дальше говорить мужчине.

              -  Мы сейчас вместе сядем в один автобус. Через несколько остановок я сойду, а вы поедете дальше до кладбища.

После её слов как на заказ тут же подошёл нужный автобус. Елене пришлось задержать технику, пока мужчина не зашёл в салон. Задняя часть была свободна, и они прошли к последней двери подольше от остальных пассажиров. Затем Лена расплатилась с кондуктором, и когда они остались одни, стала подавать деньги мужчине.
                -  После того, как найдёте могилку и побываете на ней надо же возвращаться назад. Ну и так, на еду.

Мужчина посмотрел на деньги, затем перевёл взгляд на Елену и сказал.

               -  Признаюсь, я, действительно, хочу есть, но мне надо добраться до кладбища, чтобы оттуда не возвращаться.


У Елены вновь округлились глаза.

               -  Я хочу умереть на могилке своей жены, - продолжал он.

В один миг начинавшееся бабье наслоение на душе Елены улетучилось. Обнажилась девичья идеалистичность и чувственность сердца. Смерть мужчины на могиле жены это было высшим показателем в любви и отношении между мужчиной и женщиной. И ей надо благодарить бога, что раз в жизни можно услышать такую оценку человека к своей жизни и полноценно поверить в эти слова. Деньги мужчина не взял. Он только продолжил говорить о своей жизни, о своей жене, о любви, боли и страданиях. Елена чувствовала и понимала, рядом стоящий с ней мужчина, таким  образом прощается с белым светом, с людьми. Надо освободиться, передать кому-то свою боль и своё страдание, чтобы люди помнили и знали, что они существуют. Из всего, что он говорил, Елене особенно запали в душу его слова о необузданных душевных импульсах, решениях и поступков в отношении между мужем и женой.
              -  С годами мы начинаем слишком любить жизнь, вместе с этим меньше любить друг друга. Не замечаем, как мужчина становится мужиком, женщина бабой. Как они легко сталкиваются между собой, когда один хочет своё, а она своё. Каждый думает, легко начать жизнь заново, но не знают одного, нельзя победить сердца своего, свои чувства.
Елена засобиралась выходить. Она ещё раз широко раскрытыми глазами посмотрела на мужчину и сказала.
                -  Вы научились слушать своё сердце. Вы стали настоящим мужчиной. Я завидываю вашей жене.

               Весь рабочий день она думала о Борисе, о детях. В это время, когда она думала о своей семье только все сущий бог, мог сказать, эта женщина напитывается мудростью от боли сердечной и страдания души. Вечером Борис немного задержался. Работы накопилось некстати. Душа рвалась домой. И вот, наконец, работа закончилась, автобус и скоро будет дом, а там перед женой на колени. Простит, обязательно простит. За день душа перегорела от боли и страдания. «Хочу видеть жену и детей». Перед квартирой задержался, соображал, что говорить. Затем решительно позвонил. Открыла Лена. Ей лицо светилось улыбкой,  а из зала доносился детский смех.

               -  Ну, наконец, мы заждались тебя, - она восторженно встретила мужа, - пойдём, скорее в зал, там Коленька изображает старушку Шапокляк. Смешно. А потом по ужинаем.

Помогла ему раздеться и повела к детям.

              В этот вечер всё семейство этих людей дружно обсуждали артистические способности младшего Коленьки, и придумывали ему очередной сценический костюм. В минуту, когда Борис и Лена остались одни Борис обнял супругу и нежно сказал.
              -  Лена, я так много хочу тебе сказать.
              -  Ты мне это уже говорил весь вечер своей улыбкой, своими глазами и объятием.
Борис крепче прижал к себе жену, но вдруг встрепенулся.
              -  А знаешь, я сегодня встретил человека. Таких людей называют лицо без определённого места жительства. Он хотел добраться до кладбища.

Лена немного отстранилась от него и широко раскрытыми глазами посмотрела мужу прямо в глаза, затем своей рукой прикрыла ему рот и прошептала.
              -  Это был наш ангел хранитель.

              В это время декабрьская метель заметала на кладбище человека, лежащего на холмике могилы. На его лице была улыбка. Мы можем только догадываться, что он улыбался своей жене. Она встречала его и, видимо, махала рукой.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.