Пустозерск и его предыстория

Данная публикация дана в качестве вопроса на историческую тему и ни в  коем случае не является утверждением/доказательством чего бы то ни было;  это личная точка зрения и содержит заинтересовавший меня материал.

Реферативный обзор с вкраплением собственных выводов.

1. Древнее население края
В эпоху мезолита (VII- III тыс. до н.э.), неолита (V- III тыс. до н.э.),  неолита-бронзы (с III тысячелетия до н.э.)  в Заполярье жило население, от которого осталось множество стоянок со шлифованными орудиями (топоры, долота, пилы) и предметами для их изготовления, наконечники стрел, дротиков, ножи, скребки  и пр. Материал: сланцы, песчаник, гравелит, яшма, кварцит,  кремень. С раннего железного века (VIII в. до н. э – нач. V в. н.э.) распространяются, как более надёжные, железные орудия.
 Аборигенное население Большеземельской тундры (и всего Севера) в средневековье (конец I – первая половина II тыс. н.э.) – чудь, охотники на дикого северного оленя и морские зверобои (заполярная археологическая культура). Нет сомнения, что эта культура чудского круга была по обе стороны Урала и имела прочные связи с прилегающими с юга территориями, в частности, с Пермским краем.
Непосредственно в Большеземельской тундре найдены городища (Ортино-Печера, Усташа на Гнилке) с остатками регулярных построек, крепостными стенами, фрагментами кольчуг из железа, гвозди и др. предметы; тигли для плавки металлов и пр.; керамика, металлические украшения.
 
 «Повесть временных лет» перечисляет народы Северо-Запада: «…Русь, Чудь и все языцы: Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чюдь, Пермь, Печера, Ямь, Угра…». Готский историк Иордан сообщает, что ещё в VI веке славянские племена имели торговлю с югрой, занимавшей в то время северные земли по обоим склонам Северного Урала, а также с другими обитателями этого региона. Русские летописи отмечают, что  в IX веке печора и югра (племена чудского круга) находились в зависимости от киевских князей и постоянно платили им дань. Аборигенное население низовий Печоры в русских летописях именуется печера. С печерой (печорской чудью), как и с другими народами, перечисленными в летописи,  Русь веками наладила прочные культурно-хозяйственные связи.
 
 Пришедшие на Север с Саянского нагорья самодийцы (ассимилировавшие аборигенов Севера и ставшие ненцами) называли их сихиртя. «Малый ледниковый период» на Севере (XII-XIV вв) подорвал хозяйственную базу существования аборигенных народов, приход кочевников лишь усугубил гибель племен печеры (сихиртя) и югры, по сути «выдавив» их с обжитых территорий. Так и появились ненцы. О влиянии культуры доненецкого населения на язык и традиции ненцев не пишут, однако очевидно, что в ненецком языке появились слова, не свойственные пришлым самодийцам: арка (большой), няръян (красный), баский (красивый), яра (песчаный холм), урман («таёжные урманы» – волнообразный рельеф местности) и пр. Это древнерусские слова, имеющие аналоги в санскрите. Пласт ненецкого фольклора (эсхатологические мифы, а также легенды про героев в железных малицах, умеющих летать) – наследство от чуди. Одежда ненцев стала запашной и с капюшоном, заимствовали и многие орнаменты. Во внешности тоже произошли изменения: не так уж редки голубые глаза; один из ненецких родов носит имя Вэли («светлые»).
Прикочевавшие в Заполярье ненцы унаследовали древние чудские святилища (на Вайгаче, Море-ю и др.) Отметим, что аборигены Севера, чудские племена, жили осёдло в домах полуземляночного типа, владели ремёслами и искусством обработки металлов. Так они добывали и плавили руду на Цильме (медь, олово, серебро, золото) и др. местах. Бронзу получали, выплавляя из  касситерита (Средний Тиман)  на огне костра олово. При добавлении олова к расплавленной меди – получали бронзу.

Из цилемских рудников, кстати, за всё время их существования добыто 50 миллионов кубометров медной руды. Это громадная цифра. Доктор геолого-минералогических наук А.А. Малахов считает, что в древности значительная часть этой меди транспортировалась в Грецию (месторождений меди в Средиземноморском бассейне нет, однако в Афинском музее –  огромное количество изделий и гигантских скульптур, отлитых из чистой меди и бронзы). Как выяснилось, южане-иностранцы владели информацией: где искать старые северные рудники при их повторном «открытии». Отметим также, что после закладки на Цильме рудников и плавильных печей в конце XV в.,  в Москву на монетный двор пошла выплавляемая здесь руда. Начали чеканить монету из своего серебра и золота. С того же времени известно о месторождениях нефти на р.Ухта (правда, первый в России нефтяной промысел открыт там с середины XVIII в.)

Кем же было доненецкое население (чудь, чудская печера, югра) по этническому составу? Поскольку доказано, что самый древний пласт гидронимов на Севере (включая Ненецкий округ) – санскрит (язык, очень близкий к древнерусскому), напрашивается вывод, что печера и др. племена говорили на языке, близком к древнерусскому и принадлежали к балтийской белой расе. Из грамот новгородских и московских князей явствует, что ватаги сокольников ходили (задолго до основания Пустозерска) за ловчими птицами на Печору, Канин и Белое море, край был хорошо знаком. Фрагменты русских топоров XI–XIII вв. обнаружены на месте святилища на р. Гнилка в р-не Пустозерска. Попали они туда в результате меновой торговли с печерой. Само святилище (и укреплённое поселение Усташа рядом) действовали в VI–X вв. н.э., однако и после XIII в. (когда в печорских тундрах произошла смена населения: исчезли племена печера и пришли самодийцы) они являлись традиционной зоной этнокультурных контактов.
 
Ортинское городище-крепость племени печера мысового типа на правом берегу Печоры – с многорядовой системой укреплений, с наземными жилищами регулярной планировки по культурной традиции схоже с городками обских угров VII-XIII вв., обнаруженных в междуречье Конды и Оби. Вещевой материал: большие кузнечные клещи (напоминают из Старой Ладоги) и фрагмент глиняного тигля со следами металла, железные ножи, железные наконечники стрел (аналогичные новгородским того же периода), костяные наконечники стрел; железные дужки от котлов, кресала, гвозди, фрагмент лезвия топора; керамика и керамические тигли, разнообразные украшения (бронзовые и серебряные подвески и др.) и пр. Средневековый производственный комплекс по обработке чёрного и цветных металлов в Ортино уникален для тундр восточной Европы. Принадлежал он племенам печеры (идентифицируются с сихиртя), с которыми столкнулись военно-промышловые ватаги из Ладоги и Новгорода, когда достигли Нижней Печоры на рубеже X- XI вв.  Отметим, что, судя по археологическим находкам, печера ни с кем не воевала. Вероятно, древний этнос находился в стадии гомеостаза (по Л.Гумилёву), поэтому так легко дал себя ассимилировать пришедшим в тундру кочевникам. А чудские пассионарии давным-давно, столетия назад, ушли в другие края.
Выяснилось, что «чудья» на санскрите значит – ЧУБ, ХОХОЛ, ОСЕЛЕДЕЦ, то, что до сих пор носят в Индии брахманы. В индийских домашних обрядах существует даже такой термин – «чудья карна», т.е. стрижка чудьи, оставление этого самого хохла. Оселедец-чудью носили наши запорожцы (из старых воинов), а в древности – князья и их свита (Святослав, князь Игорь и иже с ним); варяги и викинги.  Очевидно, что такая причёска у мужчин чудских племён была нередкой, раз дала самоназвание целому этносу.

На Севере среди местных русских (печорских поморов, считающих свои корни новгородскими, хотя генетика ярославская), нередка фамилия Чуклин (чук-лайн, человек чуди). У коми обычная фамилия – Чупров (вспомним «чупрына» – «чуб» на украинском).
2. Порубежная государева крепость
Первые славянские поселенцы на Поморском Севере стали появляться ещё в XI–XII веках и шли по давно проторенным путям. Сложился особый субэтнос рыбаков-поморов, которые выходили на своих кочах и карбасах промыслом на Новую Землю (Матка), Шпицберген (Грумант) и пр. Также была развита система волоков на материке. Через Печорский край издревле проходили основные пути сообщения, по которым новгородские ушкуйники (недаром приток Печоры – р. Куя – названа от «ошкуй» –  «белый медведь», поморск.). Ратные, торговые и промышленные люди ходили в Западную Сибирь. Печорский «чрезкаменный» путь очень древний: от устья Цильмы и Ижмы вниз по Печоре и далее по её притоку Усе, потом в Собь, из Соби в Елец, а из Ельца переходили в верховья другой Соби, впадающей в Обь. Далее было два пути: вниз по Оби, через Обдрорск (ныне Салехард), через Обскую губу в Мангазею и вверх по Оби на Берёзов и Тобольск. Существовали и другие пути.
Пустозерск, «порубежная государева крепость», город-острог на Городецком озере,  с самого своего основания в 1499 г. был русским форпостом, военным и таможенным пунктом; а также своеобразным перекрёстком культур и соединения интересов народов, проживающих здесь веками и открывателей новых земель, приходивших развивать арктические территории.

О.В. Овсяников доказал, что первый острог был возведён не на том месте, где стоит ныне памятник городу, а в 3 км от него на северо-восток на берегу р. Гнилка при впадении её в Городецкий шар. Пустозерск был «зарублен» на месте древнего святилища печеры, которое прекратило своё существование в начале XV века. Это место почти на сто лет стало своеобразным торговым центром, где русское население обменивало товары северных промыслов на пушнину. Обнаружено там и городище первого острога. В дальнейшем Пустозерский острог был перенесён на более высокое место, были поставлены дома и другие постройки.
На протяжении нескольких веков Пустозерск являлся культурным, хозяйственным и духовным центром региона, а также служил важным отправным пунктом многочисленных экспедиций. Русскими крестьянами было заселено Канино-Тиманье, на Печоре и притоках возникли многочисленные деревни. Особенность пустозерских селений  – наличие возле домов обетных крестов (в Пустозерске насчитывалось около десятка).

Пустозерцы занимались охотой и рыболовством, а также морскими промыслами (печорские поморы), а ездили за Урал на собачьих и оленьих упряжках за товарами. Известна знаменитая Пустозерская ярмарка, на которую прибывали из Мезени, Усть-Цильмы по зимним трактам и др. зимой и по воде – летом.
Жители Пустозерска владели многими ремёслами. Держали коров, лошадей и оленей. Они изготовляли обувь, различные железные изделия, пряли нити для ткачества и вязания и пр. В Городецком озере ловили круглый год рыбу. Пустозерск сыграл значительную роль в распространении  книжной культуры и грамотности в Печорском крае.

План Пустозерска 1768 года свидетельствует о том, что в городке было 4 храма (Переображенский соборный, Введенский, Никольский и Георгиевский), более сотни жилых, административных и хозяйственных  построек.
В XVII- XVIII вв. Пустозерск стал местом ссылки, одним из первых был сослан протопоп Аввакум, идеолог старообрядчества. Аввакум и его соузники –  инок Епифаний, поп Лазарь и дьякон Фёдор пробыли в заточении около 15 лет. 14 апреля 1682 года по царскому указу они были сожжены в срубе. Два года в пустозерской ссылке  (июнь 1678 – июль 1680 года) жил знаменитый дипломат и культурный деятель боярин Артамон Сергеевич Матвеев с сыном Андреем, будущим сподвижником Петра I; были сосланы участники соловецкого, разинского восстаний и мн. др.  Неоднократно бывал в Пустозерске Михаил Ломоносов, когда юношей плавал (до декабря 1730 г.) вместе с отцом по Ледовитому океану, занимаясь рыбным и зверобойным и торговым промыслами.

В конце XVI в., с покорением Казанского ханства, для Московского государства открылись новые, более удобные пути за Урал. В начале XVIII в. Пустозерск начал терять своё значение главного транзитного пункта по дороге в Сибирь. Но местом ссылки он продолжал оставаться.  В 1730-1739 гг. – в Пустозерске жили опальный князь Иван Григорьевич Долгорукий, в XIX в. – в течение 20 лет – грузинский князь Евсевий Осипович Палавандов.
Городецкий шар к тому времени обмелел, крупные, тем более, морские суда туда пройти не могли. К началу XX в. Пустозерск превратился в небольшую деревеньку. В 1928 г. волостной центр был переведён в с. Оксино. В 1962 г. в соседнюю деревню Устье был  перевезён последний дом.

3. Раскол XVII века:  правили прямое по кривому

Слава Пустозерска – нравственный и физический подвиг вождя старообрядчества протопопа Аввакума Петрова, который был сослан в острог (1667–1682 гг), за годы заточения в подземном срубе написал своё знаменитое «Житие». В Пустозерске в то время было три церкви и долгое время после его казни в них сохранялось церковное служение по старому обряду. Дух Аввакума живёт в Пустозерске до сих пор.
Старообрядцы – это последователи древлеправославной веры, не принявшие церковные реформы XVII века. Старообрядцы были преданы анафеме на церковном соборе 1666-67 гг. и с тех пор подвергались жестоким репрессиям. Лишь в 1971 г. на Поместном соборе Русской православной церкви анафема со старообрядцев была снята.

Формальным поводом к широкомасштабной церковной реформе патриарха Никона в XVII веке явилось исправление якобы неисправных церковных книг. Однако сейчас историки убедительно доказали, что при сличении оригиналов и имеющихся на Руси переводов, реформаторы за «оригинал» принимали новые богослужебные греческие книги, напечатанные в иезуитских типографиях в Венеции и Париже! Греки тогда находились под игом турок-османов и собственных типографий не имели.  М.О. Шахов: «была предпринята попытка править прямое по кривому».
Никон и стоявший за его спиной царь Алексей Михайлович хотели не просто исправления книг, но и ввели изменения всех старых русских церковных чинов и обрядов в соответствии с новыми греческими. Вся многовековая традиция русской святости была поругана и предана проклятиям.
За изменением книг были введены и другие церковные нововведения, наиболее крупные из них:

– вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие;
– в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идём за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.
Эти изменения узаконенных преданий и обрядов не могли не вызвать возмущение русских православных людей.

Правительство и церковные иерархи жестоко преследовали людей старой веры. Казни совершались в различных частях Русского государства: повсюду горели костры, людей сжигали сотнями и тысячами, резали языки, рубили головы, ломали клещами рёбра и четвертовали.  Были замучены и казнены епископ Коломенский Павел, единственный из архиереев, не побоявшийся открыто выступить против Никона, боярыня Феодосия Морозова, княгиня Евдокия Урусова… Вожди староверия – протопоп Аввакум, священник Лазарь, дьякон Фёдор и инок Епифаний сожжены в 14 апреля 1682 г. в Пустозерске.

 В 1668 году началась осада царскими войсками главной святыни Русского Севера – Соловецкого монастыря, с самого начала никоновской реформации ставшего одним из главных оплотов старой веры, не принявшей «чины нововводные», хулу на двуперстное крестное знамение, отвращавшие от веры православной и отеческого предания.  Для соловецких иноков, как и для всех искренне верующих русских людей XVII века, измена старой вере означала измену самой Христовой Церкви и Самому Богу. Ещё до осады монастыря иноки Соловецкого монастыря написали царю пять челобитных, в которых умоляли лишь об одном: разрешить им оставаться в вере своих отцов.

Полторы тысячи иноков заперлись в осажденной обители. Началась чудовищная по своему святотатству восьмилетняя осада. Молитвами иноков монастырь был неприступен, пока предатель, подобный Иуде, не указал палачам тайный проход через стену. 22 января 1676 г.  во время лютого мороза и страшной бури стрельцы проникли в монастырь, сбили замки и открыли монастырские ворота, впустив войско в обитель. Обитель была полностью разорена, монастырские святыни и казна разграблены. Былая слава благочестия с тех пор больше не возвращалась к Соловецкому монастырю. Царь Алексей Михайлович внезапно заболел на следующий день после взятия Соловецкого монастыря, а неделю спустя умер. Ранняя смерть царя была воспринята на Руси как Божия кара за гонения и отступничество от древлего православия. На престол взошёл Фёдор Алексеевич, который, продолжив политику отца, тоже получил Божье наказание: после сожжения по его указу протопопа Аввакума со товарищи в 1682 г., он внезапно умер.
Особенно глубокие корни пустило старообрядчество на Русском Севере, долгие годы служившего заповедником традиционной культуры.

Все службы в скитах (и в домах в отсутствие церквей)  велись по особому скитскому уставу, имевшему на Руси давнюю историю. «Беспоповщинская» практика была распространена с давних времён, чуть не с самого начала христианства по причине огромных пространств и малочисленности духовенства.
Пётр I  (царь с 1682 года, самостоятельно правил с 1689 г.)  провозгласил политику относительной веротерпимости в государстве. Закончился первый мученический период в истории старообрядчества. Реформы Петра I устранили патриаршество, вводилось коллегиальное управление (Священный Синод), которым реально руководил светский обер-прокурор. Главой церкви Петра I назначил самого себя. Приходские священники стали инструментом контроля над мирянами.
 С воцарением Николая I, решившего устранить всякое инакомыслие в России, для старообрядцев наступили тяжёлые времена. Со стороны властей последовал ряд карательных мер, закончившихся полным разгромом обителей старообрядцев. В 1835 году гонения перешли в репрессии. Но цари менялись. После манифеста Николая II 1905 года с провозглашением в России свободы вероисповеданий, старообрядческим духовным лицам разрешили даже преподавать Закон Божий в общих и частных учебных заведениях.
Однако после революции последнее образовательное старообрядческое заведение было закрыто к 1920 году. Ситуация за границей, особенно в странах Балтии, была более благоприятной.

В завершение, отметим, что лишь благодаря старообрядцам удалось сохранить такие чудеса отечественной культуры, как древнерусская икона, знаменное пение, традиции книгописания, многие традиционные народные промыслы, наконец, сам старинный уклад русской жизни…
По книге Кирила Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев».

ПРИМЕЧАНИЕ: Старообрядчество, веру принятую при Крещении Руси не следует путать с дохристианской Старой верой (православием, славлением Прави), которая существовала до принятия христианства и существует параллельно до сего времени. Кстати, символ Старого ведического православия - также двуперстие, только налагаемое не крестом, а "молнией".

4. Объект культурного наследия «Пустозерское городище»
Объект культурного наследия «Пустозерское городище» постепенно становится главным туристическим объектом округа. Число туристов и паломников из НАО, России, ближнего и дальнего зарубежья неуклонно растёт. Так летом 2012 г. около ста паломников-старообрядцев прошли международным крестным ходом 26 километров по тундре с церковными песнопениями из Нарьян-Мара до деревни Устье (стоит на берегу виски, соединяющей Городецкое озеро с Городецким шаром), а потом переправились на лодках и катерах в Пустозерск.
Паломничество к Аввакуму продолжается, сохраняется историческая память об этом великом подвижнике и писателе земли Русской
.Это единственный памятник региона, обладающий уникальными особенностями. Основание Пустозерска в конце XV века положило начало заселению русскими людьми арктической зоны Европейского Севера, освоению богатств Русской Арктики.
На территории городища находятся:
- памятник Пустозерску;
- Пустозерский погост со старыми и новыми крестами;
- Памятный знак и крест на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и его соузников по пустозерской ссылке. Установлен в 1989 г.: из деревянного сруба поднимаются вверх два резных шестиметровых лиственничных столба, символизирующие двоеперстие. Они увенчаны колоколом. Надпись на доске, прибитой к срубу, гласит: «На этом месте 14/27 апреля 1982 года  казнены сожжением в срубе вожди русского старообрядчества: протопоп Аввакум – писатель, священник Лазарь, диакон Фёдор, инок Епифаний»;
- Восьмиконечный лиственничный крест, установленный в 1991 г. старообрядцами древлеправославной Гребенщиковской общины из Риги;
-  Памятная часовня с трапезной в честь пустозерских узников;
-  Хэбидя тэн (ненецкие идолы, установленные на Виселичном мысу.
- В 3 км от Пустозерска находится деревня Устье, в которой планируется разместить ряд объектов для туристов.

По инициативе  «Древлеправославной Поморской      Старообрядческой общины г.Нарьян-Мар» с участием музея истории и культуры Пустозерска проводятся крестные ходы. Традиционный весенний крестный поход в Пустозерск совершают прихожане старообрядческой Поморской общины Нарьян-Мара вместе с приехавшими в округ староверами-наставниками.


5. Перспективы (строительство туристических объектов в д. Устье).

Фото: из архива Поморской старообрядческой общины г.Нарьян-Мар


Рецензии
Интересный и содержательный материал собран на малоизвестную широким кругам читателей тему!
Спасибо за эссе, Люба!

Надя Сорокина   24.10.2022 19:46     Заявить о нарушении
Надя, на эту тему писать и писать. Действительно - только у нас и известно (частично) местным.
Благодарю, Надя!

Любовь Царькова   24.10.2022 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.