Будь хорошим артистом! Михаил Ульянов

Несмотря на середину апреля, весна в первом послевоенном году едва только добралась до сибирского городка Тара. Местами улицы были покрыты снегом, а деревья инеем. Первые утренние солнечные лучи разгоняли надоевший холод.

Директор городской школы Филатов Павел Сергеевич шёл на работу раньше обычного. В приёмной на стуле сидел парень, бывший ученик школы, фамилию которого вспомнил не сразу.

- Павел Сергеевич! – обратился посетитель. – У меня к вам дело. Можно поговорить?
- Заходи, Миша! – отозвался он.

- Давненько тебя не видел, - сказал директор, когда они расположились в кабинете. – Где сейчас живёшь, и чем занимаешься?
- Сейчас живу в Омске, а занимаюсь в студии при Омском драмтеатре.
- Это замечательно. Значит – будешь артистом? Я хорошо помню твоё участие в художественной самодеятельности и литературных вечерах. Жаль, что ты забросил школу, не окончив её, хотя и не отличался хорошей успеваемостью.
- Да, сглупил я тогда. Скучно мне было в школе, но историю, которую вы преподавали у нас, я любил, и по ней у меня были только хорошие оценки.
- Я это помню. А что тебя привело ко мне сейчас?
- Как раз аттестат зрелости, которого у меня нет.
- И для чего он тебе понадобился?
- Хочу поехать в Москву, чтобы поступить в театральное училище. А без аттестата меня не примут.
- Похвально. А что тебе мешает поступить в вечернюю школу и окончить её?
- Я не только учусь в студии, но и работаю в театре. Так что с вечерней школой у меня не получается.
- А что ты хочешь от меня?
- Не могли бы вы выписать мне аттестат?
- Ну, Мишаня, ты даёшь! – присвистнул от неожиданности директор. – Это уголовное дело под названием служебный подлог. За это меня не только выгонят с работы, но и посадят в тюрьму.
- Павел Сергеевич! Ведь я ушёл из школы, уже учась в десятом классе. Доучиться мне оставалось немного. Так что нарушение закона будет незначительным. Помогите мне получить аттестат, и я буду благодарен вам до конца своих дней.
- Не знаю, Миша, что с тобой делать. Позвони мне дней через десять, и я, может быть, что-нибудь придумаю.
- А через неделю нельзя? У меня заканчивается отпуск.
- Позвони через неделю.

При второй встрече Павел Сергеевич молча протянул Михаилу новенький аттестат зрелости. Парень, не скрывая радости, бережно раскрыл документ и обратился к директору со словами:

- Большое спасибо, Павел Сергеевич! Не знаю, чем мне вас отблагодарить.
- Меня благодарить не надо. Это я сделал ради твоего отца, фронтовика, с которым дружен. Передавай ему от меня привет.
- Отец тоже будет рад.
- А теперь, Миша, хочу дать тебе наказ – будь хорошим артистом.
- Это я обещаю. Буду не только хорошим артистом, а очень хорошим. Вы обо мне услышите и не раз.
- Вот и молодец! Только не распространяйся, как ты получил аттестат.
- Буду нем как рыба.

Спустя несколько лет Павел Сергеевич вместе с женой и дочерью Раей сходил в кино. Показывали ничем не примечательный фильм «Они были первыми». Когда вышли из кинотеатра, отец спросил родных:

- Вы обратили внимание на артиста, который исполнял роль комсомольского вожака?
- Да. И что с того? – ответила Рая.
- Он – мой бывший ученик Михаил Ульянов. Очень талантливый парень и далеко пойдёт. Это его первая роль в кино, но уверен, что далеко не последняя. Сейчас он служит в одном из лучших московских театров, имени Вахтангова.

С тех пор жители города Тара начали гордиться своим земляком. Каждый фильм с его участием становился настоящим событием для тарчан. Среди них запомнился «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Битва в пути» и многие другие. Но наибольшее впечатление на земляков произвёл фильм «Председатель», где Михаил Ульянов ярко и талантливо сыграл главную роль.

Павел Сергеевич не мог нахвалиться своим бывшим учеником.

- А ты знаешь, Раечка, - сказал он дочери, - я однажды сделал для Михаила доброе дело!   
И он рассказал ей историю с аттестатом.
- Папка, какой ты молодчина! – воскликнула она. – Добрые дела порождают добро.

Пролетели годы. Раиса училась в Омском институте, работала инженером на заводе, вышла замуж и родила двух сыновей. А однажды на гастроли в их город прибыла труппа театра имени Вахтангова вместе с их земляком Михаилом Александровичем Ульяновым.

Большинство омичей пожелало побывать на спектаклях заслуженного театра, но повезло в этом лишь немногим. С невероятным трудом удалось Раисе купить билет на один из спектаклей. Особенно тепло зрители приветствовали своего земляка, который играл с необыкновенным подъёмом. По окончании спектакля любимому артисту поднесли множество цветов и искупали в аплодисментах.

Раисе захотелось ближе подойти к земляку, а если повезёт, то и поговорить с ним. Поэтому она пошла к выходу из театра и стала ждать его.

- Михаил Александрович! – сказала Раиса, когда он появился. – Меня зовут Рая Миронова, до замужества Филатова. Я – ваша землячка из города Тара.
- Рад встретить землячку. В Таре прошли мои детство и юность.
- Вы помните директора школы Филатова? Я – его дочка.
- Очень хорошо помню. Он жив?
- Нет, к сожалению. Умер три года назад.
- Замечательный был человек и добрый. Он повлиял на мою судьбу, и одним из первых пожелал мне успехов в театральном искусстве. Когда поступал в Щукинское училище, то думал о родителях, земляках, в том числе и о директоре Филатове, чтобы не осрамиться перед ними. А без этого я не стал бы тем, кем есть.
- Михаил Александрович, вы собираетесь приехать в наш город?
- Да. В конце гастролей съезжу на родину на два дня. Раиса, приходите завтра в театр, там в кассе вас будут ждать два билета.
- Спасибо, Михаил Александрович!
- Не стоит благодарности. Спасибо вам за отца.

Приведенные строки – не выдумка автора, а подлинная история, рассказанная  дочерью бывшего директора школы. Изменены только их имена и фамилии.

Михаил Александрович  Ульянов - советский и российский актёр, и режиссёр театра и кино, театральный деятель, Народный артист СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1986). Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России.

Так скупо пишет о нём Википедия.

Михаил Ульянов оставил глубокий след в искусстве театра и кино. Результатом его многолетней актёрской карьеры  стали несколько десятков ролей на сцене и около 70 — в кино.

Диапазон киноролей актёра был невероятно широк и варьировался от «жёстких руководителей, сильных и волевых людей» до «трусливых „стукачей“ и исписавшихся драматургов»: Егор Трубников («Председатель»; 1964), Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы»; 1968), военачальник Георгий Жуков (Ульянов перевоплощался в Жукова почти 20 раз, этот образ признан критиками и зрителями самым запоминающимся в кинокарьере актёра). Потрясающе сыграл Ульянов в одной из последних ролей в фильме "Ворошиловский стрелок".

Театр имени Е. Вахтангова был для Михаила Александровича неотделимой частью жизни, «вторым домом», без которого он себя просто не представлял. В нём он переиграл множество крупных исторических личностей и вымышленных персонажей знаковых пьес.

В 1987 году актёр стал художественным руководителем Вахтанговского театра и занимал этот пост до конца жизни.

На судьбу каждого человека помимо его самого влияют окружающие люди и случайности. Откажи директор школы Филатов бывшему ученику в получении аттестата с нарушением правил, и он не смог бы поступить в престижное московское театральное училище, а затем в известный московский театр. Так бы и остался актёром провинциального театра, о котором мало кто знал.

Мне запомнилась статья М.А.Ульянова в газете «Известия», где он выступил в защиту и поддержку артистов провинциальных театров.

А ему самому в своё время оказал добрую услугу и поддержку малоизвестный директор школы.


Рецензии
Настоящий мужик! И роли мощные...
С уважением.

Владимир Конюков   19.12.2016 14:33     Заявить о нарушении
Да, артист М.А.Ульянов был грандиозный...
С уважением,

Олег Маляренко   20.12.2016 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.