Калым

Вылезать из тёплой согретой собственным теплом пастели, не хотелось до нервной дрожи. Сашка Сотников поёжился, представляя в красках холодные утренние обязанности и часовой, нудный пеший путь до далёкой школы.
- Мрак! - мрачно сказал он.
Зима в этом году, нагрянула как всегда внезапно и резко. Она нахально засыпала ноябрьскую, не уснувшую землю, приличным слоем снега и подло не позволила полностью собрать в колхозном саду богатый урожай поздних красных яблок.
- Сынок вставай, - голос матери прорвался сквозь оборону полудрёмы. - Пора завтракать...
- Иду мама!
Сразу же, как по команде, по радио загремели позывные передачи «Пионерская зорька». Сотников вздохнул и решительно ринулся в стылую атмосферу недавно достроенного деревянного дома. Семья часто переезжала с места на место, и колхозы выделяли прибывшему на новое место работы главному агроному служебное жильё.
- Какая холодина! - страдальчески простонал Сашка.
Свежесрубленные брёвна катастрофически теряли жизненную влагу и наполняли воздух в комнате тяжёлой смесью смолы, сырости и разочарования. Пользуясь избытком влажных испарений, молодой мороз вдохновенно рисовал на стёклах окон сложные узоры из снежинок, космических кораблей и чудовищ...
- Зато красиво! - восхитился он.
Сашка быстро оделся и выскочил в кухню, где топилась большая русская печь, и стоял дурманящий запах жарящихся блинчиков. Уминая их с парным молоком, он одним ухом слушал радиотрансляцию, так как очень интересовался международной обстановкой.
- Что нового случилось в мире? - его избрали комсоргом школы после седьмого класса, сразу как он вступил в комсомол.
Очень гордясь этим фактом, он на протяжении двух лет развил бурную деятельность по воспитанию молодых строителей коммунизма в их маленькой деревенской школе. Верил Сашка в светлые идеалы искренне и заставлял кандидатов в члены учить устав ВЛКСМ на зубок.
- Как можно жить без этого? - удивлялся он.
Не дай Бог кто-нибудь, не знал принципа демократического централизма, не видать тому заветного билета. Так что слушать радио положение обязывало...
- В связи с сообщением информации государственной важности, запланированные передачи прерываются. - Голос диктора, находящегося за тысячи километров, выдавал необычное волнение. - Советский народ понёс невосполнимую тяжёлую потерю...
- Что они такое говорят? - спросила мать.
Далее сообщили о смерти Леонида Ильича Брежнева, Генерального секретаря Коммунистической Партии Советского Союза
- Не может быть! - сын замер, не донеся до рта надкушенный блинчик, с капающим с него малиновым вареньем
Почти плача, он сообщил услышанную по радио сногсшибательную новость отцу. Тот, собираясь на работу, брился электробритвой «Харьков», и на новость отреагировал вяло. Для Сашки такая реакция стала откровением, и он с обидой спросил:
- Ты понимаешь, товарищ Брежнев умер?
- Слышу...
- А ты бреешься.
- Бреюсь, - отозвался отец, тщательно добривая волевой подбородок. - Ну и что, теперь не бриться?
- Как что, - не понял Мишка. - Как мы будем жить без него дальше?
Картины туманного будущего, для него стали ещё более размытыми.
- Как жили, так и будем! - ответил отец, переживший на своём веку смерть великого вождя товарища Сталина. - Они высоко и далеко, а нам надо работать.
- Что ты такое говоришь?
От возмущения Сашка удивлённо замолчал.
- Придёт на его место ещё кто-то незаменимый... Потом другой. Не волнуйся, пускай они волнуются... - закончил отец, выходя после завтрака на службу. - Лучше думай об учёбе.
- Какая школа, когда такое горе…
Александр потерянно побрёл в школу. В тот день всё у него не ладилось. Он даже поругался с молодым учителем «физики». Тот объяснял тему «центробежная сила». Рассказывал, почему не падает самолёт в «мертвой петле» и не ссыпаются на пол мотоциклисты в известном аттракционе при езде по вертикальной стене.
- Понятно?! - спросил учитель.
- Не очень… - подразнили его ребята.
Учитель, вспоминая правила педагогики, решил подкрепить слово делом и показал опыт. Взял детское ведёрко с привязанной к ручке верёвкой, налил его водой и раскрутил его в вертикальной плоскости.
- При нормальном ходе опыта вода не должна выливаться, когда ведро проходит верхнюю точка и перевернуто вверх дном, подтверждая теорию о центробежной силе. - Пояснил учитель.
Но в этот раз опыт прошёл несколько нестандартно. Молодой сильный парень раскрутил ведро очень сильно и... В самой верхней точке, когда ведро находилось над головой, y него ненадёжная оторвалась ручка. Злополучное ведро ударилось об низкий потолок дном. Все три литра воды вылилось освежающим душем на неудачливого постановщика опыта.
- Твою мать! - не сдержался он.
Мало того, ведро, падая вниз, наделось жестяной шляпой на голову бедного учителя. В классе стоял дикий хохот. Но пострадавший на ниве науки парень не растерялся и подвёл итог:
- Вот ведро вращалось, и сила действовала, а перестало вращаться - вот результат.
С задней парты донесся голос грустного Сотникова:
- Вас в институте ведром мотать учат, а мне потом полы вытирать...
За пререкание с учителем тот выставил Сашку в коридор, и он получил в этот день второй психологический удар. Потом были похороны генсека и то ли гром от салюта, то ли от громкого падения гроба с телом покойного, поселили в душе паренька смутную неосознанную тревогу.
- А так ли нужны для простых людей руководители государства? - думал Сашка, глядя по телевизору вечерний отчёт программы «Время» об очередном заседании Политбюро ЦК КПСС. - Как-то раньше жили же люди без руководящей и направляющей политики партии...
Первый и второй секретарь райкома комсомола, следующей весной отдыхавшие на их красивейшее лесное озеро, добавили крамольных мыслей. Сотников случайно видел, как они, крепко напившись водки, бегали голыми по лесу за методистками райкома и фальшиво пели не совсем патриотические ухарские песни.
- А сами требуют других песен! - репертуар сельского клуба нужно было утверждать в отделе культуры райкома КПСС.
Квота предполагалось такая. Восемьдесят процентов песен советских авторов, двадцать авторов других социалистических стран. Музыкантов из капиталистических стран естественно не допускались, но молодёжи ведь хотелось танцевать...
- Наши песни надоели! - кривились капризные девчонки.
Санёк, знакомый с западной музыкой благодаря стараниям старшей сестры, учившейся в столичном ВУЗе, поступал просто. Писал в списке песен напротив нужной популярной группы, какую-нибудь социалистическую страну.
- А откуда происходит заявленная группа «Бони М»? - чиновник второстепенного отдела, лысый дядька в очках, с умным видом уставился в поданный список. - И какие-то «Битлз»?
- Первая группа из Польши, вторая из Румынии. - Бодро отрапортовал Сашка. - Не сомневайтесь, все из соцлагеря!
- Маша любила петь... - пошутил чиновник. - Её рекорд был двадцать Петь в месяц...
Вопросов к репертуару у специалиста отдела культуры больше не возникало… Следующим летом, за активную общественную работу, Александра наградили поездкой в составе областной делегации на слёт комсомольских активистов в Москву. Слёт проходил на базе Всесоюзной школы ЦК ВЛКСМ, кузнеце кадров будущих олигархов.
- Вот люди живут! - две недели им преподавали методику руководящей работы.
Перед ними выступали космонавты, артисты и известные спортсмены. Даже легендарный Александр Масляков снимал с их участием популярную передачу «А, ну-ка, парни». Им показали достопримечательности Москвы, Мавзолей Ленина, Исторический музей и многое другое. Сашке всё ужасно нравилось, удивило только, что вечно живой Ленин, лежавший в хрустальном саркофаге, был маленького роста и рыжий.
- Какой-то он ненастоящий, - удивился Мишка Рудов, паренёк из Орловской области.
- В фильмах Ленин сильный, мужественный!
- Так, то в фильмах, - пояснил Санёк, начинающий различать отличия вымысла от действительности. - А тут жизнь…
Поселили их в молодёжном центре «Орлёнок» под Москвой. Во время Олимпиады в нём жили зарубежные журналисты. На время слёта мест на всех делегатов не хватило, девочки жили в номерах, а мальчики в привычных военизированных бараках на тридцать особ. В них пахло армейской казармой и молодым едким потом.
- Сколько в нашей стране живёт народов! - дивился Сашка.
- Судьба не дура, зря людей сводить не станет… - заметил кто-то.
В объединённом отряде были ребята из всех союзных республик. Латыши и казахи, армяне и украинцы объединялись общением на русском языке. За время слёта все сдружились, некоторые успели даже влюбиться друг в друга.
- Люба из Белоруссии такая красавица! - делились они сокровенным.
Единственным соседом Сотникова, его кровать стояла в углу, оказался щупленький Рашид, приехавший из солнечной Узбекской ССР. Вечерами они подолгу разговаривали друг с другом. Лежали на неудобных кроватях и тихо рассказывали о своей жизни.
- Занятия в школе у нас начинаются с октября. - Хвастался Сашка. - Больше месяца мы работаем в колхозе. Помогаем убирать картошку, свёклу.
- Мы тоже работаем всё осень.
Рашид на ломаном русском языке вежливо поинтересовался, сколько платят за эту работу:
- Ничего не платят.
- Совсем?
- А должны платить? - удивился Санёк.
- Вай, вай, плохо. - Покачал головой узбек. - Совсем плохо!
- Почему плохо, - не понял того Сашка. - Это же наш долг.
Рашид понимающе усмехнулся. Александру показалось, что он разговаривает не с четырнадцатилетним пацаном, а с умудрённым жизненным опытом стариком. Узбек по большому секрету сообщил:
- У нас не так.
- А как?
- Когда мы до декабря собираем хлопок, нам платят.
- Да ты шутишь!
- Хорошо платят...
- И сколько ты зарабатываешь? - спросил заинтересованный Сашка.
- Как получится, - скромно ответил Рашид. - Некоторые за время школы зарабатывают себе калым на хорошую жену. А многие вообще не учатся, зачем?
Комсомольский вожак среднерусской полосы впал в лёгкий шок.
- Как не учатся? - удивился он. - И что такое калым?
- Не учатся, потому что им всё равно ничего, кроме счёта и письма в жизни не пригодится. Зачем время зря тратить. - Поучал Рашид, сидевший на кровати поджав по-турецки ноги. - А калым - это выкуп за невесту.
- Какой ещё выкуп? - Сотников, привыкший, что у русских за невесту обычно давали приданное, присвистнул.
- Как какой? - не понял собеседник.
Пришло его время сильно удивиться традициям русских.
- Отец невесты её растил, тратил деньги. Она уйдёт в семью мужа, работать на отца уже не будет. - Юный узбек покачал головой, удивляясь непонятливости собеседника. - Поэтому платят калым. Женщин у нас меньше чем мужчин, поэтому если хочешь жениться, плати дорогой…
Сашка в первую минуту не знал, что и сказать. У них в деревне всё было наоборот. Девок было гораздо больше чем парней.
- А сколько стоит хорошая жена? - поинтересовался он. - И что значит хорошая?
- Хорошая? - Рашид задумался на минуту. - Тысяч десять рублей.
- Сколько? - ужаснулся впечатлительный Санёк. - Так много!
Столько стояла самая крутая машина «Волга», а в их селе была только одна легковая машина, да и та «Запорожец». Юный философ неторопливо продолжал:
- Плохая жена конечно меньше.
- На много?
- Сильно меньше.
- А как их оценивают, - шумно поинтересовался Сашка. - Какие критерии?
- Всё просто. Чем больше у девушки образования, тем меньше она стоит. Откуда-то с гор, ни одного дня не ходившая в школу невеста, самая лучшая. Она будет хорошей матерью и хозяйкой, во всём будет подчиняться мужу!
Рашид плотоядно закрыл глаза, словно представляя такую девушку, сладкую, словно бухарская дыня и рассыпчатую, как ташкентский плов...
- А женщина окончившая институт ничего не стоит, - закончил он жизненную лекцию. - Ни копейки...
- Ну и ну!
Александр надолго замолчал. От изумления он ничего не смог ответить на проверенную веками мудрость Востока.
- Время покажет... - подумал он.
На дворе истории отдыхали застойные, они же застольные годы. Советский Союз, почувствовав всю прелесть жизни на нефтедоллары, доживал последнее десятилетие. Внешне всё выглядело монументально.
- «Советская власть на века!» - съезды КПСС в очередной раз подводили итоги и намечали цели.
Престарелые лидеры страны награждали друг друга очередными наградами, к очередному юбилею и умирали по очереди, как будто передавали олимпийскую эстафету. В магазинах страны начали исчезать продукты, зато холодильники всегда были забиты до упора...
- Загадка природы! - изумлялся подросший Сотников.
«Цеховики» используя неповоротливость государственной промышленности, наживали и проигрывали в карты миллионные состояния. Советский народ приучался жить в тени. Многим эта способность пригодится позднее, когда на обломках страны будут расцветать независимые государства и финансовые империи.
- Не может быть! - расскажи тогда Сашке такое будущее, он бы, конечно, не поверил.
Как не поверил советам случайного знакомого. Только через двадцать лет, возмужав и приватизировав прибыльный металлообрабатывающий заводик, он согласился с ним. Пережив несколько неудачных браков с образованными гламурными девушками, он понял, что логика в словах Рашида однозначно была.


Рецензии
О какая неожиданная мораль, Володя

Александр Скрыпник   03.09.2018 12:59     Заявить о нарушении
Спасибо!

Владимир Шатов   03.09.2018 15:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.