Прощай, Канада! Часть 2

Свободы Ветер или Прощай, Канада!

Продолжение

Глава 2

Торонто нас встретил весёлым тёплым ливнем.  Был конец августа, уходило лето.  И в Эстонии уже моросил противный холодный дождь, облетала листва, и солнце было редким гостем на хмуром низком северном небе.  А в Торонто лето было в разгаре, ливень хлестал по пышной зелени, пахло сырой землёй и какими-то цветами.  В зале ожидания нас ждал уже парнишка, который и довёз нас до пункта назначения.  Ох, и далеко оказался тот пункт!  Просто какие-то прерии!  Я хотя и мечтала о них, но жить в такой глуши – это не для нас. Соответственно, нарисовалась первая задача:  выбраться поближе к цивилизации.  Нас поселили в бейсмент – звучит красиво, но это конкретный полуподвал, без окон, оборудованный, конечно, по хорошим стандартам, но подвал, он и есть подвал!  Хозяка наша Майя, жирная, еле подвижная, ленивая, бродившая по дому целыми днями в ночной сорочке, первым делом притащила нам ворох белья:  «Вот, от моего зятя рубашечки…» поманила она пухлой ручкой Ивара.  Что???  Ивар вообще-то никогда особенной сдержанностью не отличался, и этот случай был не исключением. Наорав на старую дуру, он принялся кружиться по бейсменту.  «Надо выбираться из этой дыры!»  Но это было не просто.  Оказалось, что снять приличную квартиру мы сможем только, если устроимся на работу.  Значит, придётся пока жить здесь.  В первые дни мы отправились на разведку по окрестностям.  В сорока минутах от нас находился супермаркет.  Хоть что-то. Автобусы ходили по нашему району плохо.  И всё же мы выбрались в сити. 
      Торонто-сити нас поразил своими размерами и высотой.  Небоскрёбы из цветного стекла: розовые, голубые, зелёные, золотые – взмывали в синее высокое небо Канады, превращая нас в хрупких маленьких и беспомощных созданий, прямо из песни Вилли Токарева.  Первые дни мы праздно шатались по городу, знакомясь с его достопримечательностями.  Торонто и привлекал и отталкивал одновременно.  Привлекал  парками, яркими красками, доверчивыми белками  и крошечными бурундучками, каньонами с красивыми деревьями, синими птицами.  Отталкивал суетой, шумными толпами, многочисленным цветным населением (Каназия – мы узнали как называют Канаду русские).  Таковы были первые впечатления. 
      Через неделю началось осуществление последней части нашего пакета – устройство на работу.  Тощая, но такая же  противная как Майя, оказалась и агент по трудоустройству.  Напуская на себя невероятную важность, она, звали её кажется Люба, убеждала нас , как важно начать в новой стране хоть кем-нибудь, чтобы потом встать на достойный уровень.  И хотя за устройство на приличную работу нами было уплачено, предлагалось нам только клининг, присмотр за детьми, прислуживание в многодетной семье и прочая хрень.  Нет!  Не за тем мы сюда ехали!  В конце концов мужу повезло.  Он нашёл работу в центральном ресторане города.  Он вообще-то инженер, но готовясь к иммиграции, прошёл в Эстонии курсы поваров.  И, как оказалось, не напрасно.  Целый год он работал в престижном ресторане Франц, питался там за пол-цены и даже приносил домой вкуснейшие блюда. Мне же не так везло, сама я ничего найти не смогла и пришлось согласиться на работу горничной, правда, в одной из дорогих гостиниц Торонто-сити.  Но не приспособленная к физическому труду и слабо представляя свои перспективы на этой должности, я там долго не удержалась.  Люба пробовала пристроить меня на фабрику по упаковке праздничных корзинок и подарков, состоящих из конфет, печений и всяких мелочей.  Работу я делала вяло, без энтузиазма, за что и получала регулярный нагоняй от Любы, которая каждый раз мне выговаривала: «Вот я бы делала эту работу перфектно!» Хорошо было ей рассуждать, сидя в удобном кресле своего офиса, который подарил ей папа.  Ну да ладно.  Я на неё не злилась.  В этих простых работах был также и плюс: новые знакомства, общения с людьми, сразу на английском языке, что было важно.  Я узнала много интересного.  Каждый день приносил новые знания и опыт, которые как бусы нанизывались на веревочку, затягивающуюся на моей тонкой шейке. 
На фабрике я познакомилась с русской дамой, тоже из Эстонии, они иммигрировали с мужем и двумя сыновьями.  Муж, столкнувшись с цепкими лапами капитализма, качнулся ментально, а она, Эльза, полная кучерявая блондинка, признавалась мне: « Я не люблю своего мужа».  «Почему же вы вместе?»  «Из-за детей» - отвечала она, сверкая очками и пожимая плечами.
Вместе мы проработали пару месяцев, потом каждая из нас пошла своей дорогой.  Эльза занималась дома детьми, хозяйством, и даже устроила маленький частный бизнес на дому.  Она ловко лепила пельмени и сдавала их в русскимй магазин.  Наша советская еда была в цене у иммигрантов, и у Эльзы всегда были покупатели.  Я же поступила в колледж.  Это спасало меня от необходимости работать.  Сначала я интенсивно бросилась изучать канадский английский, но мои институтские познания сразу сказались и я очень ловко и быстро закончила курс.  Учиться мне больше не хотелось и я уже собиралась уходить из колледжа, как ко мне подскочила Светлана: 
— Ты что? С ума сошла? Колледж бросать!  Да ты только три месяца проучилась.  Здесь люди по шесть лет учатся! 
— Такя ведь я курс уже закончила. 
— Ну и дура, что поторопилась!  Здесь, знаешь, все как делают? Берут курс посерьёзней на целый год.  Учатся, а экзамен заваливают.  Нарочно.  Тогда их снова направляют на этот же курс.  Потом, когда сдадут всё, берут следущий этап, посложнее.  Так можно годами держаться!
— А зачем? – удивилась я. 
Светлана посмотрела на меня с сочувствием.
— У тебя здесь есть родственники? 
— Нет. 
— Ну вот видишь, значит хорошую работу ты здесь не получишь.  Разве только в универ поступишь и получишь местное образование.  Так это ты ещё успеешь.  Ты молодая.   А если учёбу сейчас закончишь, пособия не увидишь. Здесь так: либо учиться, либо работать.  А если сама не устроишься, знаешь куда пошлют – стадионы убирать.  И это в лучшем случае. 
Я решила, что учиться в колледже годами, просто от нечего делать, вариант не мой.  Жить на мизерное пособие и во всём себе отказывать?! Или работать за наличку на чёрных работах?  Ну нет! Светлана прошла уже иммиграцию в Израиле, а сюда переехала к сыну.  Он её поддержит, если что.  А у нас поддержки нет.  Нам нужна нормальная работа. Но идти лишь бы  куда я не хотела.  К счастью, мне повезло.  Моя приятельница посоветовала мне идти работать в школу с детьми.  До этого мне приходилось преподавать английский язык детям в Прибалтике.  Но кем работать здесь?  Оказалось, есть вариант.  В Канаде давно уже существовал сервис учителей на замену.  Дети никогда не были предоставлены сами себе.  Учителя в Канаде получали большие деньги.  Работа считалась уважаемой и престижной, не то, что у нас, где учитель – это практически лузер.  Когда я говорила об этом своим коллегам, мне никто не верил!  Им казалось невероятным, что Учитель – это непрестижно. 
Полгода у меня ушло на добывания необходимых лицензий, справок.  Пришлось даже подключать свою подругу из Киева, чтобы получить недостающие документы из института.  Эти полгода мой муж крутился как мог, так как жить приходилось лишь на его зарплату.  Канада, где есть ВСЁ стала для нас слишком дорогой. Но мы не унывали, у нас было много друзей, мы были молоды, веселы, и нас ничего не пугало.

     Дни иногда текли, иногда летели.  Жизнь в новом месте была интересная, хотя и трудная.  Всему приходилось учиться заново, менять свой менталитет, принимать чужие ценности, уважать мнения других.  Кто не мог подстроится под новую для них систему, уезжал.  Немало мы повстречали людей, прибывших в Канаду в надежде хорошего заработка.  В то время там можно работать за кэш (наличку), если тебя кто-то пристраивал в надёжное и не самое плохое место.  Это был, как правило, небольшой частный бизнес дядюшки Сэма или тётушки Доры.  Но редко кому удавалось за короткий срок зароботать значительную сумму.  Хватало на оплату аренды и скромное питание.  Наш знакомый художник, прилетевший в Канадский Рай за быстрым долларом, пахал в пекарне.  Он проработал там почти полгода и давно уже оставил мысль заработать нормальные деньги.  Его цель теперь была заработать на обратный билет.  Другая наша знакомая работала на двух работах.  Зарабатывала хорошо, но спать ей удавалось только в транспорте во время переезда с одной работы на другую.  Знаем также и тех, кто не выдержал трудностей или не смог пережить мощного разочарования в этой стране и просто конкретно сходил с ума.  Сказки о райской жизни оказались всего навсего мифом, навеянным книжками, рассказами знакомых, Голосом Америки, а также находчивыми агентами, продающими этот Рай.  Раем Канада действительно была для несчастных и нищих беженцев.  Но наши люди, сталкиваясь с канадской дейтвительностью, окунались в совершенно другой, непонятный, чужой, порой враждебный, порой дикий мир, абсолютно не похожий на наш тот и не имееющий ничего общего с Раем. 
Но не подумайте, что я пытаюсь очернять эту страну.  Были и другие случаи.  Наши близкие друзья, подкрепив своё образование местным, устроились на работу, купили домик в кредит и прекрасно себя там ощущают до сих пор. Многие наши знакомые, не имеющие востребованной специальности, пошли сложным, но верным путём: на три-четыре года, затянув пояса, поступили в универ. Это был надёжный способ прилично устроиться и зарабатывать, имея местное высшее образавание.   Я не говорю о программистах, которым везде хорошо! 
Разные ситуации, разные судьбы, разные восприятия рождали совершенно разные мнения. Кто-то ругал Канаду, называя её помойкой, а кто-то хвалил и благодарил судьбу за такой шикарный подарок.
Мы же, приехавшие за романтикой и интересной жизнью, находили в этой стране много для нас нового, необычного.  Но наше мнение не менялось: страна Канадского Листа нам нравилась и не нравилась.  И это было плохо, потому что желания там оставаться у нас  не возникало, а уезжать назад так рано было слишком глупо.
     Устроившись работать в католическую школу, я стала получать хорошие деньги. Работа меня увлекла.  Перед трудоустройством я прошла небольшой курс для преподавателей из других стран.  Меня просто потрясло абсолютно новое отношение к детям.  Я никогда не думала, что мне может быть интересно не только работать с детьми, но проявлять к ним живой интерес, переживать их огорчения и радоваться их победам.  Я благодарна Канаде, что она изменила моё отношение к званию Учитель. 
В то время, когда я учила канадских детей,  Ивар тоже подкрепил свий диплом местными лицензиями и устроился в солидную фирму.  Ему дал рекомендацию наш приятель – кубинец Франк.  Он помнил золотые годы советской действительности и был благодарен нашей бывшей могучей стране за возможность бесплатно там учиться. Кстати, работая короткое время в Йорк Отеле, я также натолкнулась на двух кубинцев, которые учились в СССР.  Они оба работали поварами в ресторане для персонала.  Хочу отметить, что  кормили там весь персонал бесплатно по такому высшему разряду, что уже ради одного этого можно было бы держаться за эту работу. И все держались.  Когда, проработав там несколько месяцев, я ушла, на меня приходили смотреть: что же это за дура, которая сама бросает такую фантастическую работу?!  Да, так вот.  Эти два кубинцы, узнав, что я из СССР начали меня страшно закармливать, накладывая мне двойные порции, а в завтрак и чай делали такие мощные сэндвичи, что работать я уже не могла.  Эти парни любили вспоминать свою интересную жизнь в Союзе.  Вернувшись на Кубу после учёбы, они и там жили хорошо, Союз не забывал.  Но когда он распался, они потеряли поддержку доброго старшего брата и вынуждены были разъехаться на заработки: кто – в Штаты, а кто – в Канаду.

Продолжение Следует
2016
Copyright © Ирмина 2016


Рецензии