Хорошие слова-серебро, а молчание-золото

       Жили-были на белом свете то ли в городе, то ли в деревне, то ли давно, то ли недавно – муж и жена. И долго они годков вместе прожили. Да, только вот беда: с годами испортился  у жены характер: и стала она на редкость сварливой и ворчливой. К каждому шагу мужа привязывалась и донимала его своими попрёками.

И так ему стало невмоготу с ней жить, что решил он уйти из дома, куда глаза глядят. Собрал муж себе походную котомочку, положил в неё на первое время себе кое-какую одежонку, чтобы в пути не замерзнуть, обувку, хлеба положил, воды и вышел за околицу.

И так ему стало на сердце вольготно и радостно, когда поглядел он вперед на поле, что ноги сами понесли его вперёд.
 
        Миновал он поле и вышел на широкую проселочную дорогу. И стоят вдоль дороги знакомые с детства избы: есть дома богатые и добротные, есть бедные, а есть и совсем уже плохенькие, на сторону покосившиеся.
 
Идёт муж. А из окон домов, мимо которых он проходит, с обеих сторон, – слышится то веселый смех, то громкая злая ругань, кто-то песни поёт, а кто-то плачет и стонет.

Удивляется муж: « Что за диво такое? Сколько лет уж, здесь я хожу, а такого раньше никогда не слышал, чтобы из каждого дома да ещё столько звуков доносилось…..».

Проходит он дальше, и вскоре видит перед собой дорожную развилку, на три стороны уходящую. А посредине развилки лежит огромный камень-валун, коричневым и зеленым мхом покрытый. И сидит на том камне какой-то древний старичок, в чем душа только держится? Головенка седая, как лебяжьим пухом покрытая, личико маленькое и сморщенное, а глазки его от слабости прикрыты. То ли дремлет он, то ли глубокую думу думает. А сам-то он, как и камень под ним, коричневым мхом весь покрытый от ног и до пояса. А по виду его сразу ясно становится, что сидит он так на этом камне уже больше тысячи лет, и никуда с этого места дальше не двигается.

Подошел к нему муж, поздоровался и говорит:
–Не подскажешь ли мне, старичок, куда эти три дороги ведут?

     Приоткрыл старичок свои глазоньки, и отвечает тихонечко, слабым голосом:
– Отчего же не знать, – знаю и подскажу. Если выберешь ты прямую дорогу, – к родимому дому обратно воротишься. А если налево захочешь пойти – голову сложишь, направо повернёшь – в непроходимую стену упрёшься, да там и останешься.

– А давно ли ты сам на камне сидишь, что порядки все знаешь?- С любопытством спрашивает муж.

Грустно так посмотрел на него старичок и ответил:
–Эх, милок, об этом лучше не спрашивай! Но если хочешь, расскажу. Сижу я так давно, уже больше тысячи лет и никуда с этого места не трогаюсь. Потому и мхом весь покрылся с ног до пояса.

–А чем же ты, бедолага, кормишься, если с места не можешь сдвинуться?
–А питаюсь я, милый человек, святым духом, а пью дождевую воду. Пойдет с неба дождичек, я рот пошире открою, вот и пью потихоньку дождевые капельки.

Подивился муж таким необыкновенным речам  и говорит:
–Налево или направо пойти – так только дурак и сделает. Поэтому, как ни крути, – а  придётся мне идти прямо. Да, только вот беда: неохота домой возвращаться. Совсем жена меня забранила, жить спокойно не дает. И то ей не так, и этак.... Останусь- ка я лучше здесь! Сяду рядом с тобой на камень-валун и буду сидеть на нём до скончания века, всякие думы думать. А ты пододвинься-ка в сторону, а то мне сидеть больно уж тесно,  – сказал так да и уселся на камень.

–Э, нет! Так дело не пойдет, – заволновался старичок, – мне и одному здесь сидеть тесновато. А ещё и ты присел. Иди-ка ты лучше дальше своей дорогой и на камне моем не задерживайся.

–Не пойду. Я свой выбор ещё не сделал. Сам лучше иди, а я на камне останусь сидеть.

– Некуда мне идти, милый человек,  – приуныл старичок. А сам весь такой несчастный сделался: головёнку свою седенькую опустил низенько, ручки тоненькие и слабенькие на груди крест- накрест сложил. И полились у него из глаз слёзы горькие.

Пожалел его муж и стал утешать:
–А что же ты плачешь, дедушка? Погляди, как хорошо и славно вокруг, вот и дорога впереди – какая свободная, ровная, нет на ней ни камушка, ни бороздочки. Иди и иди по ней сколько вздумается. Вон, и солнышко в синем небе ласково светит. И жаворонки над головой звонко поют.

Махнул огорченно старичок рукой и отвечает печально:
–Эх, милок. Зачем же мне теперь солнце и синее небо? Пока я тут из упрямства, как сыч на камне сидел и всё думу глубокую думал, вся моя семья давно померла, а дом мой родимый  ветром развеяло. Некуда мне теперь идти, да и силы иссякли. Останусь я на этом камне, пока не помру, – а сам ещё больше закручинился. А муж после этих слов призадумался.

Пока они так сидели и думали, каждый свою глубокую думу, день уже, клонится к вечеру. Захотелось мужу поужинать. Достал он из котомки хлеба краюшку, разломал её пополам и протянул старичку.

Обрадовался тот. Взял краюшку, жует беззубым ртом и нахваливает:
–Давно не ел такого вкусного хлебушка. Кто же тебе его приготовил?
–Жена моя,  – отвечает муж. А как вспомнил про жену, так сердце и ёкнуло.
Поужинали они, а тут как раз и дождик пошёл. Задрали они оба головы к небу, рты пораскрывали: сидят и капли дождевые ртом ловят. Напились и снова о чем-то думают.

        Время проходит, спрашивает у мужа старичок:
–Ну, что надумал, милок? Какой дорогой пойдешь?
–Не решил я. Дай ещё мне время немного подумать, – отвечает тот.

Уж, и вечер прошел, и ночь наступила. Устал муж неподвижно на камне сидеть. И решил устроиться на ночлег. Прилёг он на камень. И после мягкой домашней кровати, показалось ему, что спать на камне неудобно и жестко. Стал он ворочаться. И так повернётся, и этак. Никак не может удобно устроиться.
 
Надоело старичку терпеть возле себя такое беспокойство.
–Что же ты мил человек, никак не устроишься?- спрашивает.
–Да, вот, никак не могу устроиться. Попробуй-ка ты прилечь на камне, – отвечает муж.
–Так, я и рад прилечь, да не могу подвинуться, – грустно вздохнул старичок.
–Так ты что же, и в самом деле не можешь от этого камня сойти? – не поверил муж.
–А зачем мне куда-то идти? А если и ты со мной на этом камне останешься, то тебя это тоже ожидает: покроешься ты коричневым мхом до пояса, а может, до самой шеи, как камень, и будешь из воздуха и дождя еду и питьё добывать.
 
Испугался муж. Вскочил поскорей с камня и говорит:
–Ну, ладно! Ты оставайся, а я дальше пойду. Хочу успеть до рассвета по прямой дороге до самого конца дойти.

– И правильно сделаешь. А за то, что ты поделился со мной ужином, подарю я тебе в награду вот этот мешок, – говорит старичок. Пошарил он рукой сзади за камнем, достает грязный пустой мешок и мужу с лукавой улыбкой протягивает.

–А зачем мне мешок?– удивился тот.

–Забирай, пригодиться. Мой мешок не простой, – а особенный. Как вернёшься домой, сделай так, как я тебя научу. Положи его в угол, и веревки на нём не развязывай! Если спросит жена про мешок, отвечай, как я тебя научу! Что в этом мешке любая ругань, брань и злость превращается в камни, хорошие слова – в серебро, а молчание – в золото. А дальше сами увидите, что будет…. А напоследок, вот тебе самое главное! Ты и сам с женой должен вести себя по-доброму. На просьбы о помощи откликаться, чтобы не было у неё повода больше для ругани.

Поблагодарил муж дряхлого старичка. Закинул на плечи пустой мешок и пошел себе дальше по дороге. Идёт он так один день, потом второй, затем третий, а дороге – всё ни конца, ни края не видно. Солнце рано утром встаёт, каждый день припекает, а вдоль дороги не видно ни деревень, ни города, – всё поля и леса расстилаются.

Устал муж, уже и сам был бы рад снова дома очутиться. Да, никак не дойдет. Уже и ноги он себе стёр до крови, идёт и прихрамывает, и поесть ему нечего, и воды негде испить. А он всё быстрей и быстрей идёт, так по дому родному соскучился.

Спасался тем, что пил дождевую воду. Наконец, на седьмой день добрёл он до своей улицы, весь в пыли и измученный. А как к родному дому-то подошёл, так ещё больше возрадовался.
 
Выходит ему навстречу жена:
–Что-то ты, дорогой мой муженёк, загулял? Где ходил- бродил, что хорошего видел?

–Ох, жена, нагулялся я по белому свету досыта. Да , так , что и сам стал уж не рад. Видел я места разные, незнакомые. И понял, что нет ничего лучше и краше родимой сторонушки. А в честь моего возвращения, прими от меня, дорогая жена, от чистого сердца этот подарочек,  – сказал так и протягивает жене пустой мешок.

Схватила жена мешок, и давай им сердито размахивать и ругать мужа:
–Что же ты, дурак, не привез мне никакого украшения вместо этого грязного мешка?  – И только она это промолвила, как чувствует, что мешок в её руке потяжелел. Уронила жена мешок на пол, развязала. Заглянула внутрь, – а там булыжники лежат. Так она и обомлела.

Понял тут муж, как удружил ему старичок. Сказал он жене так, как его старичок научил. Та сперва не поверила. А когда снова на мужа заругалась, и мешок до краев камнями наполнился, тут и задумалась.

Так у них с той поры и повелось. Только она на мужа заругается, как мешок в углу камнями наполняется. А стоит ей хорошее или доброе слово сказать, как серебряная монета в мешке появляется. А, уж когда жена молчит, – так и вовсе в мешке золотые монеты позвякивают.

И стали муж с женой после того, как необыкновенный мешок в их доме-то появился, жить в мире и согласии.
 
       Родня их, потом расспрашивала, что это за мешок такой грязный в их доме в углу всё время валяется. Ну, муж – человек простой. Рассказал он родственникам про старичка, который подарил ему этот мешок. И захотелось  родственникам и себе такой же чудесный мешок приобрести. Расспросили они мужа про дорогу к камню. Пошли по ней, а вот до камня так и не добрались.

Видно, не каждому человеку тот камень на пути попадается. Да, и дорога к нему, давно уж, потеряна.


Рецензии
Умная и полезная сказочка!
От безделья и долгого сидения на камне
-мхом обрастёшь. Но и мешок обретёшь,
от нас зависит, камни ,или серебро в семье наживёшь

Новых сказок, лёгкого пера, большого здоровья


Зоя Кудрявцева   09.01.2017 12:32     Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам легкого пера и красивых сказок.

Валерия Карих   09.01.2017 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.