Куда ты скачешь, гордый конь?

       Медный всадник стал конным памятником царю. Правитель изображён в условной одежде, на вздыбленном коне, а о его роли полководца-победителя говорит лишь висящий у пояса меч, да лавровый венок, венчающий его голову. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой находку в решении задачи по обеспечению устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы».




       «Медный всадник» был создан А.С. Пушкиным осенью 1833 г.

       Мотивы поэмы навеяны образами: наводнения 1824 г, как стихии; Петербурга, как создание русского абсолютизма; Медного всадника – скульптура Фальконе; дерзкого безумца Евгения… «О Медном всаднике» писали много и по-разному, но окончательного толкования идеи поэмы нет. В поэме – бунт. Почему?  Петром I совершены реформы, поднявшие на «дыбы» огромную страну. В результате победы в Северной войне Россия утвердилась на Балтийском море, «прорубив» тем самым «окно в Европу».

       Замысел Петра I в построении Петербурга (1703 год, заложена Петропавловская крепость, названная в честь апостола Петра) был смелым политическим ходом, экономической закономерностью в утверждении мощи Российского государства. Но все замыслы осуществлены на крови тысяч погибших в топях, под кнутами надсмотрщиков и от тяжёлых работ. Пушкин не отрицает заслуг Петра I перед Россией. Прежде всего, он – символ развития и движения вперёд, устойчивости государственной власти, «Кумир на бронзовом коне», прорубивший «окно в Европу». Но образ Петра не однозначен, как и «град Петров». С одной стороны это парадный город: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид»… С другой – город обыденный и не привлекательный во время и после наводнения: «Обломки хижин, брёвны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесённые мосты…… Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна…             … Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомлясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем…»

       Пушкинские образы Петра I, Александра I и Евгения знаменательны и сильны.

       Петр I и «бронзовый конь» - символы России. «А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?»

       Вопрос поэта – к загадке русской истории и к России.

       Евгений – антипод «кумира на бронзовом коне», продукт и жертва петербургской цивилизации. Став безумцем, он «свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек, ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мёртвый…» Память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он снова встречается с «кумиром на бронзовом коне». Слова Евгения, обращённые к бронзовому Петру: «… Добро, строитель чудотворный! – Шепнул он, злобно задрожав, - Ужо тебе!...», это – бунт «лишнего» человека против самодержавия. «Грозный царь» и Человек сошлись в трагическом противостоянии. «Кумир на бронзовом коне» в воображении безумного Евгения превращается во Всадника Медного, механическое существо, карающее даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии: «…И озарён луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несётся Всадник Медный На звонко-скачущем коне…». Конфликт неразрешим, в нём не может быть победителя и побеждённого. «…всю ночь…за …безумцем бедным Всадник Медный  С тяжёлым топотом скакал.» Бег в поэме не заканчивается. Это – бег на месте.

       «…В тот грозный год Покойный царь ещё Россией  Со славой правил. На балкон, печален, смутен, вышел он И молвил: «С божией стихией Царям не совладеть»… Александр I так определил буйство стихии.

       Пушкин доказал, что самодержавная власть и человек разделены бездной, а связь -  трагична.

       В поэме больше вопросов, чем ответов, что заставляет спорить о проблематике пушкинской поэмы. Таков гений А.С. Пушкина. А его «Медный всадник» и сегодня символизирует силу и мощь России.




06.02.2014.


Рецензии