М. М. Кириллов Детские медицинские наблюдения. оче

М.М.КИРИЛЛОВ ДЕТСКИЕ  МЕДИЦИНСКИЕ   НАБЛЮДЕНИЯ

Очерк
Случайность – непознанная закономерность. Ко мне с детства цеплялись различные медицинские наблюдения. Так, в деревне Пестово (Челябинская область) осенью 1941 г. я, московский мальчик, впервые увидел коробочки мака в огороде. Коробочки были изящные, и из них сыпались черные зернышки. Я раздавил одну-две коробочки, не заметив, что за мной наблюдает хозяйка. Увидев мое любопытство, она объяснила мне, что есть маковые зерна нельзя, так как они вызывают у человека сонливость. Однажды мама послала меня в аптеку, там же, в деревне, за таблетками от боли в животе. Я и попросил у аптекарши «таблетки от живота», а она поправила меня: не от живота, а от болей в желудке. Я открыл для себя простую истину: оказывается, в животе есть желудок и еще много чего есть. В тот же день мама пополнила мое образование. Там же в деревне председателем был участник гражданской войны, очень хороший человек, так как он заботился о нас, эвакуированных семьях командиров. Как-то он на санях по снегу свез меня километров за десять в амбулаторию, там мне осмотрели горло и велели лечить ангину. Так вот у него была ампутирована нога по бедро (от пули белогвардейца, как сказала мама). Он смешно, но быстро ходил на своей деревянной ноге.   Как-то днем, когда я вернулся из школы (2-й класс), посредине горницы на низкой длинной скамье увидел старую бабушку в платочке, лежавшую в гробу. Рядом никого не было, и я все хорошо рассмотрел: я впервые видел покойника. Пахло какой-то травой. Страшно не было. Старушка была тихенькая и маленькая, как девочка. Она и при жизни была такой же незаметной. В 3-м классе (уже в Петропавловске) увидел у мальчишки выпадение прямой кишки. Когда он натуживался, кишочка вылезала и болталась, а ему не было больно. Там же хорошо изучил вшей, их находили на подворотничках классные санитары и заставляли их давить тут же, а белье дома гладить утюгом. Хуже было у нас, эвакуированных, так как мы жили беднее местных. Когда младший братишка в 1,5 года заболел острой дизентерией и его, отчаявшись, из инфекционной больницы вернули нам домой умирать, мне пришлось научиться кипятить молоко на керогазе и таскать братика на себе, так как он мучился, извивался весь в лихорадке и кричал. Называли это «антонов огонь». Но Вовка неожиданно для всех стал есть мятую картошку с молоком и поправился. Теперь он отец семерых детей и дед многих внуков. Видел я и золотуху – корки на голове у детей, и приступ судорог (эпилепсию) у девушки на перроне вокзала, и как мальчик ногу топором поранил, и ему накладывали повязку. Узнал о недержании мочи (энурез): дяденька, заночевавший у нас в гостях, обмочился во сне и ручеек по покатому полу протек через всю комнату (мои родители постарались этого как бы не заметить, подтерли пол, пока он спал, но я-то все видел). Уже по приезде в Москву из эвакуации, видел, как выносили из дома нашу соседку на носилках в «скорую помощь», она задыхалась, и у нее изо рта текла пена. У нее было больное сердце, «сердечная астма и отек легких». Так говорили взрослые.  Конечно, были и более поздние «медицинские наблюдения», но главное - все они накапливались и почему-то запоминались как что-то очень важное. Ну а потом? Потом я пожизненно утонул в человеческих страданиях.


Рецензии