Не делай добра - не получишь зла!

  В очередной раз зарекаюсь помогать кому-либо или делать что-либо доброе. Какой-то мудрец, правда, сказал:"Не бойся отправить своего ближнего по ложному пути, ибо ты не знаешь, какой путь истинный", что, впрочем, согласуется с постулатом о неисповедимости и неисследимости путей Господних. Да, впрочем, если человеку суждено познавать добро и зло, то какая разница, каким образом обернется ложь или истина? Главное - выгода.  В том же фильме "Чучело" одна из героинь говорит - про Лену Усольцеву и ее дедушку - "Да они чокнутые!", потому что ходят, одетые, как чучела, но на картины денег не жалеют,  а про себя - "А мы - нормальные!" и поясняет тут же, что это значит:"Вчера отец пьяный с работы пришел, а мы с матерью у него денежек - кусь-кусь из кармана!" И попробуй найти общий язык с такими "нормальными"...   Не получится! Христос когда-то сказал фарисеям:"Вы - от низших, я - от вышних!", чем очень их обидел и расстроил и восстановил против себя.
  Почему-то Жизнь меня тоже все время учит Жертвенности. Когда мне бывает плохо или у меня складываются неудачно обстоятельства, то вместо сочувствия я слышу от своего окружения, что это, мол, ничего, это все - ерунда, вот у людей, мол, такие горя! И когда "у людей" возникают трудности, то почему-то ждут от меня сочувствия, а если я скажу (хотя у меня язык не поворачивается так сказать), что у других бывает и хуже, то меня обвинят в черствости. И только теперь я понимаю, как я была права, когда думала и говорила о том, что человек никому не нужен и не интересен, кроме своих родных. И как я в этом оказалась права! Первым этот постулат, о том, что здесь никто никому не нужен, высказал нам, студентам, наш любимый педагог Казанский Олег Анатольевич, чем буквально ошарашил и заставил открыть рот от удивления. В то время, когда нас всех воспитывали на принципах всеобщего равенства и братства и "человек человеку - друг, товарищ и брат", сказать так было все равно, что бросить бомбу. Но он вообще был такой - парадоксальный человек, и, хотя, многого из его высказываний я уже не помню, они оказались истинной правдой, проявившей себя в реальной жизни...
  И вот тогда-то и понимаешь разницу между родными и посторонними.
  Хотя... Когда умерли мои родители, я не почувствовала себя осиротевшей. Я видела их во сне, ко мне приходили покупатели, похожие на них, просто прохожие и я думаю, что они тоже помнят меня и родственная связь между нами на духовном уровне не прервалась.
  Однако, по гороскопу, я - Дракон, а это такой знак, что своего не упустит. Вспоминается Дракончик на шоколадной фабрике, который объелся шоколада и все ему было мало!"Все это - мне, мне и мне!",пока ему плохо не стало, и я в этом отношении вполне "нормальная", только вот на шоколадную фабрику что-то не приглашают...
  Но, все-таки, жертвенность, как явление, добровольная жертвенность, была, наверное, впервые в истории, когда распяли Иисуса Христа на кресте. "Делай то. что ты делаешь!"- сказал он Иуде. Мог ли он избежать этой участи? Мог, наверное, если бы захотел. Но Его моление о чаше, которую ему предстояло испить, говорит о том, что другого выхода у него не было. "Гнали меня - будут гнать и вас за имя мое!" - сказал Он своим последователям. И, действительно, вся история христианства пронизана жертвенностью и мученичеством.
  "Жертвоприношение" - называется фильм Тарковского , в котором жизненные обстоятельства приводят к добровольной жертве и мученичеству ради высокой цели не только главного персонажа, которого играет Олег Янковский, но и других действующих лиц этой картины. Оправдано ли оно? Ведь мучаются не только те, кто несет свой крест, но и близкие, особенно в истории про затворника, который не выпускал из дома всю семью, опасаясь тлетворного влияния, особенно на детей.Да и сам герой Янковского одержим безумной идеей, которая, впрочем, совершенно не  кажется ему безумной, - пронести горящую свечу через бассейн, вопреки ветру и водяным испарениям. Ему это удается, но не с первого раза. Его упрямое желание, одержимость не может найти никакого объяснения, тем более, что он умирает от сердечного приступа в это время. Но он верит, что - вот, он донесет свечу и все в мире будет хорошо, мир не погибнет и станет лучше. И эта его необъяснимая уверенность в этот момент - акт жертвенности, он жертвует собой, чтобы горела свеча, которая кажется ему символом всего самого святого в мире. И она горит, а он умирает. А она остается одна и ветер бросает ее пламя в разные стороны и больше некому ее защитить. Выходит, его усилия - зря? Но главное условие - донести ее до места и он его выполнил ценой своей жизни.
  Вот так и наш Олег Анатольевич, наш светоч разума и правды, сделал все, что мог, чтобы донести до нас, студентов, понятия о мире, который гораздо шире , чем рамки страны советов, где тоже живут люди, борются, страдают, любят друг друга, ненавидят и его клуб "Точка зрения", где студенты просто болтали обо всем за чашкой чая при свечах, в уютной, располагающей к откровенности атмосфере, а также киноклуб, где мы могли увидеть новые мировые и советские киношедевры, обсудить их потом в "Точке зрения", навсегда останутся в сердце, как и его искренность, неравнодушие и смелость говорить то, что думаешь, несмотря ни на что. Он и умер внезапно, в 50 лет, от сердечного приступа, как и герой его тезки Олега Янковского в фильме, и это было тоже символично. Он донес свою свечу разумного, доброго, вечного до нового времени, эпохи перемен, середины 80-х, и ушел, оставив себя в наших сердцах.  Невероятный, уникальный человек! Светлая ему память! Очень яркий пример самопожертвования, Жертвенности в мое время.
  Когда я однажды пошла в церковь в праздник, где было много народу, на мне было пальто и шапка из песца с длинным мехом, и кто-то неосторожно толкнул меня под локоть руки, держащей горящую свечу, и мех на воротнике сразу загорелся и пламя быстро побежало по воротнику вверх к шапке, чуть не превратив меня в пылающий факел. Но я быстро сбила пламя свободной рукой, к неудовольствию некоторых старух, стоявших неподалеку, и у которых глаза загорелись "восторгом сладострастья", когда они увидели как пламя распространяется по меху. Они уже предвкушали "зрелище", и когда я сбила огонь, гримаска разочарования сменила мистический ужас на их лицах. "На воре и шапка горит" - начали перешептываться они, в отместку за то, что лишились этого впечатляющего зрелища. Да уж, не судьба им насладиться, а то бы сколько разговоров потом было! Почему-то меня всегда старухи не любили. Куда бы я ни пошла, в какой бы очереди ни стояла, вечно мне от них доставалось, хотя я никогда с ними не спорила, не ссорилась, без очереди не лезла. Но, все-таки, символичным в этом происшествии было то, что подтолкнули  мою левую руку с горящей свечой, а сбила пламя я - правой. Но, в данном случае, левая рука тоже не виновата. Ее подтолкнули.
  В связи с этим, вспомнилось мне, как перед этим мы с моей будущей подругой Милой, поступив в институт, пошли свечки в церковь ставить. Мила поступала несколько лет неудачно, а в этом году, когда я поступила, и ей удалось поступить. И она дала обещание, что обязательно поставит свечку в церкви, если поступит. Ну а я за компанию с ней пошла, мы на экзаменах очень подружились. Я была некрещенная, в церкви ни разу не была, мама и папа - парторги в своих ячейках, так что для меня этот поход был авантюрой и приключением. Когда моя школьная подруга выходила замуж, я даже на свадьбу не пошла, потому что она хотела, чтобы я была свидетельницей на венчании, а я не могла, потому что некрещенная, да и у отца и матери могли бы быть из-за этого неприятности. Меня это очень тяготило и мой поход с Милой в церковь был своего рода протестом против несвободы в этом вопросе. Ну, а у нее, как оказалось, тоже опыта никакого не было.
  Зашли мы днем, когда службы еще не было, в единственную действующую в то время церковь в Липецке на улице Арктической. Помещение было темным и освещалось только огарками свечей на подставах. Ни я ни Мила не знали, как надо ставить свечи, где их брать? В храме убирали несколько монашенок и косились на нас, но нам было неудобно спросить, да, к тому же нам было страшно в этом темном помещении, а мы еще недавно фильм "Тучи над Борском" посмотрели и боялись, к тому же, и Бога, который глядел на нас с икон и фресок на темных стенах. Поэтому мы вышли из положения следующим образом: взяли погасшие остатки свечек подлиннее, зажгли у тех свечей, что горели, поставили обратно в цилиндрики перед иконой, неумело перекрестились, сказали:"Спасибо, Господи!" и бегом из церкви на  ярко освещенную летнюю знойную улицу, сопровождаемые недоуменными взглядами монашек.  Так что, получается, такое вот "воровство".
  А вот еще я про Христа хотела добавить, что Он принес первый себя в добровольную жертву. До этого убивали овец, коз и других жертвенных животных во искупление человеческих грехов.Поэтому Христос называется Жертвенным Агнцем.
  Еще одним постулатом нашего любимого Олега Анатольевича был девиз:"Хочешь узнать человека получше - надо поругаться с ним". Именно в ссоре человек открывается до конца.Но, получается, что для того, чтобы лучше узнать человека, надо пожертвовать дружбой с ним? "Баш на баш!" - любимое выражение моей мамы. Сколько мы ссорились с ней! Боже мой! Страшно вспомнить! Какая я была вредная! Считала маму деспотом и вампиром, а она всего лишь невероятно тряслась за меня. И какая она была терпеливая в своем молчании, когда я бросала ей свои несправедливые обвинения! Когда ушел отец, я почему-то решила, что виновата моя мама, что не удержала его и долгие годы буквально ненавидела ее. Но она все списывала на мой подростковый возраст и терпеливо дожидалась его окончания. И, несмотря на нервотрепку, которая сопровождала наши с ней ссоры, мы все больше, действительно, узнавали и любили друг друга. Я не хотела, чтобы она снова выходила замуж, потому что мне казалось, что никто из кандидатов не был достоин ее, а на самом деле, я, наверное, просто боялась потерять ее любовь и внимание ко мне. В свою очередь, я никуда не могла пойти вечером из дома, хотя мои подруги тусовались каждый вечер в Нижнем Парке и мне очень хотелось с ними пойти. И однажды я взбунтовалась и отправилась с ними, несмотря ни на какие запреты.
  Это, конечно, было шоу! Мой первый "выход в свет" произошел по законам жанра. Я обулась в чулки-сапоги, намазала лицо тональным кремом, ресницы накрасила французской тушью, которая удлиняла их в два раза, а у меня и свои были хороши, наложила губную помаду и таким образом, превратив себя в куклу, отправилась "гулять" в Нижний парк. Мамина подруга видела меня в трамвае в этот момент и после, смеясь, рассказывала мне, что я выглядела очень хорошо и грим мне пошел к лицу, но выглядела я гораздо старше своего четырнадцатилетнего возраста и она меня сначала даже не узнала.
  Особенного ничего, конечно, в парке не было, даже драки не случилось, но меня заметили и даже один кавалер проводил меня до дому. Но, когда я пришла домой - мама плакала и не хотела со мной разговаривать. Она в этот момент сооружала тортик из печенья со сметанным кремом. Тортики - сметанники она делала такие вкусные, что таких я больше нигде не ела. И вот, она сидела на диване, укладывая слой за слоем, промазывая их кремом и глотала слезы, которые катились у нее по лицу. У нее от огорчения даже пропал голос. "Проститутка!" - шипела она мне, - "Что ты накрасилась, как проститутка! Зачем ты туда пошла? Мужиков ловить? Дура!" И продолжала сооружать тортик. Я видела, как она расстроена, к тому же у нее было больное сердце - аритмия, когда ушел отец, она так сильно переживала, что это сказалось на работе сердца. И я подумала, что сердечная боль  и  искренний страх мамы за меня не стоит этого "гулянья" и больше уж никуда не ходила, хотя это и было неестественно для моего возраста. Мама мне была дороже. Жертва ли это была с моей стороны? Не такая уж и большая. К тому же, наверное, ради истинной любви между родными людьми никаких жертв не существует. И все наши с ней "бушевания" и выяснения отношений только еще больше сближали нас. "Лучше нет милей дружка, чем родная матушка!" Таким образом, подростковая любовь и всяческие возможные неприятности, связанные с ней, проскочили мимо меня.
  Но все-таки, я хотела написать про Жертвенность... Какую выгоду получает жертва? Иисус Христос отверг предложения Сатаны разделить с ним мировое господство и отдал себя на муки и смерть добровольно, презрев царство материальное ради Царствия Духовного или Небесного. Пророк Захария в своей книге рассказывает о том, как он увидел Иисуса в Царствии Небесном. Господь велел снять с него загрязненные одежды и облачить Его в новые, белые и снять старый и надеть новый кидар (головной убор), а также запретил Сатане говорить что-либо против Иисуса.
  Вспоминается история о мистическом браке Христа с мученицей Екатериной. Он тоже сказал, что будет с ней только в том случае, если она не будет грешить и перечить ему. Однако, в мистическом браке со Святой Терезой - "босоногой кармелиткой" он не выдвигал никаких условий, почитая, наверное, что в ней нет никаких несовершенств. И то сказать, жизнь святой Терезы Авильской наполнена подвигом самоотречения во имя и славу Иисуса. Ее кротость, ум и чистота сделали из нее выдающуюся фигуру в Католичестве. По-видимому, католическая церковь не усомнилась в факте мистического брака Терезы Авильской и Христа, иначе бы ее сожгли на костре Инквизиции. Как Жанну ДАрк, которая умирала с крестом в руках, и такова мистическая сила распятия, что, спустя время, та же Католическая Церковь признала ее святой.
  Святая Аделаида, в честь которой назвали мою маму, тоже пример кротости и жертвенности. Она провела двадцать шесть лет в тюрьме, не ропща и не озлобляясь на своих врагов и удостоилась великой милости Божией - ее тоже причислили к лику Святых и даже назвали участок земли в Антарктиде Землей Святой Аделаиды. Символично, по-моему. Земля в плену у вечного льда.
  В общем, ничто на Земле не проходит бесследно... А "Жертва" - искаженное веками древнерусское слово "жертва" с ударением на "а" или "жратва". Свеча в этой системе ценностей символизирует идеальную жертву или жратву, так как ее огонь поедает саму себя, материал, из которого она сделана, и дает свет, пусть маленький, но теплый, живой сгусток энергии . Присмотритесь повнимательнее - светлая, самая белая часть пламени свечи напоминает очертаниями Ангела, парящего над фитильком. Поэтому в Церкви свечу ставят Ангелу Имени за живого или умершего человека, чтобы Ангел Имени помогал Душе того, за кого зажжена свеча.
  На одном из заседаний клуба "Точка зрения" Олег Анатольевич давал нам иногда интересные задания, тесты, чтобы мы могли раскрыть и понять суть самих себя. Помню, один из вопросов был такой:"Кем или чем вы хотели бы быть, если бы не были теперешними людьми?" Ответы были очень интересные. Кто-то хотел стать морем, кто-то - цветком, кто-то - бабочкой, а я хотела почему-то быть свечой.  Нравятся мне свечи. С ними уютно и тепло, душевно и очень успокаивает, умиротворяет огонек свечи, хочется смотреть на него и думать о чем-нибудь интересном. Другой вопрос был - "Опишите, где вы были до того, когда родились здесь?" Надо было посидеть и подумать, глядя на огонь свечи. Обратиться к своему внутреннему "Я". Эта была какая-то новаторская система воспитания нас, студентов, которые были воспитаны в сугубо реалистичной системе координат, где не было места тайнам и загадкам. И все непонятные происшествия трактовались с научной точки зрения или разоблачались как фокусы в духе Воландовского представления в Варьете.Ответы были очень интересные. Я, смотря на свечу, попала в какое-то необыкновенное пространство, где было много цветов, не только растений, но и цветовых живых пятен, и звучала неслыханная красивая музыка.Когда я посмотрела фильм "Убить Дракона" Марка Захарова, особенно последние кадры, когда Ланселот встречает убитого им Дракона в исполнении опять-таки Олега (Янковского), который учит детей запускать бумажного Змея, то, опять-таки, все это выглядит очень символично, ведь Дракона нельзя убить. Дракон - Бессмертен. И это - радует, как ни странно.
  Следующий раз поток сознания произошел со мной ночью, во сне, перед экзаменом по психологии - моему любимому предмету, да и не только моему, все студенты, наверное, любили этот предмет и просто обожали преподавателя - Кошелева Виктора Михайловича, который тоже был уникальнейшим человеком, новатором и экспериментатором в области психологии, его занятия были истинным наслаждением. И вот, начитавшись на ночь учебника по психологии, я попала ночью во внутрь какой-то разноцветной крутящейся трубы , где все мои вопросы к миру сразу получили ответы и не было ни одного непонятого. К тому же это зрелище сопровождалось невероятным выбросом энергии, у меня было ощущение, что я нахожусь в смерче между небом и землей и через меня проходят живые и чувствительные токи и это ощущение было сладостным и болезненным одновременно. Потом, правда, так и оказалось, что по гороскопу ацтеков или майя мой знак - труба, то есть смерч. И вот утром я отправилась на экзамен по психологии. Вопросы в билете были легкие, как семечки и я, сидела, болтая ножками под партой, предвкушая интересную беседу с преподавателем. И тут меня попросили передать стопку шпаргалок кое-кому. Отказать было не по-товарищески, и я взяла эту стопку маленьких, сложенных гармошкой исписанных мелким почерком листочков и попыталась незаметно передать их по адресу. Но! Эта гармошка вдруг вылетела у меня из пальцев и красиво, как в карточном фокусе, длинной дорожкой рассыпалась по всему проходу. Когда Виктор Михайлович это увидел, лицо его омрачилось. "Соберите", - сказал он негромко. Я, вся красная от стыда, собрала шпаргалки. "Положите сюда", - продолжил преподаватель, указывая место на столе. Я так и сделала. Поэтому, когда я села к нему за стол отвечать, от прежней эйфории не осталось и следа. Ответила на все вопросы, но он не очень внимательно меня слушал, как-то рассеянно. "Наташа, зачем вам это было нужно?" спросил он у меня негромко. Что я могла ему ответить? Так получилось... Жаль, что он подумал, что это мои шпаргалки.Но меня это происшествие несколько отрезвило.
  Может быть, после еще что-нибудь по этому поводу напишу, но пока, чувствую, хватит.
 


Рецензии
Прочитал с интересом. Спасибо!

Александр Шадрин   07.02.2017 08:30     Заявить о нарушении
Правда? Очень приятно. Это я от души написала, свои воспоминания, размышления и выводы.

Наталия Лазуренко   12.02.2017 15:22   Заявить о нарушении