Рассказы моей мамы. Эвакуация

Я родом из Камышина, недалеко от Волгограда. Сталинграда.

В городе ещё перед войной размещалось танковое училище. В нём, вольнонаёмной, стала работать парикмахером моя мама. Я помню это время голодным, холодным, страшным… И вспоминаю его с теплом… Мне было три с половиной года, но я помню заботу, которой нас, малых детей, окружали военные люди… Армия заботилась о своих работниках. Моей маме всячески помогали, зная, что она вдова и у неё двое маленьких детей. В кармане она всегда что-то приносила для нас сестрой: конфетку (иногда – половинку), кусочек печенья, сухарика, или чего-то сладкого…

Перед началом Сталинградской битвы училище собралось на эвакуацию. Я помню, как мы ехали в товарных вагонах, которые закрывались большими, громыхающими дверями на колёсиках. Сидели, лежали на полу, на своих мягких вещах. В каждом вагоне была охрана из молодых солдат.

Моя детская память сохранила один солнечный и яркий день. Состав встал посреди цветущей, такой спокойной и солнечной степи. Охранники выпрыгнули из вагона, я увидела, как один из них быстро рвёт цветы… Несколько мгновений – и он вернулся в вагон, а букет подарил мне, маленькой, запуганной девочке. Мне сейчас 78, но я помню, с какой радостью я прижала его к груди, уронив в него лицо, и как вдыхала его мирный и радостный аромат…

Эвакуация запомнилась новым жилищем. Жили мы в землянке. Запомнила я и маленькую речку, почти ручеёк, по которой мы бегали дружной ватагой – мальчики и девочки, русские, казахские. Это был город Актюбинск.
Над нами было солнце, под ногами журчала речка, и мы были счастливы – война была от нас далеко-далеко!


Рецензии