Станислав Золотцев

               
                Поэт Станислав Золотцев
                21.04.1947 – 04.02.2008
                «…И с древней славой города родного
                Сольётся имя древнее моё…»

    Первое знакомство в уже неблизком феврале девяносто восьмого.  Смутное время. Недавно вернулся с семьёй «на историческую родину». Почти все силы уходят на заботы «о хлебе насущном». Но без души жизнь не жизнь, сплошное унизительное выживание.

    Библиотеки, почти единственное из бесплатных мест, где можно «отвести душу». По воскресеньям захожу в маленький уголок отдела краеведения детско-юношеской библиотеки, где хозяйкой приветливая умница и талантливая псковская поэтесса Вита Пшеничная. Восполняю «базу данных». Посетил Каверинский музей. Попал и на заседание клуба «Два капитана», посвящённое пятидесятилетию Псковского, точнее Берлинского полка военно-транспортной авиации.

    Председатель регионального отделения СП России Золотцев, хотя и виделись до этого только мельком, подошёл ко мне как к старому знакомому, протянул руку, перекинулись парой фраз. Офицеры лётчики, несколько ветеранов, подростки – «кадеты», организованный класс какой-то школы, негусто. Свободной публики почти и нет.    
    Машет крыльями подвешенный к потолку в читальном зале библиотеки деревянный буревестник, на возвышение сцены выходит Станислав Золотцев. Он уже во флотской офицерской пилотке, удар рынды – корабельного колокола, и заседание клуба «Два капитана» начинается.
     Встреча прошла и тепло и интересно. Закончилась символической гречневой солдатской кашей и чаепитием. Я почти единственный из незаорганизованных взрослых зрителей.


    «Курсив» на Коммунальной. Я в типографии издательства мастер-наладчик.
Товарищ по работе отставной прапорщик Саша Васильев из местных. Живёт он рядом в собственном доме на Старокоммунальной. Когда-то это была деревня Крестки. Саша хорошо знал родителей Золотцева, брата, да и его самого. Учились в одной школе, где учительствовала мама будущего поэта.

    Развал - раздвоение псковской писательской организации, разделение Шульцевской «Лиры» не оставило меня равнодушным. Поневоле оказался втянутым в исследование «процесса».

    «Лира» - поэтический клуб в центральной городской библиотеке на Конной. Золотцев частый гость. Выступает артистично, профессионально. Слушать его всегда интересно. Интересен и как поэт, и как публицист. Как же, позиционируется как защитник Белого Дома в ноябре девяносто третьего. Политичен, не уклоняется от острых вопросов. Но, кажется, немного застрял в дне вчерашнем. Для него что Ельцин, что Путин, которого он презрительно называет Крошка Цахес, всё едино. Но время идёт, народ меняется, меняется жизнь, меняются и наши правители. Всё это не так быстро, как хотелось бы. Но, меняется. И не к худшему.

     Как-то в конце вечера, посвященного творчеству Станислава Золотцева, преподнёс ему распечатку своей повести об Игоре Григорьеве «ЦПС» http://www.proza.ru/2014/12/08/1224. Надеялся на отзыв. Но, его не последовало. Где-то через полгода спросил Станислава Александровича, прочитал ли? «А как же», - последовал ответ, с улыбчивой хитринкой: «любопытные есть моменты». 

     На этом и разошлись. А ещё через пару месяцев на полке библиотеки появилась книжка брошюра Станислава Золотцева «Зажги вьюгу» с воспоминаниями об Игоре Григорьеве. Прочитал с понятным интересом. Поэты. У них действительно особое восприятие действительности. Им прощаются неточности. Книжка получилась героическая, в духе Алексея Полишкарова. Но, если первая вышла всего в пятидесяти экземплярах, то вторая, Золотцева уже потянула на пол-тысячи. Не избавиться от мысли, что поэт, прочитав мою неопубликованную повесть, тоже решил отдать должное памяти Игоря Григорьева. Уточнить сей момент я уже не смог. Да не так и важно это. Вскоре Станислава Золотцева не стало.

     Во вторых Орлецах в конце центральной аллеи могила мамы поэта, под православным крестом, могила отца, под красной звездой, рядом в одной оградке могила поэта. Чёрный камень, стилизованный под раскрытую книгу: «Станислав Золотцев. Поэт».
    Позднее памятники маме и папе заменили одним общим чёрным полированным камушком. Теперь всё в одном стиле.

    Брат Золотцева. Эмигрировал в Израиль, «подпортив» Станиславу Золотцеву биографию (Со слов А.А. Бологова. 18.03.12).
   

    «Курсив» на Коммунальной, «Лира» на Конной.


    Библиотека «Родник»

    Библиотеке присвоили имя Станислава Золотцева.
    Презентация. Лето 2012.
    (конспект встречи)


    Павлов Валерий Фёдорович. Оказывается, он только на пару лет постарше меня. – ведёт вечер. Талантливо.
    Олег Тэор, короткое слово.   Хор. Гимн Пскова на стихи Золотцева и духовное пение.
    Вячеслав Туманов – Псковское землячество в Москве с 1992 года. История возрождения из разрухи.  Каверину – 110 лет, Морозкиной – 90 лет  - книга в подарок с предисловием Золотцева.
    Видеоряд. Фото и текст. Впечатляет. 
    И.Е. Калинин (предисловия Золотцева к его книгам).
    И.Я. Панченко (я её и не узнал).
    Евгений Самуйлов, депутат городской думы, тоже поэт. Цветы Ольге Николаевне «Главной вдове» поэта.
    Геннадий Моисеенко, Золотцев и молодёжь,
    Клуб «Два капитана» в Каверинской библиотеке с 1995 года – лицо Пскова. «Гений места».
   «Близняшки», на самом деле разница в 3 года, просто очень похожи, обе сейчас ухаживают за детьми, в библиотеку (на Конной) собираются вернуться (камень кальцит).
   Справедливая Россия, от Брячака Мих. Вас.  «Гори, гори, моя звезда».
   Татьяна Лаптева, преподаёт в музыкальном училище теорию музыки. Песни на стихи Золотцева (в своё время агитировала меня в команду за присвоение имени Золотцева центральной библиотеке на Конной).
   Медникова. Архивы Золотцева в Псковском музее – заповеднике. Дневники и записные книжки в фондах. Пока никому неинтересны, пока? Ждут своего работника.
   Брат Валерий. Старший (который уезжал в Израиль?).
   Радун. Золотцев – один из лучших театральных критиков России. «А что! Бюст будет. Мужик красивый».
   Богданов Виктор Николаевич. Коммунист. Вспоминает: «93-й год. У Белого дома».
   С.В. Попков – артист. Читает «Словенские ключи». Святая земля – Россия.
   Ольга Николаевна, вдова. Всё собирает и не даёт замолчать памяти о Золотцеве. Её программа:
   «Что должна делать вдова писателя? :
   1. Памятник на могиле.
   2. Книги, всё собрать и издать посмертно: «Русская вера».
   3. Улицу назвать именем? Библиотеку проще. Получилось. 

   Фуршет. Не вкусил. За неимением времени покинул «зал заседаний». Рюкзак за спину, надо бежать на автобус. Со мной вышел молодой функционер от городской культуры. Шефом у него мой бывший одноклассник доктор культурологии Саня Голышев. Сменился губернатор, и он снова «в седле» т.е. в кресле. По пути до площади и "за жизнь" поговорили.
Он пошёл дальше, а я сел на автобус и через час был в своей деревне.


Рецензии
Спасибо, Василий. Интересно было прочитать. Жаль, что такие люди рано уходят.
Всего Вам доброго.

Валентина Колбина   08.07.2020 21:45     Заявить о нарушении
Валентина!
Спасибо Вам
за неравнодушие.
Мои Добрые Вам пожелания!

Василий Овчинников   09.07.2020 08:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.