И. Анненский о Гоголе

   В год смерти Гоголя художник Е. Солоницкий создал гравюру, на которой  Поэт сжигает свои рукописи. «Сидит он, немного подавшись вперёд, и смотрит прямо перед собою»*. Перед ним - «широкий раствор очага, и огонь наивно похож  там  на прихотливо разросшийся  тропический куст.
  В ногах у Гоголя, возле самого огня, - казачок на корточках и ждёт его приказаний. Один небольшой свиток мальчик, не глядя, уже подпалил, а другой и покоробившаяся от соседства с пламенем тетрадка ожидают своей очереди», - так описывает этот рисунок Иннокентий Анненский, поэт, директор и преподаватель словесности царскосельской гимназии.  Он предлагает нам взглянуть на рисунок Солоницкого не так, как воспринимали его  современники Гоголя, и, вероятно, не так, как замыслил его сам художник: «Пусть Гоголь здесь в последний раз и, несмотря на все немощи, страхи и напутствия, переживает ещё раз и вопреки всему тот восторг дорожных созерцаний,  котором когда-то волшебно слились для  нас и Гоголь-фантаст, и Гоголь реалист, и Гоголь раздумья,  и Гоголь смеха, и Гоголь-ястреб, и сентиментальный Гоголь.
  Пусть это не свиток загорается с отнятым у нас сокровищем, а уже готовый потухнуть - вспыхивает напоследок и тот единственный в мире поэт, который умел слить в экстатической любви к бытию, - не к жизни, а именно к бытию, - пыльный ящик с гвоздями и серой и золотую полосу на востоке и у которого прозрачный и огненный лист клёна, даже сияя из густой темноты своей, не дерзал кичиться перед рябым столбом придорожья.
  Пусть это ещё прежний Гоголь устроил себе перед очагом последний праздник золотого
перебирания страниц жизни.<…>   
   И разве не дорога, не гоголевская дорога с её простором, с волшебной примерённостью её пестроты, с её унылым зовом и безудержным порыванием вдаль, - не вперёд, заметьте, а именно вдаль, в безвестное, - разве не эта дорога дала Гоголю и те стихи, которые, слившись в один укоризненно-фантастический символ,  обусловили не только грандиозный план  «Мёртвых душ»,  но и неизбежность покаянной за них расплаты?
   А что греха таить, господа... Ведь «Мёртвые души»  и точно тяжёлая книга и страшная. Страшная и не для одного только автора. <…> Ведь никогда и нигде в мире то, что называют пошлостью,  так не покоряло и так не было прекрасно <…> Пушкин запечатлел Русь, радостный её долгим неслышным созреванием и бесконечно гордый её наконец-то из-под сказочных тряпиц  засиявшим во лбу алмазом.
  Не то Гоголь. Со страхом и мукой  за будущее русской литературы стоит он перед нею, как гений, осеняющий её безвестный путь. <…>
   Красота Гоголя наоборот: подходила к человеку совсем близко, казалось, вплотную, и тот сам отпрядывал от её ослепительно страшного соседства. Люди пошли не к Гоголю, они пошли от Гоголя, они разошлись от него, как далёкое сияние. Но, уходя каждый в свою сторону,  из самой святыни его творения, из благодати его страдальчества, эти люди выносили две заветных, гоголевских мысли. Первая - я буду сам собою.  Вторая - я буду любить одну загадку, только одну, ту, с которой я родился, загадку моей родины. <…>
  Гоголь писал пятнами, и, может быть, нигде речь его не  проявляла ярче своего гения, как путаясь в своём витийстве и цепляясь за шероховатости своего блёсточного фона».
  Влияние Гоголя на  всю последующую за ним литературу неоспоримо. Но для меня не это -  главное. Дорого мне то наслаждение, которое переживаю я, читая и перечитывая великого художника.
  На картине Солоницкого на втором плане «кто-то крылатый» вот-вот дунет на огонь светильника, стоящего на столике, накрытого для молебна; но ему страшно, и он закрыл лицо руками, а в дверях уже стоит закутанная в белом фигура, и чья-то рука держит перед её покрывалом потир.*

*  Здесь и далее И. Анненский «Эстетика «Мёртвых душ».
* Потир (от др.-греч.  «чаша, кубок») — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.


Рецензии
Гоголь сжег второй том "Мертвых душ", надо сказать, "мертвый" том... Он понимал, что этот второй том совсем не украсит его творческое наследие. Он (том) был провозвестником "соцреализма". А первый (и единственный)был шедевром реализма,который, увы, в годы царствования соцреализма вряд ли увидел бы свет.А сам Николай Васильевич остался бы писателем-самоучкой, т.е. неудачником. Спасибо Пушкину,поддержал молодой талант!

Николай Тернавский   13.12.2016 00:07     Заявить о нарушении
Смелое суждение,.. особенно о том, чего мы не знаем. Пушкин и Гоголь - величайшие гении. Талант Гоголя проявился и в его преклонении перед Пушкиным.
Гоголь - "предвозвестник соцреализма"?! Это именно Ваше мнение, или Вы разделяете мнение кого-то другого?

Дмитрий Ромашевский   13.12.2016 18:48   Заявить о нарушении
Дмитрий, моё доморощенное... Ничего смелого. Гоголя биографию и творчество знаю неплохо. Во 2-м томе "Мертвых душ" Гоголь в манере соцреализма пытался изобразить преобразование своих героев. Он, вероятно, предпринял такую попытку, вняв определенной критике. Во всем были неимоверные натяжки,примерно такие же, какие требовали в сов.период. Да Вы почитайте сами, в собрании сочинений Н.В. он есть:"рукописи не горят"(это точно не моё). На Гоголя из-за "Мертвых душ" и в целом из-за его творческого наследия сыпали проклятья ультра-патриотов русских и украинских. Последние - за измену родной культуре,последние -за правдивое изображение российской действительности. У меня на эту тему была статья, правда, она была опубликована в иммигрантской газете в 1990-х. Найду газету или черновики - опубликую на Прозе.ру.

Николай Тернавский   14.12.2016 17:36   Заявить о нарушении
А откуда это известно, что "Во 2-м томе "Мертвых душ" Гоголь в манере соцреализма пытался изобразить преобразование своих героев",когда этого тома никто не читал?
И возможно ли было соцреализму появиться задолго революции в России?

Дмитрий Ромашевский   15.12.2016 14:33   Заявить о нарушении
Дмитрий, Вам всё же лень заглянуть в собрание сочинений Н.В., ну так вот 2-й "Мертвых душ" есть и в цифре-http://russkay-literatura.ru/gogol-n-v/410-gogol-n-v-mertvye-dushi-tom-2.html. Читайте,наслаждайтесь... А соцреализм надо понимать переносно: герои в таких произведениях идеальные, ситуации далеки от реальной жизни и т.д. Зачем я Вам это объясняю и сам не знаю...

Николай Тернавский   15.12.2016 21:03   Заявить о нарушении
Коля, ссылка есть, а текста нет. Может, я чего-то не понимаю?..

Дмитрий Ромашевский   16.12.2016 13:33   Заявить о нарушении
А собрание сочинений у меня есть: но там нет того, о чём Вы пишете.

Дмитрий Ромашевский   16.12.2016 13:34   Заявить о нарушении
Может быть Вы имеете в виду статью об авторе из собрания сочинений 1937-1952гг?

Дмитрий Ромашевский   16.12.2016 13:56   Заявить о нарушении
Дима, набирите в Гугле: "Н.В. Гоголь "Мертвые души", т.2", -и всё Вам высветится...

Николай Тернавский   17.12.2016 08:12   Заявить о нарушении
Да, Коля, конечно, это - собрания сочинений 1937-1952гг.

Дмитрий Ромашевский   18.12.2016 16:01   Заявить о нарушении
Да,Митя,у меня ППС 1980-х,а что из того. Читай,наслаждайся!Или считаешь, сталинская подделка?

Николай Тернавский   19.12.2016 22:52   Заявить о нарушении
Это не подделка, это - неправда.

Дмитрий Ромашевский   21.12.2016 09:46   Заявить о нарушении