История создания фильма Калигула

  Когда в 2000-е года фильм "Калигула" вышел на экраны страны, это был что-то.
Я сидела в зале и не верила своим глазам, что такое можно показывать на большом экране... Но, оказалось, что можно. Впечатление, конечно, было потрясающее!

  Недавно я случайно наткнулась в Интернете на историю создания этого фильма и тоже была порядочно удивлена. Оказалось, что всё было довольно сложно. Редкий случай, но весьма интересный. Решила поделиться им со своими читателями.

    ***

  Калигула. 1979. История создания скандального фильма. 18+

  26 марта 1933 года родился итальянский режиссер, мастер провокации, Тинто Брасс. Он известен, прежде всего, как автор эротических фильмов. Каждая новая картина режиссера — очередной скандал: публика в шоке, критики негодуют, кинотеатры отказываются выпускать ленту в прокат. Но самого Брасса это ничуть не смущает, в эротическом кино он видит большие перспективы. Diletant.ru решил вспомнить, как создавался один из самых известных и, безусловно, скандальных фильмов режиссера — «Калигула».

  У основателя журнала «Пентхаус» Боба Гуччионе была мечта — снять полноценный эпический фильм. Первоначальный сценарий к картине написал Франко Росселлини, племянник кинематографиста Роберто Росселлини.

  У самого Франко не очень получилось продвинуться в написании полноценного сценария, поэтому он решил привлечь к работе историка и писателя Гора Видала, который был известен своей работой над сценарием к фильму «Бен-Гур». Ему предложили 200 тысяч долларов и 10 процентов от сборов, и Видал приступил к созданию основы будущей картины

  Гуччионе был недоволен первым вариантом, который содержал только одну сцену гетеросексуального полового акта и несколько сцен гомосексуального характера. Как основной спонсор фильма, выделивший на съёмки 22 миллиона долларов, Гуччионе требовал от Видала учитывать его мнение. Было решено, что картина будет называться «Калигула Гора Видала».

  Режиссёра для «Калигулы» нашёл сам Гуччионе. После просмотра «Салона Китти» (эротика на фоне символики Третьего Рейха) Гуччионе решил, что ему нужен режиссёр этой картины. Им оказался итальянец Тинто Брасс. Приступив к работе над «Калигулой», Брасс начал вносить свои правки в сценарий, в частности, увеличив количество сексуальных сцен, включив в него оргии, множество обнаженных женщин и даже декоративные фаллосы. Гуччионе был в восторге от варианта Тинто, а Гор Видал — наоборот. Дошло до скандала, и Видал хлопнул дверью, наказав вычеркнуть его имя из титров. Тогда же Тинто Брасс заявил, что если бы действительно рассорился с Видалом, то «опубликовал бы его сценарий», настолько позорной казалась ему работа писателя.

  Кроме обнажёнки в сценарии изменилась важная деталь: Калигула Видала был хорошим человеком, которого испортила абсолютная власть, по концепции Брасса, он был рождён монстром.

  Кастинг актёров начался в 1976 году. На роль Друзиллы, сестры Калигулы, изначально претендовала Мария Шнайдер, известная по фильму «Последнее танго в Париже», однако уже на репетициях стала спорить с Брассом о чрезмерной откровенности своих нарядов. Несмотря на то, что актриса читала сценарий, на деле оказалась не готова к съёмкам. Шнайдер ушла, а на её место Брасс пригласил Терезу Энн Савой, которую уже снимал в «Салоне Китти».

  Звездами фильма должны были стать Питер О’Тул, Малькольм Макдауэлл и Хелен Миррен. Никого из них сцены с обнажёнкой не смутили. Гуччионе привёл на съемочную площадку также своих девушек из «Пентхауса», им отводилась главная роль в сценах с оргиями. По словам Макдауэлла, местные римские девушки были слишком страшными.

  Считается, что всего в съёмках приняли участие две с половиной тысячи человек. На костюмы и декорации не скупились. У одного только императора Калигулы было 26 различных одеяний, всего же было сшито около трёх с половиной тысяч костюмов. Декорации строили под руководством Данило Донати, который работал над фильмами «Ромео и Джульетта» и «Казанова». Интересно, что съёмки решили проводить в Риме, на той же студии, где в начале 60-х снимали легендарную «Клеопатру» с Элизабет Тейлор.

  Съёмочный процесс шёл нелегко. Питер О’Тул не взлюбил Брасса и периодически появлялся на площадке пьяным, Брасс спорил с Гуччионе о необходимости снимать откровенное порно (Брасс был против), а Донати раздражал продюсеров медлительностью постройки декораций.

  Тем не менее, 5 августа 1976 года начались съемки. Гуччионе позаботился о создании таинственной атмосферы вокруг съёмочной площадки. Туда не допускались представители прессы за исключением строго оговорённых персон, а вход в студию охраняли вооружённые громилы. Несколько репортёров попытались проникнуть на площадку, устроившись статистами, но были разоблачены. Гуччионе считал, что загадка вокруг фильма поможет ему подогреть интерес к картине и затем выгодно продать её. План сработал: журналисты, не зная деталей, писали о немыслимых оргиях с участием сотен актеров и животных, совращении малолетних и сценах ритуальных убийств.

  Съёмки длились 18 месяцев. Но в итоге Гуччионе оказался недоволен результатом. По его мнению, в фильме было мало секса. Тогда он решил, не прибегая к помощи Тинто, самостоятельно доснять часть эпизодов с участием своих девушек из «Пентхауса». Отснял немного: всего 5 минут откровенного порно, которое кусками вставили в ленту.

  Монтировать фильм пришлось в Великобритании, так как итальянская цензура этого не позволяла. Процесс монтажа шёл уже без Тинто Брасса, так как их разногласия с Гуччионе к тому моменту достигли апогея. Брасса и помощников уволили, а Тинто, в свою очередь, подал в суд на Гуччионе.

  Но на этом проблемы не закончились. Компания, которая должна была заниматься проявкой негативов, отказалась, сославшись на откровенный порнографический характер кадров. Тогда Гуччионе пришлось отвезти плёнку в Нью-Йорк, где её и проявили. А монтировали фильм в Париже. Премьера состоялась в мае 1979 года на Каннском фестивале. Спустя пару дней картина была запрещена к показу.

  Гуччионе не отчаивался и решил выпустить ленту в прокат в штатах, установив плату за входной билет на сеанс в 7 с половиной долларов, тогда как обычно он стоил 5 долларов. И вновь его расчёт оправдался: публика, интерес которой подогревался прессой и высокой ценой, хлынула в кинотеатры. Прокат «Калигулы» принес Гуччионе около 100 миллионов долларов, при затратах в 22 миллиона.

  Несмотря на то, что «Калигула» является, в общем, детищем Брасса, сам режиссёр был очень недоволен «подставой» Гуччионе. Его возмутила откровенная порнография, которой так требовал владелец «Пентхауса».

  Актёры тоже были не в восторге. По словам Макдауэлла, он не мог нормально смотреть готовую работу, так как его не покидало ощущение, что его предали. Сам же Брасс о конечном результате высказался так: я задумывал картину об оргии власти, они же сделали фильм о власти оргии.
Цитата из другого источника:

  В 1970-х многие верили, что кино и порнография со временем сольются и никого не будут удивлять актеры порно, снимающиеся в «обычных» фильмах, и знаменитые звезды, появляющиеся в порнографии. Этого, как известно, не случилось, но издатель мужского журнала Penthouse Боб Гуччионе все же попытался создать практически порнографическую ленту, которая была бы при этом «серьезным» рассказом о римских безумствах в правление императора Калигулы. Съемки сопровождались конфликтами между Гуччионе и режиссером Тинто Брассом, и постановщик в итоге отказался от ленты, которая, на его вкус, получилась чересчур откровенной. Что ж, это его право. Для истории кино же важно то, что на свете есть картина, в которой уважаемые звезды Мальколм МакДауэлл и Хелен Миррен снялись в грандиозном порнографическом фрагменте, посвященном «сенатскому борделю» (Калигула заставил жен сенаторов работать проститутками и обслуживать всех, кто мог оплатить их услуги). Другого такого фильма, кажется, не найти.

   ***


Рецензии
Спасибо, Танечка. Фильм видела очень давно, по телевизору. Как-то ночью не спалось, Щёлкала пультом и случайно набрела... Тогда я испытала шок. Потом оказалось, что многие знали о фильме заранее... Да, другого настолько откровенного фильма, видимо, и нет.

Елена Полякова 2   26.11.2016 15:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, что заглянула и отозвалась! Я тоже от просмотра была в шоке.
Разве мы в юности такое смотрели? Помню, как мы, 15-летние, прорывались на фильм "В джазе только девушки" (он был до 16 лет). И я считаю, что это было правильно. Насколько высок был уровень нравственности в обществе тогда, и что мы видим сейчас?..

Татьяна Гармаш   26.11.2016 21:21   Заявить о нарушении