Глава 3

Последние две недели перед отъездом в Москву Кристина решила провести за городом у бабушки с дедушкой – родителей мамы.

Село, где они жили, было самым обыкновенным. Таких в России тысячи. Несколько улочек, состоящих из старых деревянных домов, разбитая дорога, после дождя превращающаяся в болото, снующие тут и там куры. Неподалеку находился лес и большой зеленый луг, где паслись стада черно-белых коров. В нескольких прудах, обрамлявших деревню, плавали домашние утки и гуси. Иногда, по словам местных жителей, туда наведывались лебеди. В общем и целом, село не представляло собой ничего примечательного. Но Кристине, отдыхавшей там каждое лето, оно казалось одним из самых красивых и живописных мест на свете, этаким райским уголком.

Бабушка и дедушка были на удивление крепкими, энергичными и жизнерадостными стариками и выглядели значительно моложе своих лет. Они прожили в браке около полувека и за это время повидали всякое. Тем не менее, их отношения сохранили нежность, трепетность, даже своего рода романтику. Однообразие деревенской жизни нисколько не тяготило бабушку и дедушку. Тишина, неторопливость, ежедневный труд и общение с природой казались им высшей степенью спокойствия и гармонии.

За два дня до отъезда Кристина решила вместе с дедушкой сходить за грибами. Лето в тот год выдалось холодное и дождливое. Но в конце августа погода разгулялась, словно желая сделать будущей студентке прощальный подарок.
Кристина и дедушка шли по лесу. По обе стороны тропинки виднелись мелкие белые, желтые и сиреневые цветы. Солнце бросало золотистые блики на траву и резные листья папоротников. По ветвям деревьев прыгали шустрые белки, то и дело раздавались трели синицы. Грибов тем летом уродилось особенно много. Большие и маленькие, с коричневыми, рыжеватыми и розовыми шляпками – все они должны были в скором времени стать частью бабушкиного пирога или угодить в засол.

И Кристина, и дедушка надели синие спортивные костюмы и кроссовки, а Кристина – еще и любимую красную кепку. В руках у обоих были большие пластмассовые ведра. Дедушка ловко орудовал маленьким ножичком, срезая самые лучшие грибы, Кристине же было не до этого – она рассказывала о грядущей новой жизни и перспективах, которые ждали ее в Москве. В тот день Кристина была на редкость оживленной, даже болтливой (если, конечно, это слово вообще применимо к таким людям, как она).

– Что же ты будешь изучать? – спросил дедушка, срезая очередной гриб.

– Много что, – и Кристина начала перечислять предметы: – несколько иностранных языков, зарубежную литературу, русскую литературу, латынь и еще много всего.

– Кем же ты будешь после всего этого работать? – дедушка лукаво посмотрел на Кристину.

– Ну… вообще после филфака много где можно работать. В языковом центре, агентстве переводов, туристической фирме, в том же офисе… Филолог – человек, обладающий разными навыками, который нигде не пропадет!

– А учителем в школу не хочешь? – дедушке хотелось немного подразнить внучку.

– В школу? Нет, ни за что! – поморщилась Кристина.

– А чего так? – дедушка с улыбкой продолжал срезать грибы.

– Потому что учитель – самая ужасная профессия в наше время. Куча наглых и тупых детей, которым нафиг не нужен твой предмет, плюс маленькая зарплата… Фу, куда угодно, только не в школу! Мама еще говорит, что сейчас учителям надо работать с кучей дебильных бумаг… ужас. Нет, я хочу преподавать английский людям, которым это действительно интересно и нужно. И получать за это соответствующие деньги.

– Где же ты найдешь такую работу?

– Найду где-нибудь, главное – желание!

– Ну, знаешь, сколько таких желающих в Москве, – самоуверенность Кристины веселила дедушку.

– Дедуль, ну ты же знаешь, я у тебя боевая. Даже очень боевая!

С таким разговором они вышли в поле. Вечерело, трава и деревья были залиты мягким розоватым светом. Несколько пестрых коров неторопливо шли в сторону деревни. Вдалеке, за лесом и немногочисленными деревянными домиками, синели Уральские горы.

– Дедушка! – взволнованно прошептала Кристина. – Смотри, лебеди!

– Точно, – поразился тот.

Действительно, над наполовину заросшим камышом и кувшинками прудиком кружили две большие белые птицы. На фоне чистого голубого неба лебеди смотрелись необыкновенно красиво. Кристина и дедушка старались не шевелиться, чтобы не спугнуть этих редких гостей. Кристина думала о том, как прекрасно видеть лебедей, живущих на свободе и никем не притесняемых. «Наверное, они счастливы, – думала она. – Но много ли таких птиц осталось в нашей стране?»

Когда лебеди опустились на воду и скрылись за камышами, Кристина и дедушка пошли домой. Во дворе их встретила бабушка – миниатюрная зеленоглазая женщина с короткими каштановыми волосами (невысокий рост и зеленые глаза передавались у них в семье по женской линии). К приходу мужа и внучки она испекла капустный пирог. В последнее время она практически каждый день баловала Кристину всевозможными вкусностями, постоянно напоминая ей, что в общежитии у нее, скорее всего, не будет возможности хорошо питаться.

Кристина вошла в уютную светлую комнату, посреди которой стоял накрытый стол. Чего тут только не было! Банка соленых огурчиков, ваза с яблоками и грушами, которые лишь несколько часов назад упали с дерева, малиновое варенье, компот, сваренный из ягод шести сортов… А посередине, разумеется, венец ужина: ароматный пирог с золотистой корочкой. «После отдыха у бабушки я однозначно поеду в Москву колобком, – подумала Кристина. – Как раз жировых запасов хватит до зимних каникул».

Комната, где они ужинали, была совершенно стандартной для сельского дома: деревянный пол, старенькая мебель, слегка выцветшие занавески в цветочек, светло-голубая скатерть на столе. Но в каждой, казалось бы, незначительной детали этой комнаты чувствовались любовь и тепло.

– Кристинка-то уже завтра уезжает, – сказал дедушка, наливая себе компот. – Как время летит, а?

– Это точно, – с легкой грустью произнесла бабушка. – Посмотри на нее, Валер. Такая маленькая, худенькая. Ну вот как мы ее одну в Москву отпустим?

– Не переживай, Галя. Кристина у нас девушка самостоятельная, она нигде не пропадет. Да, Кристин?

Кристина лишь хихикнула в ответ.

– Будь осторожна в Москве, – сказала бабушка. – Ни в коем случае не ходи по улицам вечером, когда стемнеет. Знаешь, сколько в Москве происшествий происходит! Там очень много нехороших людей…

– И хороших тоже, – с улыбкой перебил жену дедушка. – Самое главное, Кристин, постарайся завести как можно больше друзей! Я уверен, в МГУ ты найдешь отличную компанию.

Кристина вздохнула – за последний месяц наставления по поводу жизни в Москве успели порядочно надоесть ей.

После ужина бабушка предложила Кристине немного посидеть на веранде.

– Посмотри, какой сегодня хороший, ясный вечер, – сказала она. – Пойдем на крылечко, посидим, побеседуем?

– Давай, – согласилась Кристина, – только на улице прохладно уже, наверное.

– Ну и что? Для холодной погоды есть теплая одежда.

– Я тогда пойду, надену спортивный костюм, – с этими словами Кристина скрылась в комнате. Бабушка тем временем накинула любимую вязаную кофту.

Через пять минут они сидели на веранде. Солнце уже село, оставив на небе малиновые, золотистые и фиолетовые разводы. Вдалеке темнели все те же Уральские горы. Сад словно накрылся полупрозрачной серой вуалью, и цветы, казалось, немного потускнели. Было тихо. Птицы уже не пели, пчелы не жужжали, и лишь изредка раздавалось негромкое гоготание гусей.

– Вечер – самое лучшее время, – сказала бабушка, любуясь садом. – Ни солнца, ни жары. Зато посмотри на небо, Кристин! Наверное, ни один художник не сможет передать эти краски. А цветы! Днем они засыхают на солнце, а сейчас им хорошо. Они такие свежие и довольные, – бабушка очень любила свой маленький садик и всегда говорила о цветах как о людях, с нежностью и трепетом. Она не сомневалась: у растений тоже есть душа.

Кристина с мягкой улыбкой осматривалась вокруг. «Бабушке бы поэтессой быть», – подумала она.

– Ты, наверное, уже в Москву рвешься? – произнесла бабушка. – Скажи, разве здесь плохо? Красивая природа и чистый воздух. Где ты в Москве найдешь такое?

– Природа здесь, конечно, великолепная, – сказала Кристина, – и, наверное, мне будет очень не хватать ее в Москве. Но здесь скучно, понимаешь? Что мне тут делать? В лучшем случае стать училкой по английскому в моей школе и вести серую безрадостную жизнь. А в Москве интересно! Там столько музеев, театров, парков! И самое главное – там такие перспективы!

– Перспективы! – вздохнула бабушка. – Все вы только о них и говорите. Слово модное стало, что ли?

Тут послышался гогот – во двор забрели два белых гуся.
 
– Они, наверное, есть хотят, – сказала бабушка. – Сходи, Кристин, насыпь им, – и она протянула внучке небольшой пакет с надписью «Комбикорм».

– Ага, сейчас, – и Кристина, взяв пакет, быстро спустилась с веранды. – Пойдемте, я вас накормлю, – сказала она гусям, которые, точно поняв ее, направились в сторону заднего двора, где Кристину ждали остальные тринадцать белоснежных гусей. Увидев девушку, они вытянули шеи и негромко загоготали, словно приветствуя ее.

– Кушайте, мои дорогие, – приговаривала Кристина, насыпая корм в специальное корыто. Птицы жадно набросились на еду.

Кристина стала наблюдать за гусями – в этот момент они вдруг показались ей бесконечно милыми и родными. Конечно, она всегда любила этих птиц. Их мягкие белые перья, которые никогда не пачкались, ярко-оранжевые клювики, черные глазки-бусинки… Вот кого ей точно будет не хватать в Москве. Хотя… разве не смешно скучать по каким-то гусям?

Когда Кристина вернулась на веранду, бабушка сказала ей:

– Послушай меня, Кристина. Скоро ты уедешь в огромный город…

«Начинается», – подумала Кристина. За две недели она выслушала немало историй о злоключениях внуков бабушкиных подруг в Москве. Костя, внук тети Вали, дал своему другу новую модную рубашку на вечеринку, а тот ему не вернул. А Марина, внучка тети Люды, влюбилась в какого-то парня, забросила учебу, и теперь у нее одни хвосты. Наконец, лучшая подруга Марины… о, ужас… забеременела от однокурсника. Рассказывала эти истории бабушка медленно и обстоятельно, тщательно анализируя проступки подрастающего поколения и каждый раз делая один и тот же вывод: Кристина ни в коем случае не должна так себя вести, иначе произойдет самое страшное, что только может быть.

– Москва – очень красивый город, особенно сейчас, – продолжала бабушка. – Неудивительно, что вас всех тянет именно туда. Но помни: Москва – мечта тысяч, даже миллионов людей. Все туда едут, все думают, что сделают там карьеру и найдут свое счастье. И главное: деньги, деньги… Из-за денег люди теряют все человеческое, они забывают обо всем. Москва – это борьба за выживание, схватка из-за денег. Я считаю, что такая жизнь портит людей…

– Что ты, бабушка! – воскликнула Кристина. – Это же от самого человека зависит. Если у него сильный характер, если у него есть принципы, то его ничего не испортит! Везде есть хорошие люди, и есть плохие. Что в Москве, что у вас в деревне.

– Все это так, конечно, – немного грустно произнесла бабушка, – и все же, – она обняла внучку, – Кристин, прошу тебя, будь всегда доброй, честной и открытой девочкой! Ни в коем случаю не поддавайся губительному влиянию большого города…

– Бабушка, что ты такое говоришь? Какое еще губительное влияние? Конечно, останусь, – и Кристина, улыбнувшись, прижалась к бабушке. Та ласково потрепала ее по темно-рыжей головке.

– Кристя, Кристя, – приговаривала она. А между тем начинало темнеть…


На следующее утро, когда Кристина еще спала, бабушка рассматривала фотографии, стоявшие на комоде в рамочках.

Кристине пять лет. Очаровательная зеленоглазая малышка с длинными косами. Она сидит на скамеечке в саду и с аппетитом уплетает собранную заботливой бабушкиной рукой клубнику. Кристина одета в простую красную маечку и джинсовые шортики – такую непоседу нет смысла наряжать в красивые платья. Она ни минуты не сидит на месте, вечно бегает туда-сюда, лазает по деревьям. Все ей интересно, все хочется узнать. При этом Кристине присуща огромная любовь к чтению. Каждый раз она привозит с собой огромную стопку книг. Тут и сказки народов мира, и повести советских писателей, и всевозможные энциклопедии. Бывает, маленькая Кристина прочитает что-нибудь интересное про животных или космос, удивится и тут же бежит рассказывать про это бабушке с дедушкой. А те сидят и удивляются: откуда эта малышка все знает?

Кристине семь лет. Она идет в первый класс, на ней белая блузка и черный сарафан с юбкой в складочку – сразу видно, будет первая отличница. В руках у нее букет из желтых хризантем. Кристина гордо показывает его. Она словно говорит: «Ну, школа, я запомнюсь тебе надолго». Друзей, правда, у Кристины не будет, зато учителей она поразит не раз. Своим широким кругозором, необыкновенным трудолюбием и просто нестандартным мышлением. Достаточно было услышать не по годам взрослую речь Кристины, чтобы понять: эта девочка – не совсем обычная.

Кристина на выпускном. Изящная и элегантная юная леди в темно-изумрудном шелковом платье с пышной юбкой до колен. Рыжие локоны спадают с плеч, в ее взгляде – спокойствие, чувство собственного достоинства и интеллект. Глядя на эту фотографию, бабушка прослезилась. Ее внучка – такая красавица и такая умница! Ну как можно было ее, такую, отпустить в Москву?

 – Бабуль, я проснулась, – раздался сонный голос Кристины из соседней комнаты. – Можно уже завтракать?

Бабушка ответила не сразу.

– Конечно, можно, Кристин, – произнесла она после небольшой паузы. – Сырники уже на столе.


…Спустя несколько часов Кристина с небольшим рюкзаком за спиной вышла во двор – она собиралась на остановку. Девушка окинула взглядом капустные грядки, яблоню с розоватыми плодами, скромные, но ухоженные цветочные клумбы. Тогда все это казалось ей чем-то обыденным, приевшимся. Если бы Кристине тогда кто-нибудь сказал, что через пару месяцев она будет сидеть в общаге и не любоваться открывающимся из окна видом ночной Москвы, а с тоской вспоминать походы за грибами и вечерние посиделки с бабушкой, она бы только посмеялась.

Бабушка с дедушкой вышли во двор. Бабушка даже решила проводить Кристину до остановки. Остававшийся дома дедушка обнял внучку.

– Будь умницей, Кристина, – сказал он, – и у тебя все получится. Мы в тебя верим!

Бабушка снова прослезилась. Весь тот день она не отрывала глаз от Кристины, словно стараясь навсегда запечатлеть ее в памяти такой, какая она была тем летом. Ее единственная внучка, милая, родная Кристина… Бабушке казалось, что она теряет ее, что она видит Кристину в последний раз. Конечно, зимой она приедет на каникулы, но кто это будет? Совершенно другая девушка, в которой, возможно, мало что останется от прежней Кристины. Эта новая девушка, которой еще не существовало, даже немного пугала бабушку, в последнее время женщина много думала о том, что ждет ее Кристину в столицу и как она изменится в новых для нее обстоятельствах. Она сердцем чувствовала: Кристине в Москве придется очень нелегко, особенно в первое время.

– Пойдем, Кристина, – сказала бабушка, и они вышли за калитку.

По пути на остановку бабушка и Кристина практически не разговаривали. Бабушка любовалась горами, лесом и прудиками, думая о том, как, должно быть, грустно ее внучке расставаться с этим прекрасным, хоть и суровым краем. А Кристина даже не смотрела по сторонам – все ее мысли были устремлены в будущее. Уже завтра она уедет в Москву. Завтра начнется ее новая жизнь. Несомненно, она будет гораздо ярче и интереснее, чем унылое существование в провинциальном уральском городке. Какие уж тут сельские пейзажи?

Когда они пришли на остановку, там уже стоял автобус. Тогда бабушка обняла Кристину на прощание.

– Счастья тебе, Кристина, успехов в учебе, хороших и верных подруг! – тихо произнесла она. – Мы тебя очень любим!

– Я вас тоже, – прошептала Кристина. Теперь прослезилась и она.

Затем девушка прошла в автобус и села у окна. Пока заходили другие пассажиры, Кристина, прижавшись к грязному оконному стеклу, махала бабушке рукой. Та лишь грустно улыбалась в ответ.

Наконец автобус отправился. Он развернулся и поехал в сторону N. А бабушка все стояла на остановке и смотрела вслед, пока автобус не скрылся на горизонте.


Рецензии
Здравствуйте, Анастасия!
Приятно было прочитать эту тёплую главу.
Очень понятно беспокойство бабушки за Кристину.
Женщине нелегко подобрать правильные слова, чтобы
предостеречь внучку и в то же время, придать ей
уверенности для выживания в таком сложном городе.
Желаю Вам светлого вдохновения для продолжения
этого романа, героиня которого мне очень нравится!
С уважением и пожеланием радости творчества,
Татьяна

Богатова Татьяна   27.11.2016 14:12     Заявить о нарушении
Большое спасибо, рада, что вам понравилось!

Анастасия Кожевникова 2   27.11.2016 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.