В. Пелевин. Лампа Мафусаила... Первые впечатления

Роман очень понравился. Сглотнула за два дня,  читательский зуд нестерпимый. Сейчас это довольно редко, большей частью  чтение для быть в курсе  (от восторгов  каких - либо почитателей).
 
На мой взляд, самая зрелая вещь  из прочитанных. И безупречная в отношении писательского мастерства. Все ниточки  тонко связаны. Если  имя Мафусаил, например, появляется  упомянутым вскользь в первой части, то в третьей он - главное действующее лицо.
 
Как практически  все у Пелевина, вещь злободневная. По тематике и лексике можно точно определить эпоху, даже и не  имея указаний на время действия.
 
По жанру я бы определила как сатирическую фантастику.  Психоделические картинки на месте,  поскольку  в нормальном состоянии  они вряд ли подвластны уму. Но это личное мнение, можно не брать в расчет. А вдруг?
 
Главное, что связь  фантастического и реалистического  ювелирная. Да простит меня Пелевин, но провисания в его предыдущих романах наблюдались.  В этом все очень чисто.
 
Повествование ведется от лица гея-гомофоба ( такое бывает, очевидно).  Не знаю, есть ли здесь что-то от личности автора или это художественный прием для привлечения , для  эпатажа   либо  для чего-то другого, но отторжения не вызывает абсолютно. В некоторых моментах смешно.
 
Личная общественная позиция автора присутствует. Для меня  - это прежде всего  некий цинизм. Но не шокирующий. Может быть, потому что в каких-то вкраплениях я все-таки увидела русского человека и  его   русское отношение к описываемым событиям. Патриотом его никак не назовешь, но    и либералом тоже ни в коем случае. Он дистанцируется и от тех, и от других.

"Рос­сий­ский ли­берал – вов­се не но­ситель по­лити­чес­ко­го (или хо­тя бы бы­тово­го) ли­бера­лиз­ма. Это че­ловек, свя­то ве­рящий, что ми­ром пра­вит все­силь­ное жи­дома­сон­ское пра­витель­ство, с эн­ту­зи­аз­мом бе­рущий на се­бя фун­кции его рос­сий­ско­го аген­та (как он их по­нима­ет) – но при этом ярос­тно от­ри­ца­ющий су­щес­тво­вание та­кого пра­витель­ства, так как оно, по убеж­де­нию рос­сий­ско­го ли­бера­ла, же­ла­ет ос­та­вать­ся сек­ретным".

 Больше всего покорили диалоги.   Между всеми персонажами романа.Читать диалоги - наслаждение неописуемое.  Вот в этом он приложил украинцев с  их   дискуссиями о предлогах В и НА. Ну и собственно его отношение к  событиям в этой стране.

"Од­нажды он об­суждал с Ка­пус­ти­ным судь­бу их сос­лу­жив­ца (так я по­нял), и мой слух вых­ва­тил из их ре­чи стран­ную фра­зу, по­казав­шую, как силь­но из­ме­нил­ся за век с лиш­ним рус­ский язык: «в Ук­ра­ине на под­ва­ле».

– Вы хо­тели ска­зать, в под­ва­ле на Ук­ра­ине? – ре­шил­ся я пе­рес­про­сить.

– Нет, – от­ве­тил Пу­гачев, сме­рив ме­ня по­доз­ри­тель­ным взгля­дом, – я хо­тел ска­зать имен­но «в Ук­ра­ине на под­ва­ле».

– А смысл этих слов та­кой же?

– Нет, нес­коль­ко дру­гой.

– И ка­кой же имен­но?

– А это, – ска­зал Пу­гачев са­мым дру­желюб­ным то­ном, – я вам за­ебусь объ­яс­нять, Мар­ки­ан Сте­пано­вич."

  У Пелевина, на мой взгляд, очень тонкий юмор. Даже и в том, что для изображения некоторых персонажей он выбирает классицистический прием говорящих фамилий.
 Например, чекисты: Капустин, Карманников, Пугачев.
 Не совсем для меня понятными оказались линия масонов и пелевинские инсинуации со словом " хуцпа".
 Но есть желание перечитать роман второй раз.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.