Дедушкины петухи

                Проснулась сегодня на рассвете от громкого петушиного пения. Подумала: «Откуда тут петух? Вроде никто из соседей не водит кур». Но петух продолжал горланить. Оделась и вышла на улицу. Не было ещё и шести утра. Свежесть раннего утра  была приятна. И не хотелось думать, что день    будет не просто жарким, а знойным. Вышла за калитку. Улица была ещё пустынна. Люди спали.  Возле соседнего дома под огромным тополем гуляли, действительно, петух и курица. Петух был длинноногим, с большим красным гребешком. Он  посмотрел на меня  настороженным  взглядом, встряхнул  своим серым оперением и снова принялся горланить.  Его напарница, чёрная хохлатая курица, деловито разгребала   землю под тополем, клевала что-то там, совершенно  не испугавшись моего внимания. Я некоторое время наблюдала за ними. Но вот из калитки  вышла соседка и позвала   кур во двор. Они послушно побежали на зов хозяйки, которая  держала в руках кружку с зерном. А я отправилась собирать яблоки в саду. Принесла ведро душистой антоновки и стала резать яблоки на сушку. Мысли невольно вернулись к петуху. Он был явно из породы певчих петухов, которых  водил мой дедушка Михаил Харитонович. Сколько себя помню, у него в сарае жили вот такие точно красавцы – петухи, оглашавшие всю округу своим пением. Дед гордился своими питомцами. И даже устраивал  вместе со своим другом Максимом Григорьевичем  певческие конкурсы. Они выпускали своих петухов во дворе. Удивительно, но петухи никогда не дрались. Они мирно клевали зерно. А потом, попив воды, сидели минуть пятнадцать, посматривая друг на друга. И вот дедушка подходил к петуху и говорил негромко:
- Ну-ка, петя - петушок, покажи свой голос.
И петух, приосанившись, принимался горланить. Максим Григорьевич проделывал то же самое со своим петухом. А друзья считали, кто же больше из петухов пропоёт. Соревнования заканчивались с переменным успехом. Победителя и его соперника отправляли в сарай. Бабушка ставила самовар. Пили чай с мёдом или вареньем. И, конечно долго обсуждали достоинства своих любимцев.
Однажды дедушка подарил нам одного из своих петухов - мама решила завести кур. Когда она уходила на работу, мы с братом кормили кур, наливали им воду в миску. И в один момент брату пришла в голову мысль дать петуху столовую ложку коньяка, чтобы он лучше пел. Сказано – сделано. Петух был ручной, поймать его не составило труда. Брат открыл ему клюв, а я влила коньяк. Когда отпустили петуха, он сначала помолчал несколько минут, а потом, действительно, стал горланить. Но вскоре  замолк и принялся бить кур. Мы не знали, что с ним делать. Всё разрешилось само собой – петух замертво рухнул на землю. «Умер! – заплакала я. Брат отнёс петуха в сарай и накрыл тазом. Когда мама пришла с работы, мы сидели на лавочке и не знали, как ей рассказать о том, что произошло. «Что-то вы притихли? Натворили чего?- спросила мать и стала звать кур, чтобы покормить. Они дружно прибежали. Но не было только петуха. А петух где? – спросила недоумённо мать. «Там, под тазиком лежит, сдох, - сказал обречённо брат. Мать ринулась в сарай и вынесла оттуда петуха. Она осмотрела его и произнесла: «Живой». Взяла в рот воды и брызнула на петуха. Тот потряс головой и поднялся на ноги. Потом пошёл, покачиваясь, по двору. Подошёл к миске с водой, долго пил,  уселся под забором и стал чистить пёрышки. «А ну-ка, признавайтесь, что сделали с петухом!? – строго спросила мать. Мы тут же признались. Мать всплеснула руками: «Да он же теперь кур топтать не будет!» Нам пришлось  в наказание по часу отстоять в углу. Вскоре о нашей проделке было забыто, потому как с петухом ничего плохого не случилось, и он исправно исполнял свои обязанности. Но бутылку с коньяком родители убрали из буфета, на всякий случай.


Рецензии