Ноосфера

НООСФЕРА

1.Взгляд из космоса

Русский ученый В.И. Вернадский ввел понятие НООСФЕРА как фазу эволюции биосферы, определяемую по критерию наличия в биосфере разумной компоненты – человечества.

В нашем обыденном сознании Ноосфера отображается как 3D среда обитания оного. Но контекстно — из работ ученого — дефиниция понятия ближе к формулировке как « среда обитания разумной распределенной сущности – Разума, включая сам Разум». Где понятие «разумность» трактуется вольно, контекстно, а если говорить о свойствах Разума, то мыслится не простое — арифметическое, а синергетическое объединение свойств разумных элементов Ноосферы — человеков, привносящее новые дополнительные свойства Разуму Ноосферы как некоторой цельной неделимой сущности.

Обыденное, упрощенное восприятие Ноосферы как 3D среды, удобно для мышления: это область присутствия Разума в трехмерном пространстве с границами, которые неизбежно расширяются — человечество освоило ближний космос и не намерено прекращать расширение степени своего влияния на него.

Однако два минувших века, ознаменованные чередой гениальных открытий и рядом порождённых ими технических революций, кардинально изменили характер связей между людьми. И если предположить, что свойство «разумности» Разума как-то зависит от количества связей между его элементами, суммарного информационного трафика, функционирующего в связях, и скорости информационных потоков в них, то следует вывод, что Разум проснулся: обозначенные параметры с внедрением искусственной технической надстройки Ноосферы изменились на порядки по отношению к значениям параметров естественной системы связей человечества.

Впрочем, наверное, лучше утверждать, что он проснулся когда-то давно — в первородной, натуральной среде систем связей между людьми, а сейчас претерпевает фазовую метаморфозу, видимую нам как скачек, бифуркация, если смотреть на эти изменения сквозь призму всей истории человечества.

Итак, если наши наблюдения и предположения верны: что Ноосфера как некая цельная сущность претерпевает изменение своего состояние — скачек, бифуркацию, назовём это явление как «взросление» Разума, содержащегося в Ноосфере; что происходит эта бифуркация по причине внедрения человечеством искусственной среды, мыслимой здесь тоже как нечто цельное, нечто системное, имеющее некоторые дополнительные синергетические свойства при цельном взгляде; что внедрение этой искусственной среды происходит скачкообразно, если сравнивать период ее внедрения со временем существования человечества, то уместно назвать факт появления этой искусственной среды как рождение, и как любого новорожденого — именовать её. Назовём так: новый компонент Ноосферы «Виртуальная техногенная сфера» или просто «Виртуальная сфера» .

Понятия «Разум», «Ноосфера», «Виртуальная сфера» — пишем с большой буквы, как имена собственные, подчеркивая этим предположение, что все они имеют присущие разумному субъекту свойства;

Таким образом, «Виртуальная сфера — Virtual sphere» — это совокупность технических информационных (и искусственных биотехнических, если мыслить перспективой) систем человечества и информационный контент, содержащийся и флуктуирующий в них,
где в понятие «информационный контент» заложено расширенное смысловое содержание:
мултимедиа контент и текстовый контент;
программы и базы данных;
любые алгоритмы и протоколы, реализованные в технических устройствах для обеспечения передачи информации: между людьми — друг с другом;
между людьми и техническими устройствами;
между техническими устройствами;

в общем: информационный контент — это совокупность информационных сигналов любой формы, функционирующих в Виртуальной сфере.

Задумаемся: что же это такое, новый компонент Ноосферы — Виртуальная сфера? Джин, выпущенный из бутылки неосторожным человечеством? Или невзрачная до некоторых пор куколка будущего нового слоя Ноосферы, не раскрывшая в настоящем всех своих свойств, априори запрограммированная природой или кем-то? Запрограммированная для чего? Для того, чтобы поглотить первый слой Разума – живой слой, или стать вторым разумным слоем, дружественным или враждебным первому? Или запрограммирована навечно остаться придаточным техническим слоем единственного разумного слоя Ноосферы – живого слоя? По этому поводу ломают копья полчища фантастов, изобретая возможные модели будущности.

Биологический, пока что единственный слой Разума, иерархично организованный — государственные иерархии, религиозные иерархии, иерархии общественных организаций — пытается защитить конкретного человека от информационного водопада, обрушившегося на него из сред Виртуальной сферы, и как-то управлять этими средами, заметьте – опираясь на привычный для сознания человека опыт управления сущностями 3D-пространства.

Наиболее важной средой Виртуальной сферы, с точки зрения причинности наблюдаемой бифуркации, на сегодняшний день является интернет — глобальная сеть передачи данных, основанная на стеке протоколов TSP/IP. Интернет объединил локальные цифровые коммуникативные сети в единую глобальную систему передачи информации планеты, за счет чего иные информационные системы — системы получения, хранения и распространения данных — были объединены и составили ядро сущности, названной здесь Виртуальная сфера.

На периферии, за переделами ядра, остаются информационные системы не имеющие связности со всемирной паутиной, но это на первый взгляд. Есть внешний элемент, который обеспечивает связность между иными локальными средами Виртуальной сферы — это человек. Но он из властелина сосуда — Виртуальной сферы, как Джин, может превратиться в её пленника, слугу, проводника связности — поневоле.

Одно из главных свойств любого разума — способность к отражению глубинных свойств сущего, построение моделей сущего, и, наконец, прогноз изменений сущего. По глубине достоверного прогноза сущего, наверное, можно судить о степени разумности субъекта, создавшего модель.

Эти утверждения, если они истинны, определяют особую ценность контента Виртуальной сферы для Ноосферы и ущербность упрощённого определения Ноосферы как области в 3D пространстве. Все просто: в составе Ноосферы сейчас содержится новая оболочка с аккумулированным в ней опытом человечества, с построенными человечеством моделями окрестного пространства. И эти модели расширяют границы 3D пространства Ноосферы далеко за пределы Земли — виртуально, с некоторой неизбежной ошибкой, однако позволяющие предвидеть будущность и как-то реагировать в соответствии с этим предвидением.

Оппонент возразит: эти модели существовали и раньше — в головах людей, на камне, на бумаге. Это так. Однако, скорость доступа к этим данным была иной: пришло время ускорения эволюции Разума — нужно грамотно распорядиться этой возможностью и не захлебнуться в водопаде информации.

2.Приземленный взгляд

Здесь, в приземленном положении, будем говорить лишь о ядре Виртуальной сферы: о тех информационных системах, которые объединяет глобальная сеть интернет и которые управляются посредством интернет. Что будет происходить с техническими информационными системами, не объединенными глобальной сетью — нам сейчас неведомо: толи они в конце концов все же будут охвачены существующей глобальной сетью, толи параллельно с сетью интернет, основанной на протоколах TCP/IP, будет создана иная параллельная глобальная сеть — жизнь покажет.

И сейчас, ограничившись ядром, будем употреблять термин виртуальная среда, мысля ее именно как интернет-среду, как часть Виртуальной сферы.

Подытожим сказанное: скорости передачи и обработки информации техническими системами возросли многократно и продолжают возрастать. Но любая информационная система, в которой человек является последовательным звеном на пути потоков информации, ограничена пропускной способностью интерфейса человека как биологической особи — это сравнительно мизерная скорость.

Реакция функционирующих в 3D среде иерархий биологического Разума на водопад информации, обрушившийся в одночасье на человека, проста: они привносят мышление 3D пространств в управление виртуальными средами — управляют виртуальным пространством начиная со строительства виртуальных границ и, затем, стремятся «не пущать» через те или иные виртуальные барьеры те или иные соломинки информационного подсоса от тех или иных страт Разума.

Виртуальная среда эволюционирует с ориентацией на повышение интеллектуальности — семантический интернет. И уже сейчас достигнутая степень интеллектуальности в какой-то мере позволяет решить задачу управления интерфейсом «виртуальная среда – человек». Фильтровать контент в зависимости от того, к какой страте принадлежит конкретный человек. И такие попытки управленческого вмешательства в интерфейсы виртуальной среды с применением семантических механизмов реализуются, но все они опираются на 3D мышление «накрыть герметичным или фильтрующим колпаком» страту социума, в первую очередь — страту детей.

Например, реализуется следующая инициатива, давайте, мол, создадим детский домен и договоримся: на этом детском домене будем публиковать все только для детей, каждую буковку будем рассматривать сквозь лупу — нет ли чего недетского. И каждого , кто нарушит правила – к стенке и в расход (это не цензура – но к стенке). Что ж, дети -наше будущее, ради детей мы живем. Можно потерпеть жесткость и согласиться на цензуру «для детей».

Однако, этот подход, думаю, будет работать лишь до тех пор, пока детский контент будет содержать одну фразу «мама мыла раму» без информационного визуального фона. Как только объем контента обозначенной части виртуальной среды превысит некоторый уровень критичности, проблемы, присущие взаимодействию человека с виртуальной средой — в целом, и с особо охраняемой – закрытой частью виртуальной среды- в частности, будут вновь равноценны по объему и сути. Разница между виртуальной средой в целом и некоторой «областью резервации» с особыми законами исчезнет: и на малой и большой площадках будет одинаково мусорно.

Здесь возникают как минимум два вопроса:

Вопрос 1: существует ли альтернатива методам управления виртуальной средой посредством фильтрации информационных потоков в интерфейсах «виртуальная среда — человек» ?

Властные иерархии ответят: есть альтернатива – отстреливать тех, кто создает «плохой» контент. Но сразу же встает два производных вопроса: что такое «плохой» контент? Вспомните мультик «Хороший черт — это плохой черт»: что такое «ХОРОШО» и что такое «ПЛОХО» — зависит от точки зрения. Точек зрения много: сколько людей, столько и мнений.

Тем не менее, допустим: мы пришли к согласию и выбрали конкретный толмуд, в котором прописаны все жизненные и мыслимые ситуации, дающий однозначный ответ на вопрос, что такое «плохой» контент. Но, к сожалению, автомата, который бы на этом уровне развития искусственного интеллекта интерпретировал правила толмуда для ответа на вопрос «содержимое конкретной соломинки – это хорошо или плохо», нет. Есть попытки автоматизации этого функционала, но они ущербные и усеченные.

Остается одно: человеку — эксперту, а не автомату суждено пробовать содержимое каждой соломинки на вкус – экспертное оценивание. И уж потом – отстреливать «плохих парней». Но и для эксперта это является трудной задачей. Поставьте эксперимент. Фразу «мама мыла раму» опубликуйте на фоне признанного шедевром искусства портрета обнаженной мамы, моющей окно. Думаю, мнения экспертного совета «публиковать или нет для детского домена» разделятся. Более того, в условиях расширяющейся виртуальности, будет недостаточно штатных и внештатных охотников-экспертов для спецоперации отстрела «плохих парней» виртуального пространства.

Прозвучит ответ: «отстреляем некоторых, остальные будут бояться». На эту реплику возразить трудно, но почему-то кажется, что жестких мер «чтобы боялись» будет недостаточно для зачистки виртуальности. Тогда вновь звучит вопрос номер один.

Допустим, нашли решение по первому вопросу. Следующий вопрос связан с рыночным характером создания и реализации контента виртуальных сред.

Преамбула. Есть английская поговорка: «Хвост виляет собакой».

Будем мыслить: Олимп – это креаторы и управленцы контента виртуальных сред, а у подножья – мы, простые смертные — потребители. А также примем во внимание, что в условиях рынка мастер (креатор контента) и продавец (управленец контента) ваяют и продают лишь тот свой продукт, который мы однозначно желаем «скушать через информационную соломинку». Другие, нескушанные аудитрией продукты, протухнут на складе и больше не будут изготовлены — рынок.

Пусть даже нашу индивидуальную информационную соломинку где-то кто-то пережмет, выбор за нами – соломинок много: сосем то, что потребно нашему внутреннему я. Чего уж там, на то он и есть царь природы – человек, чтобы найти способ попробовать запретное, обойти пережатую соломинку. Даже если этот человек – ребенок: рано или поздно он найдет способ обойти запреты.

Итак, последний вопрос звучит так: кто есть кто в контексте английской поговорки. Олимп управляет аудиторией или аудитория «виляет» Олимпом? Кто собака, а кто хвост?

Наверное, это все же аудитория. И тогда здравый смысл подсказывает, что содержимое информационной соломинки, выбранной человеком в настоящем, как-то влияет на его будущее желание, на будущие желания его детей, а также — это было показано выше — на будущее содержание соломинок, так как выбор аудитории в настоящем обусловит предложение Олимпа в будущем.

Получается, траектория точки фокусировки желаний человека в пространствах состояния – это однозначно не прямая, что-то загадочное и непредсказуемое.

На чем сфокусируется завтра желание маленького человека — основного элемента Ноосферы?

Возможно, это будет интуитивное стремление его разума укрыться от водопада низвергающейся информации, от нудящего потока тестирующих запросов.

Возможно, его последней мыслью мелькнет желание засунуть голову в черный ящик – ящик Винера, он бросит в рюкзак квадрат Малевича, черный — пречерный, и сбежит на природу: все с начала — с белого листа.

Туда, где «древо жизни пышно зеленеет».


Рецензии