Отголоски Первой мировой войны

       Много лет назад, работая в мониторинговой службе, я имел доступ к секретным материалам, которые вскоре стали почти повсеместно несекретными. Как-то мне попалась диссертация немецкой исследовательницы о предпосылках и результатах Первой мировой войны. Деталей я не помню, но вывод был такой, что Первая мировая война привела к необратимому удару по христианской цивилизации...

       Большинство радуется этому до сих пор, не понимая, о чем идет речь. А речь исключительно идет о правилах поведения. Даже весьма глупый от рождения человек, но из определенного круга не может позволить себе красть, лгать, доносить, совершать адюльтер, покупать любовь, унижать человеческое достоинство и так далее...

       Нарушители этого строгого ритуала всегда существовали, но они считались людьми непорядочными, что затрудняло их общественные и даже деловые связи, часто делало их изгоями – им не подавали руки, не принимали в приличных домах...

       Уничтожение ритуала, установившихся правил – вещь ужасная и разрушительная. Происходило оно от смешения сословий. Крестьяне, возглавлявшие артели и без зазрения совести присваивавшие себе общие кассы, становились миллионщиками и попадали в высшее общество, но понятия о том, как себя вести, не имели...

       Удивительное дело, несусветно богатые пророки того времени типа Горького и Распутина, будучи людьми развратными, стеснялись, например, спросить, как пройти в уборную, а если спрашивали, то становились пунцовыми от стыда...

       Вместе с тем появилась какая-то охватившая массы жажда разрушить порядок. Гимназисты, курсистки и священники курили напоказ. Танцовщицы Императорского балета кичились тем, что имеют великосветских любовников. Обычные проститутки группами разгуливали по Тверской. Там же на глазах у толпы Шаляпин опохмелялся охлажденным шампанским, заедая его фунтом черной икры и горячими калачами...

       Возникло увлечение порнографией: не только открытками и романом Арцыбашева «Санин», но и выдержками из исповеди Руссо о том, как он мальчишкой получал сексуальное удовлетворение, когда его порола ремнем родная моложавая тетушка, а также брошюрами из откровений Льва Толстого о его неодолимой страсти к крепостной замужней женщине. Отнюдь не марксистская литература разлагала умы...

       Вчера совершенно случайно перелистывал мемуары Мариенгофа... Только что началась Первая мировая война. Анатолий хочет идти добровольцем на фронт. Отец говорит: конечно, но сначала закончи гимназию. Это еще ждать почти год, возражает сын, а наши войска будут в Берлине самое большее через три месяца. (Замечу в скобках, что юный Анатолий Мариенгоф ошибся примерно на тридцать лет) ...

       Отец же ему на это говорит: «При таком количестве дураков и хвастунов будет очень трудно выиграть войну». Толин папа задумчив и рассуждает вслух: «Ох, и болваны наши с тобой современники, да и мы вместе с ними. Вообразили, что живем в эпоху цивилизации, духовной культуры. Смешно! А сами в здравом уме стреляем один в другого, как в куропаток... В Риме в преддверии Собора Петра стоит конная статуя императора Константина, который приказал повесить своего тестя, удавить своего шурина, зарезать племянника, отрубить голову старшему сыну и упарить до смерти в бане собственную жену. За это он и попал в святые. И не только он...»

       Отец Мариенгофа не был аристократом, он происходил из лифляндских успешных выскочек. В противном случае он никогда бы не позволил себе пассаж про равноапостольного Константина. И не потому что это не правда, а потому что это правда толпы, которая и заводит себя тем, что вокруг себя ничего не видит, кроме ничтожеств.

26.11.2016


Рецензии
Рассуждения о подобных "повреждениях нравов" можно найти в любую эпоху. И за полвека до первой мировой, и за век, и за два.

В России задолго до смешения сословий дворяне, знавшие как себя вести в обществе, спокойно позволяли себе и красть и лгать и доносить и унижать человеческое достоинство и так далее. И общество, как правило, помалкивало или, хуже того, воспринимало это как должное...

Непонятно: ладно Распутин, но Горький почему "пророк" и почему "развратный"?
И откуда известно, что они пунцовели, когда спрашивали про уборную? Державин, видимо, в таких вопросах был менее щепетилен...

С уважением.


Игорь Семенников   10.04.2017 04:06     Заявить о нарушении
Я с Вами в целом согласен. Конечно, и в Древнем Риме существовало множество сегодняшних проблем. Откуда Вы знаете о Державине и я знаю? От Пушкина. А может быть, он при пылкой своей фантазии придумал про сортир. О Горьком я читал, как ни странно, у Чехова, у Бунина и, прежде всего, у Берберовой. Ряд других авторов сейчас не вспомню. Возможно, и они всё наврали. Всякое бывает. Но тут возникает еще более важный вопрос: а зачем вообще заниматься литературой, пусть и самой маленькой? Даже историки сочиняют, а литераторам - сам Бог велел. С уважением,

Михаил Кедровский   10.04.2017 08:11   Заявить о нарушении