Не повторится зов, Ницца. Последняя любви страница

Людмила Корина
Всё так совпало на стыке жизни и смерти.Леонид Бородин

Овнам весной 91го  много судьбою  было подарено.Столкнулись однозарядные – “пламя до небес и горстка пепла”(АИС).  С тех пор я говорю: не из сора стихи растут, из  ссор каких рождаются стихии!

Интерес к его прозе и судьбе  политического заключённого то ослабевал, то возрастал. Солженицын его отметил своей премией в 2002м вместе с философом Панариным(он через год умер).

В 2003м вышли мемуары Бородина “Без выбора” – премия “Большая книга”. Премию Ясной Поляны за «Год чуда и печали»( написанную в 68м в тюрьме и там пропавшую, заново написал в 75м), вручали  в 2007м в атриуме Большого театра. Я в своё время, открыв для себя Элегию Рахманинова, хотела подарить её Михаилу Лавровскому.
 Но её станцевали в 91м Васильев и Максимова. Моя радиоинсценировка “Года чуда и печали” пронизана этой мелодией..Получается, что мы с Бородиным всё-таки исполнили её в Большом.

В одном интервью Л.И.  сказал, что сроки, отпущенные врачами, уже 4 года как закончились. Прочитав, говорю ему :”Сроки жизни не врачи определяют, а Бог.” Согласился. Он прожил ещё три с половиной года.
О себе ему сказала: “Долго болела, держусь, но в город за журналами сына пошлю”.Миша передал через секретаршу в подарок ко дню рождения книжечку об итальянской живописи, написала на открытке - Живём дальше.14.4.08

Вернулась в Геную поздно вечером 23го ноября 2011го и  весь следующий день спала. Наутро 25го сидела за компьютером, подошёл сын, говорит:”Умер твой зэк, Леонид Иванович”. По России 24  телевидение передавало новостной строкой: “Умер известный писатель и политзаключённый Леонид Бородин”.В другие часы  русские каналы тв подключили небольшое документальное видео, посвящённое ему.

Тане Синицыной о смерти Л.И. сообщила я, дозвонившись. Им по основным каналам позже сообщили. Она узнала, что месяцем ранее у него случился инфаркт, а перед кончиной повторный. Стали готовить к операции, умер он  во время переливании крови.

В основной линии жизни не уступал, во власть  не лез. В своём журнале отстаивал важные в своей жизни принципы, думая, что публикации  могут повлиять  на ход событий в стране.
Последняя статья в блоге его журнала от 14.11.11. Пишет о посещении лагеря в Перми, где сидел по второму сроку.

В Пермском крае его тепло принимали энтузиасты музея, воссоздающие на поляне   междугорья  Древнюю Русь. Тут он  вздохнул : “Мне бы такую судьбу…”
В телепередаче “Линия жизни”(2008) сказал: “Обычно говорят, что прожили бы вторую жизнь так же. Да ни за что!”И ещё отчеканил своё выстраданное:
“Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за ошибки, которых нельзя исправить”.

Посвящённые ему стихи за год до ухода он на моём сайте читал. Всё написанное мною я ему дарила первому.  Успел увидеть  на моём сайте“Год чуда” с моей фотографией? Всё так совпало на стыке жизни и смерти.

Бунина мучила бесконечность, неисчерпаемость языка. Причастившись бесконечности родного языка, я полностью эмигрировала  в него из иностранных.

В стихах я давно всё поняла и высказала. Вы говорите, что в наши времена уже не читают между строк?

Бородин умер через 20 лет после нашей встречи.. Похоронен невдалеке от своего сельского дома в Сергиевом Посаде (Загорске).Последнее пристанище на сельском кладбище – и там покой, - писала я  в “Счастливом конце”(1995).А в песне “Наша невстреча”:“В Загорске заутренний звон отзовётся. У дальнего моря тобою поётся …”

На фотографиях Елены Сальниковой похорон Бородина впервые увидела его жену Ларису Евсеевну - милая, седеющая.Рядом дочка Оля. Галчонок поникший.
Внук Вася, сын старшей дочери Елены, высокий молодой мужчина. Он нёс гроб с другими мужчинами. Стоял без шапки в морозный промозглый день.   
Деревянный крест с фотографией и венками. Могила в живых цветах.

По-видимому  тот, кто отработал свои болезни и отчаяние – отдыхает.О своих проблемах я никому не говорила.Как и раньше всю мою жизнь родственники, а теперь друзья уверены в одном -  что с ней может случиться?

С гитаристом В.М.Дубовицким привычно обсуждали судьбу наших записей на пластинках. Заканчивая разговор, спросила, как там Борис Петрович Рощин? Ах  да, говорит, месяц назад похоронили. Видимо, продумал эту засаду, надеясь, что узнает  - как я к почившему отношусь.- По доброму - с осени 91го ни разу не виделись.
В.М. присутствовал на похоронах друга, на кладбище собрались жёны и дети, был и Петров, что приглашал его на ТВ.

Так что со мной осень 2011го года была "деликатна". Да и все нулевые были болевые. Отболели.Написала Слободкиным о событиях осени.

По приезде в Геную пишу Славе Реброву о казусе  в Шереметьево с потерянным ключиком от навесного замочка на чемодане, чтобы из-за перевеса переместить 3 кг “Божественной комедии”  в ручную кладь, а приехав здесь в Генуе в 13.30    по местному времени подходит Миша и говорит: Умер твой зэк, из журнала “Москва” 41 минуту назад… 25.11.11
Передавали бегущей строкой по России 24,  в течение нескольких часов. Увидела и небольшой монтажный блок  о писателе- политзаключённом, но не думаю, что были повторы. В этот день ушли из жизни ещё 2-3-знаменитости.

Тане Синицыной про новость сказала я. Им по основным каналам не  сразу сообщили.
Она узнала, что месяцем ранее у него случился инфаркт, а перед кончиной повторный. Стали готовить к операции и умер Л.Б. при переливании крови.
С декабря 94г, когда его оперировали на сосудах и прощался в ЦДРИ, прошло 17 лет. Держался “на последних кряхтиночках”, но в основной линии жизни не уступал, стоял на своём. Во власть  не лез. Считал, что в своём журнале отстаивает важные принципы, которые могут повлиять на события в стране.

Об этом последняя статья в блоге его журнала от 14.11.11. О посещении лагеря в Перми, где сидел по второму сроку, в Пермском крае его тепло принимали энтузиасты музея, воссоздающие на поляне   междугорья  Древнюю Русь. Тут он  видимо взгрустнул в ответ на вопрос журналистки–"мне бы такую судьбу, а не ту, которую я прожил".

Кто-то позванивал мне раз в день ближе к отъезду и  клал трубку.
Предположить, что хотел услышать мой голос  и набрал тел. номер…?
Успел увидеть на сайте “Год чуда” с моей фотографией? Всё так совпало на стыке жизни и смерти.

  ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА

 Закончилось.Спокойно.Чисто. Честно.
 Путь  дальше в никуда и в никогда,
 И колесу любви катиться некуда.
 И дальше длить нельзя и неуместно.

 Живую, дерзкую, её впрягли в коляску призраков,служения.
 Он тянет потихонечку своё на редкой паузе везения,
 И даже словами выписывает пейзажи.
 Никто как будто им не мешает,не убивает.
 Но жизнь тихонько убывает.

  Он к вечности прицелился -создать нетленку.
  Состарились и подустали. Пришлось обоим
  Лечить  суставы -не станцевать уж летку-енку.
  Их приближение отсрочкой было к чему-то главному,
  Или последним кусочком жизни, славным ?
               
  Её слова не лгали. Сначала всё куда-то звали.
  Потом хранили, согревали, шептали и постепенно
  Истаяли где-то у Ниццы вблизи Италии.

   Закончилось. Спокойно. Чисто.Честно.
   И дальше длить нельзя и неуместно.
   Где теперь странница ? Что им порою снится ?
   Не повторится -зов, Ницца.
   Последняя любви страница.      


Стихи 95го в сборнике "Голос пел"(третья книга) показала в2003м.

На фотографии последних лет  его лицо пожилого мужчины с глубокими складками,  в мучительных раздумьях. Те, против кого он так последовательно бунтовал,  не мешали ему рулить маленьким журналом…

29.11.11 Похоронен Л.И. невдалеке от своей дачи в Сергиевом Посаде (Загорске)у дороги.“В Загорске заутренний звон отзовётся . У дальнего моря тобою поётся".

6.12.11
Пишущие старички  уже почти за порогом, думают о воссоздании мифа о себе,  отфильтрованной жизни.

Юра Швырёв трогателен, еле губами шевелит: нашёл вариант  своей статьи о Сергии Радонежском, хочет опубликовать. Издатели, как и я, поверили в его уход, напечатали“наследие” гения.А он за жизнь зацепился.Усилиями любящей жены и семьи прожил до конца 13го.Но смерть не переиграешь запредельным терпением.
Говорит мне:"Опубликуй на своём сайте оригиналы моих стихотворных экспромтов".

Несмотря на  мою статью к 80летию  Надира Алишевича Сафиева, где  укусы самолюбию он перетерпел ради полноценной оды, дальнейшее по причине продолжающейся жизни опять идёт по старому сценарию –его выпендрёж я не замечаю – сочиняешь  про рубашку из Сан-Франциско или пиджак от дипломата из Дании…Зацепился за эстонские эскизы Довлатова про Чемодан.

Бородин свои масштабы определил на понижение- " я не профессиональный писатель".  Рассказы о войне,повесть”Ушёл отряд” написаны глубоко. Новым пониманием войны. Писать в этом ключе уже сил не хватило. В последней статье о Перми задумался – зачем  дан был такой сценарий жизни?

Инсценировку ”Годы чуда и "нашей с ним печали” я проиллюстрировала своей фотографией в юности. А”Женщину в море” представляет на сайте  композитор Соснин. Там в стихах и музыке  милое пересмешничество и любовь. Иногда общалась с Л.И. иронично и весело, не  позволяла нам закиснуть в серьёзности. Писала на подаренных своих сборниках песен “Пою мелодично” –

Хмуриться перестаньте,
Цифры ваших лет переставьте !
И не представимое - вы и я вместе -
В это мгновенье представьте.

Ожиданье.
Надежды ещё меньше. Нет,
Ночь милосердна к сумасшедшим !
И, точно метеор, улыбки вспышка
Мелькнула, осветив
Безлунный мир, погибший !

Горька любовь, а дружба пресна.
Лишь в промежутках интересно.
Однако жить порой мне жутко
И в этих странных промежутках.

Переписки нашей не было. В песне “Рубашка”   Таня  Синицына  ему от меня пропела:
”Больше писем тебе не пишу…” А когда хотелось что-то сказать не в бытовом общении, писала на своей первой книжечке“Пою мелодично” одну-две фразы и ставила на полку. Ту, которую  подарила наконец, была 60й .Вот этот текст:” Мы вспоминали “баню”, и тут я обнаружил, что мы побывали словно бы в разных местах. В её песне было интересней”(Начало из Ю.Нагибина).Был и такой экспромт: “ Она всё про любовь, хоть тресни – иную не любить, а слушать интересней”.
Такая вот литературная игра, затянувшаяся на  много лет.

В последний раз мы с ним виделись в 2002м морозным заснеженным декабрём в к\т
“Эльбрус”,- там собрались его 500 почитателей. Я в белой шубке с капюшоном выглядела моложаво. Отстояв в очереди за автографом, мы с сыном подошли с журналом “Москва”, в котором была опубликована “Царица смуты”.Бородин сидел за столом на сцене, возвышаясь. Написал несколько слов моей подруге  певице Тане Синицыной, понимавшей и любившей его творчество.Он знал об этом.

В последней поездке в Пермь в конце лета 2011го был одет изысканно.В голубых тонах, в тон - лёгкий плащ с круглым белым воротничком и прочее – галстук, рубашка, брючки. Лёгкая походка. Лицо приятное, загорелое -  симпатичный стареющий мужчина.
 
В 90е Таня Питюкова с мужем Володей (одно время они работали в его журнале), пришли ко мне с визитом, с розами. Володя сказал мне: “Приду с работы уставший, выключу свет и слушаю вашу пластинку”.Жаль, что я Л.И.про визит с розами не рассказала.

В последнем разговоре я спрашивала о Сергееве и он пояснил - что и как. Что сам продолжает работать  генеральным директором и гл. редактором, добывает деньги для журнала. Спрашиваю:” Пишете? Нет, больше не пишу” .

Как сказала бы Эмма Карпова(звукооператор ДЗЗ) :”Вы, Людмила Сергеевна, вся в открытости, в радости”. Л.И.- в закрытости, притом, что голос мой, как позывные, узнавал по первому слову : “Леонид Иванович?”“Я вас узнал”.

Искала повесть“Хорошие люди” в его блоге . Она была опубликована в 12м номере  10го в  его журнале. Всё разгадывала, что же герой  увидел,  на мгновение выключившись, будто падал с балкона.  Написала: “Перед ним разверзлось что-то космическое, а в зеркале он увидел своего двойника –инопланетянина”.
Теперь думаю, что это было соприкосновение с иным миром последовавшего в ноябре ухода.Падал не он, а его больное сердце…
 
В мой приезд в ноябре 2011го не смогла навестить Таню Синицыну– боялась войти в метро, сил хватило  на визит к  стоматологу, доработку сайта, и на поддержку в беде Оли Сосниной, рождённой в его день-14го  апреля.

Всё, посвящённое  в стихах Бородину, написано по законам творческим, близко к правде наших чувств, с натуры.

Моё интервью с ним 27го июня 1995го года заканчивалось словами:”Я прощаюсь с писателем Бородиным, но не навсегда” ,  и далее звучала песня, соединившая нас-"Любовь до встречи"(91го) в моём дуэте с Юлием Слободкиным.

www.radioteatr.su Радиопередачи2 5.12.17
1.Любовь до встречи (О встрече автора рассказа в редакции журнала «Москва» с писателем Леонидом Бородиным. Рассказ посвящён судьбе политзаключённых. Запись ДЗЗ, редактор Аристов М.С., эфир 1993г, звучат романсы на слова Л. Кориной: “Любовь до встречи” Л. Кориной и “Разлучили нас” Б. Рощина, поют Л. Корина и Ю. Слободкин)

2. «Я не боюсь моря» (Интервью с Леонидом Бородиным. Звучат отрывки из его произведений в исполнении Л. Кориной, эфир радио 1 Останкино 27.06.1995)

5. Судьбой и любовью матери ведомый (Музыкальная композиция по повести Л. Бородина “Ловушка для Адама”, автор и исполнитель Л. Корина, запись ДЗЗ 1995г, звукооператор Любовь Кравченко, звучит музыка 3го концерта Рахманинова для ф-но с оркестром и ноктюрн Скрябина)

6. Стихи Леонида Бородина (Читает Л. Корина, музыкальное сопровождение гитариста Вадима Ефимова. Музыкальный антракт: композиция Вадима Ефимова “Байкал” и вариация для гитары Владимира Дубовицкого “Не пробуждай воспоминанья” в исполнении Вадима Ефимова.)


Людмила Корина 27.11.16 -5.12.17 Генуя 


Рецензии