Учитель

Учитель
                «Из поколения в поколенье проходит
                нитью преклоненье перед учителем.»

   
    На жизненном пути человек встречает не так уж много людей, которые соответствуют мысли Ромэна Роллана: «Великие души - как горные вершины. Ветер их овевает, облака их обволакивают, но там дышится лучше и глубже , чем в других местах. Воздух там обладает чистотой, которая смывает с сердца все пятна, и когда тучи расходятся, видишь сверху весь человеческий род...».  Хочется добавить, что эти люди  будто горные озера с безупречно чистой водой. Черпай из такого озера - оно бездонно. А если кто и захочет его замутить, то не получится: оно, как вечный Байкал, всё преодолеет и останется таким же чистым, благодатным,  целительным.
   Николай Кузьмич Калашников родился 17 декабря 1918 г. в крестьянской семье в с. Ореховка Ставропольского края. Из 13 детей выжили 6: пять мальчиков и девочка. Четверо участвовали в Великой Отечественной войне, один из них погиб. Николай в 1941 году окончил Ростовский пединститут с отличием. Имел бронь, но просил направить на фронт. А в Ростове любимая Лиля. Сталинградская битва. Ранение под Зимовниками, госпиталь. К военной службе не пригоден, а к жизни? Осколок мины у сердца, вытаскивать нельзя - слишком опасно. Пусть живёт себе так – инвалидом, сколько сможет.
   «Весной пойду учительствовать к детям, а поначалу думал, что каюк...» (Юрий Воронов, «Скрипач»).
  Благодаря силе духа, воспитанию и любимой Лиле, которая приехала в село ухаживать за раненым да так и осталась с ним до конца, в 1944 году стал преподавать в школе математику. А в 1945 году назначили его и.о. директора Высоцкой средней школы. Высоцкое и Ореховка рядом, только исторически в Высоцком живут казаки со своими порядками и гордостью, а в Ореховке - иногородние. Но было ещё обстоятельство: отца, который до Войны председательствовал в местном колхозе, «патриоты» обвинили  в сотрудничестве с оккупантами. И, не разобравшись, сослали власти Кузьму Калашникова на Магнитку, да через год выпустили - ложью было обвинение.
А на детей легло клеймо. Их и в партию не принимали, и расти послужбе не давали. А  вот директором школы Николай Калашников быть может: уж очень талантлив, любим и уважаем. Воспитатель не только школьников, но и молодых учителей. Да и шутка ли -, например, в выпуске 1956 года 6 золотых медалистов, и это в сельской школе!  То есть каждый десятый. Для доказательства справедливости  Учитель брал с собой школьные журналы текущих оценок и всегда его доводы убеждали краевую комиссию. Его неоднократно приглашали на работу в Ставрополь, но отказывался.  Однако, недоброжелателей у Кузьмича (так все - от  мала до велика - называли с любовью и почтительно Учителя) в эти годы было немало. Но пришло к нему признание: в 1961 году  он стал заслуженным учителем РСФСР, а в 1971 году Родина отметила его труд Орденом Ленина. В партию приняли, а вот и.о. директора так и остался до самой кончины весной 1979года. В 1978 году  выступал на съезде учителей России: созданная им ученическая бригада стала Лауреатом премии имени Ленинского Комсомола. Вот тут-то и сказала своё последнее слово немецкая мина. Осколок и раньше двигался, но Учитель всегда преодолевал болезни, связанные с этим: потерю сил, резкое похудание, постельный режим, сбои в работе сердца.
   Хоронили Учителя при невиданном количестве пришедших проститься и проводить его в последний путь. А любимая жена Лиля (Лидия Никитична, преподаватель физики в школе, мать их 2-х детей) не смогла без него: она скончалась через 49 дней, их души не могли друг без друга.
   Но остались их дети, их ученики. «Не будь я учителем, я был бы садоводом, а не будь математиком, был бы художником» ( Из письма Учителя ко мне). Был Николай Кузьмич талантлив во всём: прекрасно знал литературу, стихи - наизусть, мог провести любой урок по любому предмету с блеском, он автор многих задач по математике, любил и понимал музыку. Он был красив той благородной естественной красотой, когда внешний облик полностью гармонирует с внутренним миром. Не терпел пьянства, сквернословия. Требователен прежде всего к себе, а затем уж к другим, в частности к коллегам - учителям. Были ли в нём недостатки?  Наверно, были, но ведь и на Солнце есть пятна. А кто их видит?
  Когда я думаю об Учителе и его роли в жизни учеников, о дне сегодняшнем, приходят сами собой слова Ф.И.Тютчева: «умом Россию не понять...в Россию можно только верить.» Вспоминается аллегория Н.В.Гоголя о русской тройке, которая несётся неведомо куда. И как пророчество для наших дней, звучит строка Н.А.Некрасова из поэмы«Кому на Руси жить хорошо»: «Порвалась цепь великая, порвалась- расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику!» А нашему-то барину очень даже неплохо, а вот мужику досталось всё лихо.
  Поколение моего Учителя - это поколение людей, верных любимой Родине, работавших на будущее и веривших в это будущее. И здесь же грустная мысль: из их поколения многие не дожили до «перестройки» - за это поставили бы «двойку», - и до новых продажных реалий постсоветского времени. Они не испили эту горькую чашу.
Но они сделали свою работу, они  - Победители. И они живы, пока живут их ученики. «Учитель мой, твоё дух во мне, и свята память о тебе!»  И надо верить. Ведь в Россию не только можно, но нужно верить. Другого не дано.               
   Эти строки написаны мною в 2005 году. В следующем году выпускники школы вышли с предложением к властям присвоить ей имя Николая Калашникова. Долгое время наша школа носила имя М.Ю.Лермонтова. Потом в постсоветское время её лишили этого имени. Присвоение теперь ей имени Н.Калашникова оказалось сложным делом. Сельский сход горячо поддержал инициативу выпускников. Дело было не простое. Муниципальные органы не в состоянии были решить задачу. Пришлось обращаться к  губернатору, к депутатам Госдумы, к Правительству Ставропольского края. В крае случай беспрецедентный, отвечали нам, но мы их убедили . И средства нашли, чтобы выполнить все формальности, оформить соответствующие документы. Сейчас эта школа носит имя бессменного директора  с 1945г. по 1979г. Калашникова Николая Кузьмича. Справедливость восторжествовала.
     Фонд народной помощи «Благовест», президент  фонда Драгункина З.Ф., выделил 10 тыс. руб. для приобретения книг для школьной библиотеки. Было закуплено  312 книг, изданных Фондом им. И.Д.Сытина, руководитель Десятерик Владимир Ильич, историк, писатель и настоящий человек.  Книги отправлены в село.
   Но 27 июля 2007 года пришла беда в семью дочери Николая Кузьмича Болотовой Валентины: старый дом, в котором проживала она с мужем, унаследовав от родителей, сгорел. Пожар возник не в их части дома (учительский общий дом был на три семьи). Сгорело всё. Пожарные не приехали вовремя. Погорельцы несколько дней и ночей провели на пепелище. Болотовы стали бомжами: дом, где они были прописаны, не существует; огорода нет, льгот как сельскому учителю Болотовой Валентине оформить невозможно. Да к тому же у мужа рак горла. Коллектив школы помог, чем мог. Обратились в Правительство Ставропольского края с просьбой выделить средства на покупку дома, в который переехала семья временно, без права на регистрацию по этому адресу. Запрошена сумма порядка 90 тыс. руб. Отрицательного ответа нет, но решить положительно удалось только после моего обращения к Председателю Правительства  РФ Зубкову В. А. О пожаре я узнал не сразу. В приложении к этой статье даю выписку из указанного письма. Приложение 3. Не без волокиты со стороны местных чиновников Болотова Валентина Николаевна, наконец, приватизировала это жильё. 
     Еще несколько дополнений к рассказу о Калашникове Н.К. и наших взаимных отношениях.Во-первых, о его поэтическом творчестве. Писать стихи начал еще в юности. Вот одно из них.
   Б.Н.
(1934г.с. Петровское)

Запылали огненным пожаром,
Словно снеговые, облака,
Улыбнулся синий лес над яром,
Золотом подернулась река.

Утихает шум дневной народный,
Скоро бросят птицы напевать,
И повеет ветерком прохладным…
Эх, в такой вот вечер погулять!

На краю села гармошки звуки.
Веселят собравшихся девчат,
Быстро, быстро гармониста руки
Клавиши гармошки теребят.

Н.К.Калашников

  Другие стихи приведены в приложении 1 , в том числе  «Зимовники» - о том бое под Сталинградом, в котором он был ранен; «Когда болезнями теснимый» - о своем «спасителе» в госпитале; «Прощай» - о расставании с г. Кировабадом, где Учитель находился на излечении после госпиталя и стихотворение «Скорей, скорей» - об ожидании встречи с любимым человеком Лилей.
 Во-вторых, я имел с ним переписку и тогда, когда учился в Ленинграде, и когда работал в Ульяновске после окончания вуза. Именно с ним я советовался, принимая решение о вступлении в КПСС. Его ответ в Приложении 2 . В ней Учитель меня явно перехвалил, надеясь, видимо, на успехи мои в будущем.
В-третьих, своё стихотворение, посвященное Учителю (Н.Калашникову) я написал еще до того, как наладил переписку с Болотовой Валентиной Николаевной и школой в с. Высоцкое. Это стихотворение есть в этом разделе.      
    


       Виталий Коомыц






         

      


Рецензии