Ночь нежна. О Дике Дайвере

Тест содержит спойлер.

Знания о том, что хорошо и что плохо не всегда успешно применяются в реальной жизни. Может быть потому, что эти знания слишком абстрактные, не пропитанные эмоциональным опытом или ощущением их осознания, как результата осмысления достижений и неудач тех реалий жизни, которые можем непосредственно переживать или наблюдать. Настоящий художник слова умеет преподнести тривиальные истины оригинально, свежо и увлекательно. Именно таким писателем является Фицджеральд, создавший произведение, в котором он сумел творчески синтезировать опыт собственной бурной жизни и художественный вымысел. Именно поэтому созданные образы в психологическом отношении заслуживают самого пристального внимания. Собственно, истин, которые писатель преподносит на золотом блюде блестящего литературного стиля и слога, не так мало, но в изобилии поднятых психологических проблем ярко высвечиваются три  темы: богатства, безумия и употребления алкоголя. Обо всем этом писатель знает не понаслышке.
 
   Судя по фактам биографии писатель, как и главный герой, Дик, страдал пристрастием к алкоголю, что, вероятнее всего, и явилось основной причиной его ранней кончины - Фицджеральд умер в 44 года, по сути, в расцвете творческих и личностных сил. Его жена, аналогично героини Николь, страдала шизофренией, неоднократно лечилась в психиатрических клиниках.

    Синеглазый красавец Дик Дайвер, творческий, душевно щедрый, окутанный дымкой таинственности в силу принадлежности к богатой элите - именно таким воспринимает Дика влюбившаяся в него с первого взгляда юная Розмари. Наивная, романтически-мечтательная девушка очаровывается безупречными манерами, умом и неординарностью Дика. Ей кажется, что в красивой паре Николь-Дик он звезда, а Николь всего лишь его бледная тень. Увы, жизнь показала, что настоящей властью вы этой семье обладает богатая Николь,  а социальный и семейный статус Дика зыбкий и ненадежный.

    Розмари полагает, что Дик, как и она сама, находится только на пути к своей вершине. На самом деле, мир Дика в дальнейшем будет скудеть и ослабевать. И  одна из причин этого кроется в его браке.

    Парадокс, но Дик, человек аналитического ума, словно против своей воли, совершает странный судьбоносный поступок. Он выбирает в спутницы жизни девушку с психиатрическим диагнозом. Такой выбор рано или поздно должен был привести к краху. Это ведь только в романе Николь излечилась, став крепче ствола самого прочного дерева, а в жизни более вероятен другой - не столь оптимистичный исход. Психическое заболевание близкого человека не только печальное, это еще тягостное и отвратительное зрелище, ведь страшнее всего те болезни, которые начинаются с головы. И никакие дивиденды в виде ослепительной красоты и богатства не компенсируют подобный изъян.. Бывает, что душевный недуг поражает близкого родственника по крови, в этом случае приспосабливаться к психически больному тяжкая и обременительная повинность, но, в тоже время, надлежащий к исполнению нравственный долг. Но добровольно взвалить на себя бремя совместной жизни с сумасшедшей, так, как это сделал Дик, означает отсутствие инстинкта самосохранения, не способность качественно планировать жизнь и последствия судьбоносных решений.

   Постигшее его фиаско отнюдь не следствие неблагодарной жены и ее прагматичной сестры Бэйби, оно закономерный, фатально-трагический итог. Пленительно-прекрасная внешность Николь лишь оболочка отвратительно-безобразным глубинам ее искалеченной психики.
Яркий пример - великолепно описанная Фицджеральдом сцена в машине, в которой безумие Николь едва не становится причиной гибели всего семейства. Милая, ранимая, слабая и больная Николь оказалась не знающей жалости хищницей, в сущности, укравшей у Дика возможность по-настоящему счастливой семейной жизни. Вспоминается сказка, когда некий странник согласился перенести через реку калеку на своих плечах, но тот, после переправы и не подумал, поблагодарив, освободить его, а, крепко охватив ногами его шею, превратился в вечное наказание.

   Вторая значимая по важности тема - зависимость от алкоголя. Фицджеральд гениально продемонстрировал невнятное и размытое отношение Дика к алкоголю. Дик и сам не знает, есть ли у него зависимость, а ведь так и бывает в жизни! Алкоголизм такого рода постигает медленно и незаметно, без четкой грани между свободным и контролируемым потреблением и патологическим пристрастием. Одно несомненно - именно алкоголь стал одним из главных факторов деградации Дика, его падением буквально во всех аспектах своего бытия.

     Дик, как и остальные герои романа - Николь, Розмари преподносятся Фицжеральдом не в статуйно-динамической неподвижности, а в процессуальной динамике.
    По ходу романа Дик, как личность, претерпевает значительные качественные изменения: он сначала медленно, исподволь, а затем стремительно утрачивает силу и ловкость, теряет профессионализм, остроту живого и проницательного ума. Проходит время и Дик уже не стремится реализовать себя как практикующий или как пишущий врач, по-крайней мере, так, как позволяют его способности. Но главное, девальвация идеалов и нравственное падение. Здесь переломным моментом стал его пьяный дебош в полицейском участке. Страница за страницей личность Дика, вначале такая цельная, привлекательная и красивая теряет четкие очертания, размывается и мельчает. Незаурядный ум не воплощается в значительном произведении, самоотверженное служение жене оборачивается разобщенностью и последовавшим за этим разводом, физическая сила угасает.

   Даже, казалось бы, такое естественное и не требующее усилий чувство, как романтическая влюбленность в Розмари, претерпевает неприятные метаморфозы. Если в начале романа Дик, руководствуясь высокими моральными побуждениями, отказывает Розмари в ее стремлении к физической близости, то затем, спустя несколько лет, когда адюльтер состоялся, Дик просто пользуется телом девушки. Без любви, без чувств - удовлетворяя одну лишь похоть. В этом, намерено-уничижительном умалении  Розмари можно увидеть бессильную злобу человека, понимающего, что он, в отличие от первой встречи, уже не соответствует социальному статусу девушки, близкой к вершине социальной и культурной пирамиды, не может претендовать на ее исключительное внимание.

  Третья тема произведения – богатство.  В начале романа Дик, хоть и не противостоит соблазнам значительного состояния жены, но явно возвышается над мелкими удовольствиями повседневного бытия. Проходит время, и он растворяется в них, попутно лишаясь главных достоинств своей личности.
 
     Разочарованный, лишившийся своих идеалов, готовый обидеть любого и каждого, ядовито-саркастичный Дик не только не привлекает, как раньше, он отпугивает окружающих его людей. Николь разлюбила отчужденного от нее супруга, утратившего кроме того, нравственный и творческий потенциал, и последняя попытка самовыражения Дика - стать хорошим отцом, достойно воспитывать детей разрушилась из-за развода...

  Если бы Дик совершил другой выбор жены, не из плеяды столь богатых людей, его судьба не была бы столь трагична. Измельчавший, утративший значительную часть своей привлекательности, он, возможно, утратил бы романтическую привлекательность для жены, но их союз по-прежнему был бы скреплен многими факторами, в том числе тем, былыми заслугами Дика. Ведь здоровье Николь во многом заслуга неустанных забот ее мужа. Главное - несмотря на утраченный блеск, Дик остался хорошим и достойным человеком. Дик долгие годы был не только мужем, но и личным, ежеминутно присутствующим психиатром и психотерапевтом. Но богатых, как правило, не ограждает чувство признательности и благодарности. Если партнер хотя бы наполовину опустошен и не соответствует ожиданиям - он будет выкинут как выжатый лимон - хладнокровно, безжалостно и без лишних сожалений, ведь главное и единственное -  их, богатых, удовольствия, а все остальное можно купить… или отбросить за ненадобностью, если товар потрепан жизнью. Парадоксальным образом эта, личная трагедия Дика отлично иллюстрирует и объясняет многочисленные истории, когда разбогатевший мужчина разводится с женой, с которой прожил много лет, ради юной любовницы - ценность постаревшей жены уже не соответствует его возросшим возможностям "покупать". Мир богатых отторгает объекты с недостаточной рыночной стоимостью...
 
    Дик не сумел с честью выйти из жизненных коллизий, уготовленных ему жизнью, но, видимо, такова его участь. Фатально-трагическая судьба Дика вызывает сочувствие. Измельчавший, мучимый болезненным пристрастием к спиртному, он не утратил, тем не менее, способности к оригинальному, собственному взгляду на окружающее. Он не деградировал полностью, не спился, не превратился в аморальное существо.

   Мастерски созданный художественный портрет Дика Дайвера получился интересным в своей многогранной неоднозначности, психологически выверенным и удивительно достоверным. В Дике Дайвере нет ничего героического, он вызывает смешанные, противоречивые чувства. Одно несомненно - его образ вышел запоминающимся,  привлекающим внимание и весьма поучительным.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.