Нить. Отрывок из воспоминаний

   Город Минск. Мы с папой идём по проспекту Ленина. Я - в институт, папа - в редакцию журнала «Вожык». Отец известный художник-карикатурист, часто печатается в газете «Правда» и других изданиях. Папа неожиданно спрашивает:

   - Галочка, что ты видишь, когда смотришь на эту дорогу?

   - Как все, машины, троллейбусы…

   - А я вижу колонны отборных фашистских войск СС, карателей, которые в первые дни войны шли по проспекту.

   Я смотрю на отца. У него много работы, большая семья, здоровье пошаливает. А в подсознании постоянные воспоминания об этой страшной, чудовищной войне. Что я могу сказать, чем я смогу утешить…

   Фотография, на ней папа. Идёт 45 год. Март. На отце старая кроличья шапка-ушанка, старое пальто. Он стоит на фоне церкви, церковь не разрушена (большая редкость для города). Папа очень худой, но улыбается.

   Вспоминаю слова отца: стук колёс по рельсам. Вагон до отказа заполнен мужчинами. Фашисты везут людей в Германию. Папа с братом Евгением крепко прижимаются друг к другу. О чём-то шепчутся. К вечеру они сумели отломать кусок гнилой доски в полу вагона и по одному спустились на рельсы. Над ними грохочет поезд, в конце последнего вагона стоит охранник с автоматом. Но им не страшно, лучше погибнуть на Родине! Но срабатывает человеческий фактор – в темноте фашист их не замечает. Перед побегом, отец предлагает всем последовать их примеру, но люди не хотят. Многие не решались рисковать, они хотели жить.

   Хорошо, что не доехали до Польши. Обратно к партизанам добирались лесами.

   Мама очередной раз с ужасом сознавала, что отец уже не вернётся в расположение партизанского отряда, что его нет среди живых. Но всем сердцем желала, что бы он был жив. Она выполняла задания, со всеми вступала в бой с фашистами, и каждую секунду думала об отце. И наступил день, когда увидела отца с братом. Её охватил ужас: они стояли перед ней совершенно измученные, истощенные, в порваной одежде. Мама долго лечила их травами и отдавала свою еду.

   Отец участвовал во всех боях с фашистами, был бесстрашным и отчаянным и всегда находился в самом пекле боя. Ни разу не был ранен. Его хранила мамина любовь.

   Огромная, страшная война и маленькая, чудом не разорванная нить – наша семья. Земля - наша Родина, на больших территориях была под фашистами. Безграничное страдание миллионов людей. Хатынь, таких деревень было тысячи. В маминой деревне Пуховичи, людей бросали в колодцы, а затем забрасывали гранатами. Историю войны я не описываю, её и так все знают, а я очень хорошо помню рассказы своих родителей. До самого конца они всё вспоминали и вспоминали.

   Подробно о событиях тех лет можно прочитать в ряде книг: Ивана Новикова «Минский фронт», «Руины стреляют в упор», Максима Танка «В непокорном Минске» и других, в них рассказывается и о подвигах моих родственников. Документы и информация о славных делах партизанской семьи Гурло и их подвигах хранятся в архивах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Я горжусь своими родными. Мама нам говорила, что после войны их, чудом выживших героев, будут носить на руках. Ей так казалось. Вечная им память!

   Почти четыре года беспрерывной войны в самом логове фашистов …

   Автор иллюстрации Николай Гурло (1941-44гг.).Из архивов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.


Рецензии
Повезло!..
Беларусь была населена евреями, но многим не везло

Зус Вайман   25.02.2024 19:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.