Счастье

У каждого в этой  жизни бывают моменты  радостные, а бывают и горестные. Дети радуются, когда берут их родители с собой  летом в экзотические страны, а зимой на зимние курорты кататься с гор. Они радуются, когда с хорошими отметками заканчивают четверть или побеждают в спортивных соревнованиях. Конечно, радуются, что папа купил новую машину и разрешает сидеть за рулем, а может и будет учить ее водить. Детей может распирать радость от подаренного на день рождения ноутбука или мобильного телефона.
А чему же могли радоваться сегодняшние дедушки и бабушки, когда были детьми? Современные дети могут подумать, что их детство  было совсем безрадостным, ведь в своем детстве не ездили они ни в какие страны, не было у них ни компьютеров, ни личных автомобилей, ни, даже, мобильников. А я вот  такой дедушка, что уверен – в моем детстве радости и счастья было не меньше, да даже, пожалуй, больше.  Ведь мне есть с чем сравнить,  я второй раз пережил детство со своими детьми и взрослел вместе с ними, вижу детство внуков, при этом отлично помню свое.
Апогей моего осознанного детского счастья  длился беспрерывно несколько лет подряд и начался в момент, когда приняли меня в пионеры. Правда, это событие только совпадение со всем остальным, ведь шел тогда легендарный 1957 год  и  в этом году Советский Союз вырвался за пределы земного тяготения, запустив первый искусственный спутник земли. Именно тогда я стал из своего детства с любопытством и большим интересом заглядываться на жизнь страны и мира. Массового телевидения тогда не было, да и радиоприемники были не в каждой семье. Мы испытывали информационный голод. А тут подряд: и олимпиада, в которой мы победили, и запуск искусственного спутника.  Я стал не только с интересом слушать, что говорят взрослые, но и  читать газеты.
Прошел всего год, как мы победили на олимпиаде в Мельбурне. А ведь соревнуемся с самой главной и сильной капиталистической страной – Соединенными Штатами Америки. И везде мы ее побеждаем - и на олимпиаде, и в космосе. Газеты и журналы тоже соревнуются в карикатурах и насмешках над американцами, их падающими и взрывающимися ракетами, и над всем капиталистическим миром, где человек  человеку - волк, а совсем не друг, как у нас. И пишут в газетах, и говорят по радио, что у них там линчуют негров. Что такое линчуют, я не знаю, но понимаю, что это что-то очень плохое и бедных негров искренне жалею. И я тоже надсмехаюсь над злыми капиталистами, и думаю:
- И что они там пыжатся? Ну, куда им до нас, таких великих. Ведь это очевидно, что они обречены на поражение.
  Героем олимпиады в Мельбурне был наш легкоатлет-стайер  Владимир Куц, который завоевал там две золотые медали. И мы, мальчишки, начали ходить на тренировки по легкой атлетике. В то время нам казалось, что это самый короткий путь, чтобы прославить любимую страну, а еще укрепить здоровье для того, чтобы стать космонавтом.
Учитель физкультуры нашей маленькой восьмилетней школы, в маленьком городке Кировске, расположенном на берегу реки Невы, Травкин, поддерживал наше рвение и тренировал нас в пионерском  четырехборье. А это - прыжки в высоту и длину, бег на дистанцию 60 метров и метание гранаты. Учитель был молодым, азартным и тренировал нас увлеченно, хотя по сегодняшним понятиям условий для тренировок не было. Не было даже спортзала, и занимались мы на улице в любую погоду. Зимой, если на улице был сырой снег и наши спортивные костюмы намокали, то мы, с разрешения директора, развешивали их в коридорах школы на батареях отопления. Конечно, Травкин и не планировал, и не подозревал, во что этот энтузиазм может превратиться. А превратился он в то, что сборная нашей школы, неожиданно для всех, и для себя, конечно, тоже, выиграла сначала зональные соревнования, а затем поехала на первенство Российской Федерации и заняла там третье место. 
В этом море окружающего меня в то время позитива была и ложка дегтя. Как я ни старался, но в сборную не попал. Физически развивался  очень медленно. По габаритам все мальчишки превосходили меня, и в классе в строю я был предпоследним. Такая, видно, программа физического развития в меня была заложена. Однако дружить с чемпионами и болеть за своих одноклассников тоже большая радость и удовольствие. Так что, не попав в сборную, потерял я не так и много. Возможно, даже больше приобрел.
 Это было удивительное время. В дальнейшей жизни меня уже никогда  не распирала так  эйфория и гордость одновременно за чемпионов-друзей, школу  и за  свою страну. А как же иначе? Ведь мы, маленькая восьмилетняя школа маленького городка, стали третьими в Российской федерации. А Советский Союз совсем недавно победил в самой страшной мировой войне, которая была в истории человечества. И вот теперь любимая страна первой покорила космос.  Каждый день по радио передают  чудесные позывные нашего спутника: пи, пи, пи, пи….  И каждый день радио рассказывает, над какими городами и в какое время спутник будет пролетать.
 Я с нетерпением жду, когда же он полетит над  Ленинградом.  Наконец объявляют, что спутник этой ночью в 2часа 37 минут будет пролетать над Ленинградом, погода ожидается ясной и спутник будет хорошо виден.
 Отец заводит будильник, но я его не слышу, просыпаюсь оттого, что отец трясет меня за плечо. Быстро одеваюсь. За десять минут до объявленного времени мы уже выходим на улицу и видим, что у подъездов соседних домов стоят люди и смотрят в небо. На столбе у нашего подъезда светит фонарь. Отец идет под фонарь  смотрит на часы, и говорит:
- Ну вот, Женя, осталось меньше пяти минут.
Я уже совсем проснулся и с жадностью смотрю в небо, мне хочется первым увидеть спутник. Ночь ясная, луна лунит, и куда я не посмотрю везде звезды, звезды, звезды, и чем дольше смотрю, тем больше их на небосклоне появляется, и проявляются они там, где сначала я их  и не видел. Вдруг я пугаюсь, что мы не заметим спутника и спрашиваю:
- Пап, а какой он, спутник,  мы его не прозеваем?
Я так волнуюсь, что меня даже слегка лихорадит.  Отец же, как всегда, спокоен, медлителен и отвечает после некоторой паузы, которая мне кажется вечностью:
- Конечно, не прозеваем.  Он  как большая звездочка. Только видишь, все звездочки стоят на месте, а эта будет медленно двигаться по небосклону.
 И вдруг среди тысяч звезд я вижу деловито перемещающуюся  звездочку.  Радости моей нет предела! Я кричу, прыгая от избытка чувств на месте:
- Вижу, вижу – вон он!
Такие же радостные возгласы доносятся и от соседних подъездов.
 Я смотрю на эту звездочку, затаив дыхание, и кажется мне, что я не только вижу  спутник, но и слышу его голос, слышу эти приятные звуки: пи, пи, пи, пи … .
Вот это и был апогей моего счастья и радости в детстве. Конечно, как и в каждой жизни, мгновений радостных было много. Но такая полоса радости и счастья, длившаяся несколько лет подряд, в моей жизни уже никогда не повторилась.


Рецензии