Картошка

Я часто вспоминаю слова, сказанные моим дедом много лет назад. Как сейчас помню запах скошенных трав, безграничные поля, эти зеленые леса… Тогда мир не казался таким спятившим и жестоким. Ведь детство, действительно, самое счастливое время в твоей жизни. Когда тебя все любят, когда ты не знаешь забот, когда твои глаза не видели кровь и все реалии взрослого мира.

                *     *    *

 «Ты и не заметишь, как быстро пролетит время. Помню был молодым, служил в армии, вернулся и стал работать... Время пролетело так быстро, что вот я старый дед. Не спеши вырасти, Катюш, все успеется», — сказал дед Гриша.
Катя взяла картошку из ведра и принялась ее чистить. Картошка была вся в земле и мокрая, пахнущая сыростью. Никогда эта картошка не сравнится с картошкой из “Пятерочки”. Она живая, настоящая, выращенная своими руками, сколько было вложено сил и часов, чтобы она росла, сколько было убито жуков... Целые армии полегли на огородах и дорогах.
- Дед, а дед, зато ты, что хочешь, то и делаешь! А тут то в школу иди, то за хлебом, то с собакой гуляй! У Тимошки и то больше свободы! Тимошка захотел и порвал тапок! Захотел — Машку укусил! А мне… — у Кати стали наворачиваться на глаза слезы, — мне ничего... ничего нельзя!
Катя бросила в кастрюлю очищенную картошку. Вода стала от крахмала и земли темнее и мутнее. Гриша положил ещё один плод в кастрюлю.
— Видишь вот эти две картофелины: большую и маленькую? Маленькая совсем недоросшая, ей бы ещё расти и расти, а большая уже выросла, стала по бокам неказистой, неровной и заскорузлой. Маленькая картофелина, когда ее посадишь в землю весной, пускает маленькие корни, крепче врастает в землю, радуется тёплому солнышку и дождику, растёт  рядом с другими картофелинками. А мы им помогаем. Защищаем от жуков, окучиваем, чтобы они не заросли в ботве, удобряем... Эта же, — дед взял картофелину большую. Настолько большую, что та в руке казалась большим угловатым булыжником с дороги, — эта уже выросла.
Катя посмотрела на картофелину и ее маленькое, светлое и доброе личико осветила улыбка.
- Я знаю, знаю! Дед, эта картошка, как наша соседка баба Маша! Она такая же толстая! — и Катя рассмеялась. Уж очень ей понравилось сравнение с ворчливой соседкой, которая постоянно была не довольна маленьким Катиным песиком Тимошкой, любившим погонять обжорливых куриц.
Дед всохотнул вместе с внучкой, ибо сходство соседски с кривой картофелиной было удивительно точным.
-  Я знаю дед, знаю! Я маленькая картошка! И я точно пока не хочу превращаться в большую! Тимошка, ко мне!
Катя радостно подскочила, выпрямила маленькую и хрупкую спинку и указала пальцем к ноге, куда подбежал маленький пёсик, похожий на лисёнка.  Он сел рядом с ногой Кати, смотрел внимательно вверх, высунув язык, и нетерпеливо ожидал команды.
- Тимошка, за мной! — скомандовала по-генеральски Катя и пошла к калитке с сиренью.  Тимошка бежал позади Кати, перебирая своими маленькими пушистыми ножками.
Девочка с собакой свернули к сирени и спрятались в ее густых зарослях, похожих на древние лианы в тропическом саду. Вокруг ползали трудолюбивые жуки  и занимались своими непонятными делами.
Катя взяла чёрную, как уголь землю, и сделала по одной полоске на щеках.
- Тимошка, ты что делаешь? Надо соблюдать дисциплину! Ко мне, Тимошка! Ко мне!
Пёс, услышав маленькую хозяйку, прекратил рыть ямку в земле и быстро подбежал.
Катя сломала ветку сирени и скомандовала: “Тимошка, за мной! Сейчас мы будем перебираться через вражескую реку с акулами!”


Рецензии