42-5. Лазарь Маркович Лисицкий

НА СНИМКЕ: Предметы еврейского народного искусства.


Вначале Лисицкий обращается к графике. И здесь он создал замечательные образцы тончайшей «каллиграфической» орнаментации, сливающейся с арабесками букв на иврите: «Пражская легенда в стихах» М. Бродерзона, изданная в Москве весной 1917 года для издательства Шамир в количестве 110 экземпляров.

Часть тиража (20 экз.), раскрашенная от руки художником, имитирует старинные свитки, которые развёртывались в ленту и хранились в деревянных футлярах.

В это же время Марк Шагал привлекает Лисицкого к экспедициям «по черте оседлости», которыми руководил С. Ан-ский. Они были организованы в 1912-1915 гг. Еврейским историко-этнографическим обществом, и в них приняли участие молодые еврейские художники Й.-Б. Рыбак, С. Юдовин, Д. Фридлендер и др. Своей задачей они считали возрождение народного еврейского искусства.

Они делали копии синагогальных росписей, надгробных рельефов, изучали художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства. При этом они стремились объединить художественные открытия авангарда и формальные принципы еврейского народного искусства, и в этом они видели попытку создания «нового еврейского стиля».

Лисицкий изучает и описывает старинные синагоги, иллюстрирует книги еврейских авторов и работает столь плодотворно, что становится, наряду с Шагалом, крупнейшим еврейским художником того времени.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/27/214


Рецензии