Лукавая улыбка и жесткий кулак

На снимке: на улицах Киева в 1942 году.
(фотография с интернета)

Зачем мне считаться шпаной и бандитом -
Не лучше ль податься мне в антисемиты:
На их стороне хоть и нету законов,-
Поддержка и энтузиазм миллионов.
В.Высоцкий

     После войны наша семья осталась в Ташкенте,хотя все родственники вернулись в Украину.Мама вспомнила о проблемах с "пятой" графой.Еще до войны в Киеве процветал махровый антисемитизм и она предвидела его в будущем.Время показало,что мама была абсолютно права.

    «В стране стремительно нарастала волна антисемитизма, — вспоминал полковник Георгий Санников, который после войны тогда служил в Министерстве госбезопасности Украины. — В киевском городском транспорте  было зафиксировано несколько случаев физической расправы над евреями. Несколько человек с выраженными семитскими чертами выбросили на ходу пассажиры трамвая… В самом густонаселенном евреями районе города Киева — Подоле — произошли два еврейских погрома».

    Если в Ташкенте, в то время, всем  были открыты двери в учебные заведения, и мы  получили высшее образование , то в Киеве ни один из наших родственников не смог поступить в институт. Мандатные комиссии вузов находили тысячи причин, чтобы отказать молодым евреям. Им приходилось уезжать на учёбу в  Белоруссию или республики Средней Азии.

     Моя двоюродная сестра Аня решила стать учителем русского языка. В то время хотеть можно было все, всем  и везде ... только  не ей  в Киеве. С фамилией Браверман даже к приемной комиссии трудно было подобраться. Не помогло даже и то, что ее отец, гвардии майор, прошел с оружием в руках всю войну и закончил ее в логове врага  -Берлине.

     В  Ташкентском институте русского языка и литературы  на ее фамилию иначе смотрели. Училась она  заочно. Много лет надо было летать на экзаменационные сессии. Прошли годы. Аня успешно сдала государственные экзамены. Мечта сбылась: получила диплом учителя русского языка и литературы. 

    Прожив в Калифорнии несколько лет, как-то в городской библиотеке Сан-Хосе случайно наткнулся на литературу о чемпионе мира по шахматам  американце  Роберте Фишере. Родился он в годы войны в Чикаго. Его мать, Регина Фишер, в девичестве Вендер — еврейка и отец  Ханс-Герхард Фишер — немецкий еврей. Но чем больше вчитывался, тем больше удивлялся, и все ниже и ниже падал в моих глазах его авторитет.

    Почему так случилось? Потому, что  он  превратился в ярого антисемита и ненавистника  своей Родины.  Уже с 1996 года Фишер стал несколько чаще появляться  на страницах газет и журналов, на радио  и телевидении с резкими выступлениями в адрес США и ...  евреев. В 1999 году его выступление в венгерском радиоэфире было прервано ведущим, так как  оно состояло исключительно из ругательств в адрес евреев. Последними из попавших в эфир слов были: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший  Холокост, теперь пытаются захватить весь мир…».

    Умер Сталин. Никита Хрущев был назначен председателем похоронной комиссии.Вот ему-то некий советский гражданин В.Антонов и написал «тревожное письмо», что
« мнение, и пожелание многих советских граждан,заключаются в том, чтобы в период  гражданской панихиды по нашему дорогому и любимому вождю не  допускать "еврейского ансамбля", именуемого Государственным Союза ССР Симфоническим оркестром, коллектив которого  всегда привлекается играть  траурную музыку в Колонном зале Дома союзов. Траурная мелодия этого  оркестра, состоящего на 95% из евреев, звучит неискренне. Я считаю, что этот еврейский коллектив симфонического оркестра  недостоин находиться в непосредственной близости к нашему великому, любимому  вождю.»

   Да и что  тут говорить, разношерстные  бывают антисемиты. 

Антисемит таков, и это априори,
Неважно, молод он, иль абсолютно сед.
Шатает мозг его, как щепку в бурном море,
Одна лишь мысль: еврей — всегда виновник бед.
  Бен Эзоп
 
"ЗАСЕДАНИЕ" КАФЕДРЫ В УЗБЕКСКОМ РЕСТОРАНЕ

 ...Моя жена любит музыку и ... Нью-Йорк со всеми его театрами, музеями и выставками. Там живут и близкие родственники. Есть ещё немало других причин любить этот город. Вот одна из них. Почти все преподаватели одной из кафедр Ташкентского института иностранных языков, которых судьба в годы войны забросила в далекий солнечный Узбекистан, сейчас живут в городе Большого Яблока.

     Иногда, когда мы приезжаем с женой, ее коллеги проводят "заседание" кафедры в ... одном из узбекских ресторанов, которых в Нью-Йорке много. Приходят празднично одетые с мужьями и внуками. Ресторан - это ностальгия по Ташкенту, городу детства и юности.  Все это усиливают знакомые мелодии. Без волнения нельзя было  слушать чудесную песню "Сияй Ташкент".
 
Когда война опустошала
И разрушала города,
Его земля теплом дышала,
Звала, звала друзей сюда.

Чьё сердце было одиноко,
К тому надежда здесь пришла.
Сияй Ташкент - звезда Востока -
Столица дружбы и тепла!
 
В этой прямо-таки семейной обстановке  мне вспомнилось многое.

Город наш хоть не велик,
Но однако многолик.
И узбеки и армяне,
Греки, турки и славяне,
И татары и таджики,
И евреи и калмыки.
Мусульмане и буддисты,
Христиане и баптисты,
Кришнаиты, иудеи,
Да и просто без идеи.
Все в Ташкенте проживают
И друг друга уважают.
Не за нацию и лесть -
За радушие и честь.
Максим Чистяков
 
    Абсолютно прав  Максим.  Я могу и сейчас под присягой  это подтвердить, хотя родился я в Киеве, но  вырос то  на узбекской земле. Но есть одно  - так было раньше. Сейчас же все по- другому. И это не со слов уличного прохожего или залетного   туриста.  В 80-х годах неравенство между материальным положением села и города, провинции и центра, русификаторская политика властей породили недовольство простых людей - рабочих, дехкан. Шел рост национализма,  авторитета религии. Все беды  узбеков ассоциировались с центром и с русским народом.
 
    Вспомнился анекдот, популярный  в то время. Дехканин трудится в поле. К нему прибегает сын и кричит:

  - Ота,  русские в космос полетели!

    Тот прекращает работу, опирается на кетмень и спрашивает:

  - Все?!.

  - Нет, один.

  - Э-э… - и дехканин продолжил свою работу.

    В условиях падения жизненного уровня в конце 80-х годов  скрытое недовольство населения стало обретать открытые формы,  И на узбекской земле проросли семена проклятого антисемитизма. Пришлось двадцать пять лет тому назад попрощаться со столицей солнца и тепла.

   - Кто мог подумать, что нам придётся уехать из Ташкента?! Невозможно было в это  поверить,-говорили  члены кафедры.
   
     Но когда столкнулись с проявлением ненависти к евреям, пелена с глаз  мгновенно спала. Стали собирать чемоданы.
 
Согнувшись в виде запятой,
Гонимые судьбой треклятой,
Мы все ходили под пятой
И под графой ходили пятой.
/Ю.Солодкин/

ПРИКАЗ РЕКТОРА

     Штаб-квартира Военного института языковой подготовки Министерства обороны США расположена в Монтерее(штат Калифорния).Не военная тайна.Жену Юлю приняли инструктором. Пригодился опыт работы в Ташкентском институте иностранных языков.Пригодились и знание английского ... с пеленок, чем она обязана своим родителям.

    По праву Монтерей считается одним из красивейших городов США. Мы решили «поделиться» этой красотой с Мишей Рыбаком, моим двоюродным братом, сыном дяди Ноны. Пригласили в гости.

     Берег залива с его голубой гладью и прелестными чайками располагал к воспоминаниям.

   – Математику полюбил с детства. В старших классах даже занимался по вузовской программе, – рассказал Миша. – На вступительном экзамене по математике в Киевском политехническом институте ответил на все вопросы экзаменатора. Стали задавать дололнительные, но на этот раз по программе высшей школы. Я знал материал и уверенно отвечал. В самом конце мне сказали, что надо было лучше подготовиться к вступительным экзаменам. Я от этой несправедливости и откровенного врания вернулся домой с сединой в волосах.Тут призыв в армию. Попал во внутренние войска Министерства внутренних дел СССР. Приходилось часто сопровождать преступников из киевской городской тюрьмы в суд. Однажды, сопровождая очередного арестованного, я узнал… своего профессора-экзаменатора по математике из Киевского политехнического института. Он был арестован за взятки на вступительных экзаменах.

  – Ты, солдат, меня извини. Я ни в чем не виноват, – сказал этот жалкий тип, – такой был приказ ректора политехнического института и не только его: евреев не пропускать. В списках все вы были помечены.

    Пришлось Михаилу после армейской службы вылететь из «родной» Украины в соседнюю советскую республику, Белоруссию, где была возможность получить профессию инженера.

    Что тут говорить? Антисемитизм как существовал в Киеве много лет тому назад, так процветает и ныне.

Евреи вечно были в притеснении.
Их часто унижали без причин.
Вдруг окружение стало в удивлении:
Они спустились к Нажитым Вершин.

И семья разошлись по Белу Свету:
От Запада до Штатов удалых.
Все устремились к Новому Просвету.
В том не было задач совсем простых.
Миша Рыбак

     Михаил взял жену и сына, и они переехали в Кливленд – крупный город на Среднем Западе, расположенный в северной части штата Огайо. Он много лет там проработал ведущим инженером в проектной компании и… судьей на футбольном поле.

     Я слушал его рассказ с большим вниманием, забыв даже о красоте окружающего пейзажа. Я вспомнил, что когда учился а Ташкентском педагогическом институте,и к нам в гости приходили мои друзья,то с гордостью говорил, что на нашей  улице  Волгоградской, буквально в двух шагах от нашего дома,живет Заслуженный артист Узбекистана Стахан Рахимов.Все студенты любили его песни.

     В журнале "Кругозор”, который  часто публиковал мои материалы,встретил  интересное интервью Народной артистки России и Заслуженной артистки Узбекистана Аллы Йошпе.Это она,известная певица,вышла замуж за нашего соседа. Это о них говорили: счастливые узбек и еврейка. Читал это интервью и вдруг знакомая картина:проходной балл в МГУ Алла превысила, а в студенты пройти была ... проблема.Не только в Киеве,как было с Мишей, не только Ташкенте, как было со мной, но и в  Москве отравляла жизнь все та же "пятая графа".

     " - Вы поступали в МГУ на психологический факультет, -говорит  журналистка Зоя Мастер. - А знаете, что о вас написала ваша однокурсница, ныне доктор психологических наук Людмила Обухова?

     Алла Иошпе: - Люся? Нет, не знаю. А что?

   - Она написала следующее: " А вот блестящей Алле Иошпе на вступительных экзаменах туго пришлось: и происхождение не то, и национальность не та".

    Алла Иошпе: - Да, она права.

  - А что конкретно она имела в виду?

    Алла Иошпе: - Да всё очень просто: я набрала 19 баллов, получив все пятёрки и одну четвёрку. Проходной бал был 18, но в списках поступивших меня не оказалось. Когда я не увидела своей фамилии, думала, что умру. И я пошла к ректору.

  - Он как-то объяснил эти чудеса математики?

    Алла Иошпе: - Ничего он не объяснил. Сказал, что не прошла по конкурсу и предложил сдать экзамены на филологический. Меня без всякой возможности подготовиться  отправили на экзамены. Я снова получила одну четвёрку - по русскому устному, и мне сказали забрать документы. Я ответила: никогда в жизни, я буду учиться.

    И тогда они сделали дополнительное место, и я поступила на отделение психологии, успешно его окончила, потом защитила диссертацию, стала кандидатом психологических наук."

ДВЕРИ ОТКРЫТЫ?

   Позади воинская служба. Перед демобилизацией успешно сдал экзамены экстерном за полный курс военного училища. Теперь я - офицер Советской Армии, младший лейтенант запаса. Впереди,как я думал, все для меня. Посудите сами: высшее образование, да плюс-служба в армии, да член КПСС, только выбирай двери, все они открыты. Кто скажет нет?

    Дома сказали:

  - Предоставляем тебе месячный отпуск за отличную службу.

    Жили мы,что тут скрывать,бедно.Устроиться по специальности было большой проблемой. Вот я и пошёл на первую попавшуюся работу. Стал старшим инспектором областного комитета ДОСААФ.

  - Идёшь по моим стопам, - сказал папа. - Я тоже начинал свою жизнь до армии с добровольной оборонной организации ОСОАВИАХИМ. Там, кстати, и встретил твою маму - прилежную курсантку. Так что у нас в семье  это вошло в традицию.
Зарплата - одно название, но всё же принёс домой хоть какие-то деньги!

    Как-то ко мне пришел посетитель. Это был председатель комитета по делам физической культуры и спорта при Фрунзенском райисполкоме.

  - Ты уже не помнишь меня. Подскажу: школьные соревнования по волейболу. Много мне помогал в судействе, в организации и сам выступал за наш район. Потом ты играл в сборной города, - сказал Владимир Петрович Простов, - получилось так, что ты рос на моих глазах. Знаю, что окончил факультет физвоспитания, что вернулся из армии. В фармацевтический институт требуется преподаватель физического воспитания.  Счастливо тебе!
 
    Ташкентский фармацевтический  институт. Приветливо встретила заведующая кафедрой.

  - На учёном Совете института кафедру критиковали за то, что уж очень много у нас преподавателей преклонного возраста, и что  совсем нет притока молодёжи. Так  что идём  прямо к ректору. Некоторые наши  преподаватели узнали вас, вместе учились, и отзываются отлично. Думаю, что для отказа не будет основания.

  -  Ассалом алейкум, -  улыбаясь, вышел из-за стола пожилой мужчина с традиционной  узбекской тюбитейкой на голове и протянул мне руку:

  - Омолаживать кафедру решили, Фаина Марковна? Правильно.

    Он внимательно выслушал мой рассказ, потом - речь заведующей кафедрой. Казалось мне, что вот сейчас он скажет: всё, достаточно, если кафедре нужен,то мы- не против.  Я уже представлял себе,как начну свой первый рабочий день, на что ухлопаю свою первую зарплату.

  - Всё очень хорошо. Но кадры - дело серьезное. Предоставьте нам недельку на размышление, - сказал ректор.
 
ВРАТЬ ИЛИ НЕ ВРАТЬ?

    Семь дней - как семь минут. На этот раз нас долго продержали в приёмной.

  - Извините, - вежливо сказал ректор, - столько дел сейчас - голова ходуном ходит. Понимаете, какая  ситуация. Из одного из управлений Совета Министров нам направили молодого специалиста.  Из Самарканда.  Говорю вам откровенно: не могу я ответственным товарищам отказать. Договоримся так: если будет какая-то возможность, пригласим.

Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно.
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь.
И очень я душой страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят
Так, что сперва не разбершь.
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда-то все решала шпага.
А нынче старый стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь.
И не приемлю объяснений.
Ведь человек — как дождь весенний,
А как он чист, апрельский дождь…
Андрей Дементьев

    Только спустя много лет я узнал настоящую правду.  На следующий день после нашего визита ректор пригласил к себе заведующую кафедрой физического воспитания и спорта.

   -Фаина  Марковна,- по-деловому сказал ректор. - Мы вместе работаем уже много лет, и мне от вас скрывать нечего. Тем более, что вы секретарь нашей партийной организации. Знаете, как я отношусь к вашей национальности. Все мои учителя были евреями. Но я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. По количеству работающих у нас евреев мы  на первом месте среди вузов Ташкента. Просто, чемпионами стали. Кадровая политика  Министерства высшего и среднего образования и отдела науки и учебных заведений Центрального Комитета Компартии Узбекистана вам хорошо известна. Так что,  я не против молодого специалиста, но ...

   Прямо как у знаменитого певца Леонида Утесова:

Всё хорошо, прекрасная маркиза
Дела идут и жизнь легка
Ни одного, печального сюрприза
За исключеньем пустяка...


 ПУХЛАЯ ПАПКА МИНИСТРА
 
    НЕ ТЫ ПЕРВЫЙ...

  - Не ты первый, и не ты последний, - успокаивала меня сестра Марина после того, как узнала, что меня не приняли в очную аспирантуру университета. И рассказала о своем нелицеприятном знакомстве с антисемитом и националистом, только рангом намного повыше.

    Однажды в Узбекский государственный университет мировых языков на кафедру иностранных языков,где Марина работала старшим преподавателем французского языка,  пришло приглашение на стажировку во Францию. Но только одно место. Но не только на  этой кафедре, но и у многих других подразделений учебного заведения были  весьма "скромные"  желания послать своего человека. Вплоть до профсоюзной организации. Спасибо проректору по науке профессору Николаеву:

  - Разнарядка пришла на кафедру иностранных языков и там должны решать этот вопрос.

   Моя сестра много лет преподавала в Узбекском государственном университете мировых языков.Автор многих учебно-методических пособий.Активый участник научных и научно-методических конференций.
 
  - Марина Яковлевна, кроме вас у нас нет другого кандидата, - сказала заведующая кафедрой. - Но вы понимаете, что на каком-то этапе рассмотрение  вашей  кандидатуры, по некоторым причинам, могут её отклонить.

   Она четко дала понять:фамилия Шейнман может подвести.

 -  Вот  и думаю, -продолжала заведующая, - может  быть сразу остановиться  на Максуде Шариповой. Хоть она работает недавно ... но вы сами понимаете.

    Через несколько дней, заведующая, наверное, где-то посоветовалась и  сказала:

  - Лучшей кандидатуры,чем  ваша,у нас нет.

    Кафедра единогласно рекомендовала мою сестру  на стажировку во Францию. Ректорат утвердил. Остался последний  сделать шаг - поехать  в  министерство  высшего и среднего специального образования, а  потом  и заказывать билет на самолет до Парижа.

     Получилось так, что я много лет проработал в отделе общественных наук министерства высшего и среднего специального образования Узбекской ССР. Знаю,что любое  решение вопроса зависело и зависит от одного человека- министра. Коллегия министерства - для "галочки", пустой звук. Министры менялись, как перчатки.Но сама тенденция оставалась и передавалась по наследству.

   - Сижу  в кабинете ,-рассказывала сестра,- министр делал вид, что очень занят. Долго  чего-то жду. Наконец, он оторвался от бумаг, положил ручку, поднял голову, снял очки и посмотрел на меня.

  - Как  ваша фамилия? -спросил тихим голосом.

    Перед ним лежала пухлая папка с моими бумагами.

   - Шейнман,- отвечаю.
 
    Он сделал паузу.Дал мне понять, почему прозвучал этот вопрос.

  - Давайте сделаем так, товарищ Шейнман, сейчас пошлем преподавателя Мавлюду Султанову из Бухары, а  вас - в следующий раз. Так, думаю, будет справедливо.

  " И  это  министр считает справедливым?, - подумала она  тогда.-Антисемитизм и национализм, как родные братья, пробрались и  на вершину высшего образования, и еще призывают к какой-то справедливости."

    Вот тебе и еще один шлагбаум!
 
Долой философскую заумь,
Её не продашь и за грош.
Да здравствует мощный шлагбаум!
А чем же шлагбаум хорош?

Устроен шлагбаум не сложно,
Не трубует много труда.
Дойти до шлагбаума можно,
А дальше- обсудим всегда.
/Л.Каганов/

    Что касется моей сестры, то она спокойно со всей семьей поехала  на "стажировку" в Калифорнию, где преподает язык  Оноре де Бальзака, Сирано де Бержерака и Шарля Перро. Живет  в пяти минутах езды от меня.
 
    ХИТРАЯ УЛЫБКА И КРЕПКИЙ КУЛАК

  ...Конец 80 -х годов. Мы с семьей в Москве. На знаменитом Арбате. Что это? Идут самые настоящие стихийные митинги. Вижу физиономии с красными носами и слышу пламенные речи:

   - Мы защитим русский народ. Чё ты мне толкаешь какую-то муру, - кричал полупьяный мужик, держа в руке поллитровку. -Тоже мне знаток русской истории. Ты только можешь мозги людям пудрить. Запомни: во всей нашей несладкой жизни виноваты только вы, жиды. Кто, скажи, делал революцию? Кто убивал царя-батюшку? Только евреи, вот. К чертовой матери, скорее все уехали бы в свой Израиль.

МЫ – ЕВРЕИ
Я спрошу и Маркса, и Энштейна,
Что великой мудростью сильны, —
Может, им открылась эта тайна
Нашей перед вечностью вины?

Светлые полотна Левитана –
Нежное свечение берёз,
Чарли Чаплин с белого экрана –
Вы ответьте мне на мой вопрос!

Разве всё, чем были мы богаты,
Мы не роздали без лишних слов?
Чем же мы пред миром виноваты,
Эренбург, Багрицкий и Светлов?

Жили щедро, не щадя талантов,
Не жалея лучших сил души.
Я спрошу врачей и музыкантов,
Тружеников малых и больших.

И потомков храбрых Маккавеев,
Кровных сыновей своих отцов, —
Тысячи воюющих евреев –
Русских командиров и бойцов:
Маргарита Алиге

    Кто знает,могла быть и драка.В юности занимался боксом.Жена взяла меня под руку и увела подальше от этой "дискуссии" и от этого оратора.

    Там же,на Арбате,подумал:

   "А чем интеллигентные профессора, доктора наук в Ташкенте,такие как,ректор фармацевтического института,первый проректор университета,министр высшего и среднего специального образования отличаются от этого пьяницы -оратора на Арбате? Да,ничем. Одного поля ягодки: только одни с хитрой улыбкой, другой же с крепкими кулаками.

На Ваш вопрос ответить не умея,
Сказал бы я: нам беды суждены.
Мы виноваты в том, что мы – евреи.
Мы виноваты в том, что мы умны.

Мы виноваты в том, что наши дети
Стремятся к знаньям, к мудрости земной.
И в том, что мы рассеяны по свету
И не имеем родины одной.

Нас сотни тысяч, жизни не жалея,
Прошли бои, достойные легенд,
Чтоб после слышать: «Эти кто? – Евреи! –
Они в тылу сражались за Ташкент!»
Михаила Рашкована

    Антисемитизм – это диагноз.Психиатрия должна бы включить его в свои учебники как один из видов психического расстройства, маниакального психоза.Хочется сказать господам антисемитам:“Это ваша проблема, идите и лечитесь”.

 


Рецензии
Борис, добрый вечер.

Большое спасибо за интересные истории, за стихи и песни, которые приложили к каждой из них. Встретил много знакомого в рассказах.
В Ташкенте бывал не раз, да и родственники там жили. В Киеве учился. В Москве живу, на Арбате работал в свое время в одном комплексе. Диссертацию защитил, прошел через это:). И всякие митинги видел. Всё хотят очищать что-то, этакие уборщики. Не о том думают, да и думают ли вообще:(.
Вот, единственно, в Нью Йорке пока не был. Но, думаю, будет возможность наверстать:). А песню про Ташкент популярную напомнили:). С детства помню. Песней года какого-то была.

Борис, спасибо большое. Интересно и доходчиво написали. Понравилось.

Творческих успехов и удач Вам.

С уважением,

Игорь Ко Орлов   27.11.2016 21:22     Заявить о нарушении
Дорогой Игорь!

Теперь знаю все Ваши секреты.

Так вот почему Вы так душевно пишите.

Вот почему Вас так приятно читать!

И еще.

Почти все время мы шагали рядом.

С уважением,

Борис Гольдин   28.11.2016 05:10   Заявить о нарушении