Встречи с музыкой. Антоний Аренский
У Антония Аренского по-домашнему уютная и тёплая музыка. Она располагает к доверительной беседе.
Музыка Аренского отличается сердечностью мелодий.
Чарующая сказочность музыки Аренского умиляет и радует душу.
Музыка Аренского тепла и светла, несёт блаженный покой и негу - ту, которую испытывает всякое живое существо, пригревшись на солнышке.
Аренский – композитор-гедонист. Его музыка проста, ясна, красива, по-детски непосредственна, привлекает глаз белыми ромашками, игрой солнечных зайчиков. От неё исходит аромат зрелых плодов, она вызывает праздничное настроение, которое возникает после сбора урожая. Аренский запечатлевает красоту и радость земного бытия. Ему принадлежит такое же место в русской музыке, как Никитину, Сурикову, Фофанову в русской поэзии.
Черты гедонистической безмятежности свойственны музыке Аренского, Лядова, Глазунова. Подобное настроения встречаем в живописи Коровина, Головина, Серова. Нередко в их творчестве отражаются погожие дни бабьего лета.
Тепло музыки Аренского передаётся жаркому Глиэру, от Глиэра к знойному Хачатуряну. Налицо художественная преемственность между этими жизнелюбами.
2. Лирика
Аренский – салонный лирик.
Аренский – лирический Шопен,только в отличии от него- светлый, тёплый, гедонистический.
Аренский – частично состоявшийся Шопен. У этих композиторов-невростеников разные итоги жизни: Шопен создаёт сотни мелодий-жемчужин, Аренский – всего лишь несколько!
Аренский – лирик, согретый солнечными лучами, русский Сен-Санс.Однако Аренский живёт в два раза меньше,чем его французский коллега.
В произведениях Аренского – гедонистическая лирика, в музыке его ученика Рахманинова – порывистая. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.
Фортепианным произведениям Аренского характерны изысканное изящество и виртуозный блеск,впоследствии унаследованные Рахманиновым.
3. Эпос
Аренский, Калинников, Глазунов, Рахманинов создают новый музыкальный язык, основанный на органическим единстве русской народной песни и городского романса, на драгоценным сплаве мелодизма Мусоргского и Чайковского.
Эпической широтой и светлым мировосприятием Аренский близко подступает к музыке Бородина.
В эпико-былинных произведениях Аренского присутствует беспокойное прошлое Руси. На неё падает тень тревожного будущего России.
Фантазия для фортепиано с оркестром на темы Рябинина Аренского предвосхищает многие характерные черты взволнованной музыки Рахманинова.
Эпико-лирическую, равно как и лирико-эпическую музыку Аренского следует относить к романтическому реализму.
4. Красота
Аренский - учитель Скрябина,Куинджи- Рериха. Все четверо обращают взоры к Божественной красоте.
Вместе с музыкой Аренского и живописью Зинаиды Серебряковой переносимся в мир волшебной красоты и счастливого детства.
Свидетельство о публикации №216112700357