Встречи с музыкой. Антоний Аренский

1. Гедонизм

У Антония Аренского по-домашнему уютная и тёплая музыка. Она располагает к доверительной беседе.

Музыка Аренского отличается сердечностью мелодий.

Чарующая сказочность музыки Аренского умиляет и радует душу.

Музыка Аренского тепла и светла, несёт блаженный покой и негу - ту, которую испытывает всякое живое существо, пригревшись на солнышке.

Аренский – композитор-гедонист. Его музыка проста, ясна, красива, по-детски непосредственна, привлекает глаз белыми ромашками, игрой солнечных зайчиков. От неё исходит аромат зрелых плодов, она вызывает праздничное настроение, которое возникает после сбора урожая. Аренский запечатлевает красоту и радость земного бытия. Ему принадлежит такое же место в русской музыке, как Никитину, Сурикову, Фофанову в русской поэзии.

Черты гедонистической безмятежности свойственны музыке Аренского, Лядова, Глазунова. Подобное настроения встречаем в живописи Коровина, Головина, Серова. Нередко в их творчестве отражаются погожие дни бабьего лета.

Тепло музыки Аренского передаётся жаркому Глиэру, от Глиэра к знойному Хачатуряну. Налицо художественная преемственность между этими жизнелюбами.

2. Лирика

Аренский – салонный лирик.

Аренский – лирический Шопен,только в отличии от него- светлый, тёплый, гедонистический.

Аренский – частично состоявшийся Шопен. У этих композиторов-невростеников разные итоги жизни: Шопен создаёт сотни мелодий-жемчужин, Аренский – всего лишь несколько!

Аренский – лирик, согретый солнечными лучами, русский Сен-Санс.Однако Аренский живёт в два раза меньше,чем его французский коллега.

В произведениях Аренского – гедонистическая лирика, в музыке его ученика Рахманинова – порывистая. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.

Фортепианным произведениям Аренского характерны изысканное изящество и виртуозный блеск,впоследствии унаследованные Рахманиновым.

3. Эпос

Аренский, Калинников, Глазунов, Рахманинов создают новый музыкальный язык, основанный на органическим единстве русской народной песни и городского романса, на драгоценным сплаве мелодизма Мусоргского и Чайковского.

Эпической широтой и светлым мировосприятием Аренский близко подступает к музыке Бородина.

В эпико-былинных произведениях Аренского присутствует беспокойное прошлое Руси. На неё падает тень тревожного будущего России.

Фантазия для фортепиано с оркестром на темы Рябинина Аренского предвосхищает многие характерные черты взволнованной музыки Рахманинова.

Эпико-лирическую, равно как и лирико-эпическую музыку Аренского следует относить к романтическому реализму.

4. Красота

Аренский - учитель Скрябина,Куинджи- Рериха. Все четверо обращают взоры к Божественной красоте.

Вместе с музыкой Аренского и живописью Зинаиды Серебряковой переносимся в мир волшебной красоты и счастливого детства.


Рецензии