Встречи с музыкой. Милий Балакирев

1. Творчество

Вправе сказать, что Милий Алексеевич Балакирев – музыкальный Поленов, ибо в симфониях композитор запечатлевает скромную природу средней полосы России.

Симфонизм Балакирева даёт два ответвления: эпическое Бородина и лирико-эпическое Калиникова.

В лирико-эпическом симфонизме Балакирева ощущается преемственная связь между ним и его учеником Глазуновым.

Восхищаясь фольклором кавказских народов, Балакирев воплощает в музыке их стремительные ритмы и яркие мотивы. Об этом свидетельствует блестящая фантазия «Исламей» для фортепиано.

Если романс становится народной песней – это говорит о гениальности композитора. Таков романс Балакирева «Обойми, поцелуй».

2. Педагогика

Балакирев – педагог по милости Божьей, хотя и с властным характером.

Балакирев приносит в жертву свой композиторский талант ради воспитания музыкальных гениев: Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова.

Когда Балакирев пробуждает в ученике творческий энтузиазм, он – выдающийся педагог, допуская формализм и критиканство - губит творческую личность в ученике.

Педагог-скептик подрезает крылья таланта молодого композитора. Этой небрежностью иной раз отличается Балакирев.

Душевная драма Балакирева состоит в том, что, являясь гениальным учителем своих не менее гениальных учеников, он ревностно относится к ним. Гении, как известно, не принимают себе равных.

Балакиреву близок по духу объективный Лист, Чайковскому импонирует субъективный Шуман: первые лица из этих пар - просветители-композиторы, вторые – композиторы-просветители.

Милий Балакирев и Бедржих Сметана – оруженосцы национальной музыки. Они знают радость побед и испытывают душевные недуги, связанные с перенапряжением физических и нравственных сил. Не каждому по плечу новое дело!


Рецензии