Встречи с музыкой. Бела Барток

1. Народная музыка

Музыкальное творчество Белы Бартока находится под знаком любви к венгерской народной музыке.

Музыка Бартока – это голос венгерского народа.

Близость к венгерскому мелосу позволяет Бартоку писать свежую, яркую музыку.

Лирика в музыке Бартока по-девичьи целомудренна: она чиста и прозрачна, как утренняя роса на траве.

Барток возделывает ниву венгерской народной музыки.

Барток – мастер кружевного плетения народных мелодий.

Музыка Бартока вбирает в себя черты языческих праздненств.

Барток в народной музыке, словно крестьянин месит ногами виноград для изготовления вина.

Барток заключает целомудренную народную музыку в рамки профессионального музыкального искусства.

Венгерская народная музыка входит в плоть и кровь Бартока.

Бела Барток до мозга костей – венгерский национальный композитор.

2. Экспрессионизм

Барток в народной музыке – светлый, в экспрессионизме – тёмный.

Музыкальный экспрессионизм Бартока опирается на древний венгерский фольклор.

Всеми фибрами души Барток ощущает, что на Венгрию надвигается социальная катастрофа. Вот почему его музыка либо скорбная, либо экспрессивная.

Экспрессионизм музыки Бартока скован печалю и страданием.

Музыка Бартока – это океан скорби.

В музыке Бартока содержатся глубокие раздумья о земном бытии.

Музыка Бартока воплощает судьбу Венгрии в эпоху кровавых войн и революций.

Ритмически импульсивная музыка Бартока изнутри изобразительна: в ней есть место как для объективного отображения жизни, так и для субъективных переживаний.

Музыкальный экспрессионизм Бартока блуждает между реальным миром и подсознанием человека.

В экспрессивной музыке душа Бартока находится в оцепенении: она со стороны наблюдает то, что происходит в окружающем мире и в ней самой!

Опираясь на фольклорную архаику, Барток создаёт драматическую экспрессивно-диссонансную музыку: в ней переплетаются мрачное прошлое и гибельное настоящее.

Тревогой и отчаянием дышит музыкальный экспрессионизм Бартока.

Барток – композитор музыкальных катаклизмов и душевной надломленности.

На современную антигуманную цивилизацию Барток реагирует обличительной иронией и едким сарказмом.

В музыке Бартока отражаются душевные муки человека, находящегося в центре политического смерча.

Хлёстким, взвинченным ритмом Барток выколачивает дух из милитаристской Европы.

Музыка Бартока ввергает нас в звуковые водовороты, выбраться из которых почти невозможно!

Когда тоска сменяется тревогой, а тревога – отчаянием, личность вступает в яростную схватку с внешними силами – вот каково содержание музыки Бартока.

Лирический герой музыки Бартока мужественно противостоит наступающему мировому хаосу.

Сквозь музыку Бартока несутся бурные потоки обновляющейся жизни.

Тот, кому не близок народно-танцевальный или экспрессивно-гротесковый Бела Барток, может получить чувство удовлетворения от его спокойной, возвышенной лирики. Этими тремя гранями творчества венгерский композитор близко соприкасается с бразильским титаном Эйтором Вилла-Лобосом. Отдаваясь народной стихии, оба они погружаются в глубокие эмоциональные состояния или восходят к божественным высотам. Барток и Вилла-Лобос веселятся вместе с народом и страдают вдали от него.

Лапидарный и рельефный стиль музыки свойственен двум венгерским композиторам – Бела Бартоку и Дьёрдю Лигети. В их музыке краткие всплески энергии чередуются с продолжительными слабыми импульсами сознания и подсознания, бурный взрыв энергии сменяется длительным покоем. Это неким образом отражает процессы, происходящие в физическом и психическом мире. Бела Барток и Дьёрдь Лигети – два гения, обогащающие музыку ХХ века венгерским национальным колоритом. Они продолжают традиции гениального Ференца Листа.

Музыку Белы Бартока можно определить как «сдержанный экспрессионизм» в силу того, что она не отрывается от народной песни и редко выходит за рамки реального сознания – пусть оно печально и горестно пусть оно замкнуто на самом себе и очень специфично отображает окружающий мир, тем не менее, оно не проваливается в бездну подсознания, где эмоции и психика бесконтрольны. Нельзя отрицать, что музыка Белы Бартока - психологически острая и эмоционально неустойчивая, но её нельзя отнести к крайним течениям модернизма XX столетия.


Рецензии