Коэффициент шума радиоприёмников СВЧ

    Когда я учился заочно на радиотехническом факультете Томского Политехнического института, мне приходилось каждое лето ездить в Томск на экзаменационную сессию. Наша группа заочников состояла в основном из томичей; им ездить в институт пару остановок на трамвае, а мне добираться из Сухуми самолётом с двумя пересадками. Поэтому я старался не связываться с этой шумной и амбициозной братией, а брать в деканате отдельное направление на экзамен, и сдавать его вместе с более организованной параллельной группой "дневников".
     Экзамен по радиоприёмным устройствам принимал молодой преподаватель, похожий больше на студента, но почему-то в валенках, несмотря на лето. Пока группа, получив билеты, готовилась отвечать, он мягко и бесшумно ходил по аудитории, но не между рядами столов, а перед ними. И вроде бы не следил за тем, чтобы не пользовались "шпорами" и учебниками. Так, смотрел перед собой, в окно поглядывал. А народ вокруг меня драл не стесняясь!
      Два вопроса по билету из трёх я знал вполне достаточно, а третий "Коэффициент шума радиоприёмников СВЧ" был для меня провальным. Техникой СВЧ (сверхвысоких частот) я на работе не занимался, и сведения по ней были мне не нужны. Из-за дикого дефицита времени я пропускал их и в учебной программе – авось на экзамене не попадётся. Ну что, идти признаваться, что третьего вопроса я не знаю?
      Вообще-то я знал, что коэффициент шума приёмника – это отношение мощности шума на выходе реального радиоприёмника к к той же характеристике приёмника идеального, не имеющего собственных источников шума. Только теплового шума, тепловой флюктуации тока во входном сопротивлении приёмника. А выражения для него я не помнил.
      Смотрю – у моего соседа по столу торчит из-под столешни уголок знакомой обложки учебника В.И.Сифорова "Радиоприёмные устройства"! Ну что, заглянуть в него, что ли? Потянул, раскрыл на коленках, нашёл по оглавлению нужный раздел. Вот это выражение: постоянная Больцмана, абсолютная температура, полоса частот. Всё понятно! Аккуратно положил учебник на место, поднял руку – я готов.
      Преподаватель выслушал не прерывая мои ответы по билету, а подконец спросил: "А что вас затруднило, что вы полезли в учебник?" (оказывается, он всё видит!) Я ответил, что не помнил выражения для мощности шума идеального приёмника. Он сказал: "Ну что же – быстро сориентировались" – и поставил "четвёрку".


Рецензии