Таро Хеллоуин. Аркан Император власть под присмотр

Среди разнообразия современных колод, Таро Хэллоуин стоит особняком. И хотя ее структура основана на работах Артура Уэйта, и все арканы можно назвать классическим, однако праздник Хеллоуин (Самайн) наградил ее помимо визуального колорита, оттенком самобытности и непохожести на другие интерпретации классической колоды. Однако, обо всем по-порядку.
Сегодня хочу поделиться с Вами своими мыслями относительно Старшего Аркана Император, которая, несомненно, привлекает своей непохожестью и не свойственными для данного Аркана знаками, и смысловой нагрузкой. Итак, приглашаю Вас к знакомству. В колоде Уэйта Император – это сильная, одиозная фигура правителя – мужчины с большой буквы. Он мудр и уверен в собственных силах. Император – власть мирская и в пределах своего государства он есть закон. Он может быть мудрым властелином или королем-самодуром, может быть наоборот воинственным и его девизом станет «Казнить, нельзя помиловать» (запятая именно тут и конкретно характеризует тиранический склад характера нашего монарха). В зависимости от карт, которые окружают Аркан Император, окраска «правления» будет существенно меняться. Неизменным останется смысловая нагрузка архетипа Отца – правителя и сильного мужчины, твердо стоящего на ногах.
В Таро Хеллоун  наш Император представлен весьма любопытно. На троне в старинном замке сидит Франкенштейн с символами королевской власти в руках (скипетр и держава). На спинке трона с левой стороны примостился символ колоды и, можно сказать, проводник в ней – Черный Кот. С правой стороне стоит колба, в которую помещены два цветка, но на дне колбы лежит вполне себе неожиданный элемент – мозги. Мы видим часть окошка с решеткой, в котором мерцают яркие ночные звезды и видны верхушки заснеженных гор. Так же в поле зрения видна свеча с восковыми подтеками. Приятно, что она зажжена. Если присмотреться, то видны и астрологические символы – соответствия:  знак планеты Юпитер и знак зодиака Овен. Еще один не маловажный элемент в композиции карты – это золотая цепь, которая сковывает нашего Императора. Согласитесь, картинка довольно странная. Так какой он император в колоде Хеллоуин и что он расскажет о себе и ситуации в раскладе?
Начнем с самой фигуры Франкенштейна. Этот персонаж являлся плодом воображения писательницы Мэри Шелли, который был одним из основных героев в одноименном произведении (полное название «Франкенштейн или современный Прометей). Согласно роману, Виктор Франкенштейн – это ученый, который потратив много лет на науку, создает безымянного монстра из разных фрагментов человеческих тел. Благодаря своим знаниям, он оживляет свое творение. Но, увы, как часто бывает, гений – доктор не осознает, что его эксперимент может быть губителен не только для него самого, но и для человечества. Ужасное существо, созданное из мертвой материи, лишает Виктора Франкенштейна всего того, что он любил – семьи, друзей, близких. После смерти ученого, монстр серьезно раскаивается в собственных злодеяниях и решает удалиться на как можно дальше на север , чтобы завершить свой жизненный путь самоубийством. Более о нем никто не слышал. Как Вы поняли, имя у монстра так и не было, поэтому многие, после прочтения этого готического романа стали называть его в честь создателя – Франкенштейном. Образ монстра собирателен как в прямом, так и в переносном смысле. Он отражает в себе процесс становления души от момента его создания до завершения жизненного пути его создателя. И вопреки всем ожиданиям, у монстра оказывается есть душа – он испытывает муки от того, что причинил огромное количество бед своему создателю. Можно увидеть аналогию с процессом взросления человека, когда в детстве ему прививаются понятия «хорошо» - «плохо», в юношеском возрасте он совершает первые ошибки уже в самом социуме и начинает понимать, что теперь за каждый промах его будет ожидать «наказание», в зрелом возрасте причинно-следственные связи оттачиваются до автоматизма, а в преклонном возрасте – появляется  жизненная мудрость. Таким образом, в произведении Мэри Шелли, прослеживается динамика накопления жизненного опыта очень четко. Поэтому в колоде Хеллоуин Аркан Император – это в первую очередь прототип сильной личности, которая на своей «шкуре» очень хорошо представляет все тяготы своего положения и ожидания окружающих, согласно его занимаемому статусу. Золотая цепь, приковывающая нашего монстра к трону, говорит о том, что он ограничен в своих возможностях требованиями и ожиданиями, которые налагает на него социумом. Он бы и рад мыслить и действовать более широко, однако есть рамки норм и морали, которым необходимо соответствовать. А так как колода еще носит в себе мистический характер древнего празднества, то стоит обратить внимание, что цепь может сковывать внутренние темные стороны нашего Императора – скрытых в нем демонов. Иначе горе всему живому. Так же цепь может быть символом ограниченности ресурсов человека, которому выпал Аркан Император. В любом случае – это какие-то рамки, которые он должен соблюдать и выход за пределы может привести к неблагоприятным последствиям. Немного отойду от классического разбора аркана.  Мне вспомнился миф о прикованном титане Прометее, который был наказан Зевсом за то, что подарил людям небесный огонь. Согласно древнегреческому мифу, он был прикован к скале за свой поступок и каждый день к нему прилетал орел, который выклевывал его печень. Каждую ночь у плененного титана она отрастала заново и на утро пытка продолжалась. Согласитесь, глядя на Императора из данной колоды, прослеживается аналогия с древнегреческой историей о том как «хотелось как лучше, а получилось как всегда».
Поговорим с Вами сейчас о двух символах власти, которые в руках держит наш Император – о скипетре и державе. Если Вы внимательно присмотритесь, то скипетр выполнен  в виде египетского символа вечной жизни, а так же слияния мужского и женского начал – креста Анх. Согласно египетской традиции, этот символ с одной стороны является символом власти фараона – наперсника Богов на земле, с другой – это ключ Анубиса, бога загробного мира, для помощи душе усопшего перемещаться по загробному миру на Суд бога Осириса. Таким образом, мы видим очередной знак, отправляющий нас к мистическому изначальному значению праздника Самайн: древнему кельтскому празднику врат Зимы и помина душ усопших. Считается, что во время этого праздника можно прикоснуться к миру теней и пообщаться с душами предков, покинувшими этот мир. Но это только одна из сторон этого удивительного праздника. Держава в руках Императора носит значение как власти над миром (да-да, именно миров в рамках его государства, так и обуздания в себе страстей, свойственных натуре человеческой (это отправляет нас к Библии и искушению яблоком с Древа Познания в частности).
Внешний вид Императора – Франкенштейна довольно простой: футболка, пиджак, простые ботинки и брюки. Это говорит нам о том, что не смотря на всю его непогрешимость и «идеальность» как властителя, ни что человеческое ему не чуждо и он так же может хотя бы иногда расслабиться, отдохнуть от великих забот.
Теперь хочу немного поговорить о троне, на котором восседает наш Император. Как вы уже заметили, на карте он изображен очень монументально: его основа сложена их того же камня, что и стены замка. Поверх камней сделан настил из толстых брусьев в виде стула с массивной цельнодеревянной спинкой. Это говорит о том, что позиция Императора непоколебима.  Он твердо занимает свою позицию и свернуть его с выбранного пути будет крайне сложно. Массивность и простота трона обращает Ваше внимание на то, что он прямолинейная, не зависимая от стереотипов личность, его не интересуют витиеватые высказывания и расшаркивания, он правдоруб и уперт в своих поступках, а так же суждениях. Девизом такого Императора может быть «Вижу цель, не вижу препятствий». Увы, ему не хватает изящества и элегантности в ведении интриг, а так же в построении межличностных отношений. Его можно сравнить с солдатом, который привык жить «так, как велит устав». В правом углу основания трона мы видим знак Овна, что говорит о личности Императора как о человеке вспыльчивом, упорном, целеустремленном. Он – олицетворение стихии знака – Огня. Если не позволять Огню превратиться в неуправляемую энергию, то с ним вполне можно сосуществовать  и даже извлекать из этого соседства существенную выгоду. Так же стоит обратить внимание на экстраверсию знака – тут все объясняется просто: Овны – это люди, у которых что на уме, то и на лице и в этом есть огромный плюс  того, что за спиной кого-то они действуют весьма топорно, если вообще унижаются до подобного.  Хотя Овны обладают так же экспрессивностью проявления собственных эмоций, что по своим свойствам напрямую отражает стихию огня.
На спинке трона слева сидит примечательный персонаж колоды – Черный Кот. Как я уже говорила, он выступает в роли проводника путешественника, качающего из карты в карту. Его можно сравнить со знаменитым Путешествием Героя (Шута), подробно описанным в одноименной книге известного зарубежного таролога Хайо Банцхафа. Кот, словно, иллюстрирует любопытство и заинтересованность  человека на пути получения знаний жизни. Если мы более детально остановим свое внимание на символе Черного Кота, то первое, что приходит на ум – это его принадлежность  к мистической стороне человеческой жизни. Долгое время, кстати, не без пособничества в том святой инквизиции, именно черные коты были «визитной карточкой» ведьм. В средневековой истории было много примеров того, что бедных животных истребляли чуть ли не тысячами только потому, что они были черными. Согласно поверьям, они были посланниками Дьявола и служили как раз ведьмам в их «богомерзких делах». Однако, в северных традициях, черные коты наоборот считались проводниками между миром живых и миром духов. Однако, вернемся к нашему Коту. Он сидит на краешке спинки трона, опасливо присматриваясь к Императору. Его хвост опущен, что говорит о настороженности животного. Он как бы говорит нам: «Осторожнее, не переходите дорогу этому человеку, иначе хлопоты вам будут обеспечены». При этом Черный Кот обращает наше внимание, что Императору не чужд интерес к мистицизму, но на уровне сомнения и не уверенности в том, что он действительно имеет какой-то вес в его жизни. Нет, Император не отрицает существование потустороннего и необъяснимого, но упорно старается найти рациональное решение тому, что с ним может произойти. Например, феномен призраков он может попытаться объяснить с точки зрения тектонических разломов в месте, где привидения наиболее часто появляются. И в остальных вопросах он так же будет упорно искать рациональные объяснения.
На противоположном от Черного Кота конце спинке трона стоит химический сосуд с жидкостью, в котором стоят два цветка. И вроде бы ничего не удивило б нас, если бы в сосуде не было такого странного элемента, как мозг. Но разберем все детали постепенно. Цветы символизируют жизненную энергию, которая в настоящее время присуща Императору. Так как цветы в сосуде с водой, то ресурс ограниченный – цветы не могут выжить в воде и рано или поздно увянут. Это говорит о конечности любого запала. Представьте себе,  что Вы загорелись каким-то интересным проектом. Идея для Вас крайне любопытная и Вы готовы дни и ночи работать, чтобы реализовать ее. Но рано или поздно, Вы начинаете уставать от рутины трудовых будней. И уже идея не кажется такой гениальной, и реализация ее идет с огромным трудом. Вы все больше начинаете думать о том как бы отстраниться от реализации этого дела. А если еще Вас не стимулируют чем-нибудь полезным для Вам, то все заканчивается ничем. Ваши жизненные ресурсы дают сбой и Вы теряете вкус удовольствия от достижения той самой Великой Цели. Так же и с изображением цветов – все конечно хотим мы того или нет. Число цветов – два. С одной стороны это говорит о выборе, с которым постоянно будет сталкиваться человек, о том, что все в этом мире двойственно и имеет свои противоположности. Дуальная картина действительности. С другой стороны тут прослеживается дань творчеству Мэри Шелли: монстр был создан в результате оживления мертвой материи, а так же умением поддержать ее в жизнеспособном состоянии. Срезанные цветы говорят нам о  том же – они мертвы, но пока их поддерживают, продлевают своеобразную агонию перед окончательным завершением их пути. И, естественно, это своеобразная дань мертвым – на кладбище, по традиции, мы носим четное количество цветов. Существует несколько мнений относительно этого поверья:
1. Ещё в Древней Руси погибшим воинам, которые защищали свою Родину от вражеского вторжения, клали на могилу два цветка.
2. Согласно языческому верованию четное число является символом зла и смерти. Не зря же говорят «беда не приходит одна». Возможно, это и послужило появлению обычаю дарить живым нечетное количество цветов, а мертвым – четное.
3. Многие древние культуры четные числа связывали с законченностью и завершенностью. В случае с похоронами это может говорить об окончании жизненного пути. Все нечетные числа, кроме 13, символизировали счастье, радость, движение и жизнь.
4. Древние пифогорейцы считали нечетные числа олицетворением добра, света и жизни, а непарные – смерти, горя, разочарования.
5. На могилу кладут два цветка: один предназначается усопшему, а второй – Богу или ангелу-хранителю.
6. Некоторые считают, что живым нечетное количество цветов дарится «до пары», а так как человек умер и таким образом он становится «женат» на смерти, ему преподносят нечетной число.
Теперь поговорим о мозге. Да-да, о нем самом. Я долго думала, почему он выведен отдельной картинкой в композиции карты. С одной стороны это может символизировать коллективный разум, к которому вынужден прислушиваться Император в силу своей участи правителя. С другой стороны – это может говорить о том, что разум Императора ограничен земными заботами и ему некогда витать в облаках. Так же нахождение мозга в сосуде с прозрачными стенками может обозначать некоторую недоступность жить нашему Императору только своим умом. Он вынужден слушать и зачастую делать то, что ему может самому и не нравится. Еще это может говорить о том, что наш Император – это результат серьезного эксперимента Вселенной над человеком. Его разум может быть на столько не стандартен и не поддаваться логическому объяснению, что ученые могут обратить пристальное внимание к его знаниям, умениям и навыкам. Да и не только ученые, но и простые обыватели.
Символ свечи в карте говорит о надеждах, которые Император хотел бы реализовать, а так же о том, что в его адрес обращены взгляды простых людей, ожидающих мудрых решений от своего лидера. Оплыв воска на свече может указывать на длительное занятие позиции ведущего за собой.
Ночной пейзаж за окном символизирует время Самайна – конец октября – начало ноября. В некоторых странах в это время уже выпадает снег, особенно в горах (на картинке пики гор видны отчетливо).
И в завершении рассмотрим символизм замка, стены которого стали фоном на карте Аркана Император. Серая массивная кладка говорит о монументальности и защите. В средние века замковые комплексы строили исходя из позиции не красоты, а именно защиты от внешних врагов. В данной карте мы как раз можем говорить о том, что власть Императора находится под защитой и ни что не сможет повредить как ему, так и его жизненной стратегии. Внешние факторы остаются за стенами замка, оберегая своего хозяина от сложностей и невзгод.
Пожалуй, сегодня мы с Вами достаточно подробно изучили знаки и символы Старшего Аркана Император в колоде Таро Хеллоуин. Согласитесь, общее значение карты существенно отличается от проверенной годами символики Райдера – Уэйта. Однако, основные значения остаются неизменными. Перед собой мы видим хороший рабочий инструмент, который будет приятно отзываться на вопросы таролога как профессионала, так и начинающего. Тонкий юмор колоды и налет готичности – это изюминка, которая выгодно отличает Таро Хеллоуин от остальных представителей уэйтовской системы.

Список использованной литературы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki
2. 3. Мэри Шелли
Франкенштейн
© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2013
4. Штоль Г. В. Мифы классической древности. I-II. M., 1899-1904
5. Кун H. Легенды и мифы древней Греции. M., 1975.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1-2, М., 1980-1982; 2-е изд., 1987-1988 (статья А. Ф. Лосева "Греческая мифология" с обширной библиографией).
7. Крамер, Генрих; Шпренгер, Яков. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветков; предисл. С. Г. Лозинского. — М., 1932.
8. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов. / Сост. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 2001. 556 с.
9. Дюрвиль Г. Призраки живых. Анатомия и физиология души. Опыты выделения призрака из живого человека и ус¬ловия, при которых они производятся. Со статьею о применении этих опытов к заочному внушению. М. 911 г. 271 стр. (Друг. изд. ПТР. 915 г. 200 стр.).
10. Фехнер Г. проф. Жизнь после смерти. ПТР. 915 г. 67 стр.
11. Лямин В. Теория таинственного. В научном изложении. 2-ое изд. М. 910 г. 219 стр.
12. Ганс Бидерманн: «Энциклопедия символов»; Москва, Издательство “Республика” 1996
13. Собственные наработки автора


Рецензии