Универсальный язык познания

Человеческий язык выполняет две основные функции: коммуникативную и информационно-познавательную. С первой более или менее понятно –  он позволяет людям общаться, обмениваться мнением, вести совместную деятельность. А что касается второй функции, это требует отдельного серьезного рассмотрения.

Язык состоит из неких минимальных смысловых единиц (слов), обозначающих те или иные объекты, явления или их характеристики. По мере исследования окружающего мира не только увеличивается количество слов, но и происходит их СТРУКТУРИЗАЦИЯ. Например, множество слов «ходить, играть, петь, спать» объединяются общим словом-понятием – «действие» или «глагол», множество слов «легкий, красивый, круглый,…» объединяются общим словом «признак», «прилагательное»  или «свойство», и т.д.

У хорошо развитого языка структура должна максимально точно отражать взаимосвязи обозначаемых явлений. Такой язык позволяет изучать мир, природу и помогает выявлять природные закономерности. Он становится мощным инструментом познания.

Собственно, суть познания мира заключается именно в том, чтобы обнаружить все существующие в природе закономерности и взаимосвязи между различными явлениями, и составить, таким образом, единую, объективную картину мира.

Изучение самого языка позволяет выделить части речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.), т.е. изучить внутреннюю структуру самого языка. Но лингвистика не занимается тем, чтобы выяснить насколько эта языковая структура соответствует реальной, природной структуре мира.

В свою очередь, естественные науки пытаются изучать природу и существующие в ней взаимосвязи, но тот математический или физический язык, который они используют, настолько беден и абстрактен, что не позволяет структурировать полученные знания наилучшим способом. Более того, у каждого специализированного научного сообщества по мере развития вырабатывается свой собственный язык, своя терминология, которая затрудняет синтез полученных знаний, взаимопонимание между людьми, и тормозит развитие естествознания в целом.

Поэтому наиглавнейшей задачей на сегодняшний день является выработка универсального языка познания, структура которого наиболее точно отражала бы объективные взаимосвязи в природе. Без такого языка невозможно взаимопонимание между людьми, единство и согласие по любым вопросам.

Чем плох научный язык?

Физики часто используют слово энергия. Идет ли речь о падающем камне, или об электромагнитной волне, или о химической реакции с выделением тепла, везде используется слово энергия. Такое неразборчивое использование в итоге делает слово малоинформативным и даже бессмысленным.

Или возьмем, к примеру, язык математики. В естественном языке мы говорим, что яблоки, груши, апельсины – это фрукты или плоды, фрукты – это растения, в свою очередь. И мы можем проследить цепочки таких взаимосвязей. И это дает нам информацию об их месте в смысловом, информационном пространстве, дает возможность проследить и исследовать эти взаимосвязи. В математике мы вообще не знаем, о чем мы говорим – о фруктах, о людях, об атомах, о скорости или силе. Математический язык напрочь оторван от реальной природы!

Если в обычном языке сумма неких объектов рождает некое новое понятие, обладающее некими свойствами и занимающее определенное место в структуре мировоззрения, то в математике сумма – это просто число, которое не отражает каких-либо новых свойств, не переходит в новое качество, в новый уровень понимания.

Еще более странным является то, что помимо суммы в математике есть и произведение. И произведение тоже дает в итоге число. Но как понять по этим числам, что произведение длин сторон – это площадь? Для этого мы должны, прежде всего, понимать, что длина – это характеристика прямой, а площадь – это характеристика плоскости. Как выразить разницу между прямой и плоскостью с помощью чисел? Это невозможно! Хотя для человеческого понимания это не представляет никакой сложности, это понимается на уровне восприятия, ощущения, осознания.

Итак, мы видим, что универсальный, развитый язык – это язык познания, язык структурирования информации, облегчающий понимание и взаимосвязи между различными участниками. И такой язык в природе существует – это язык электромагнитных волн. По сути это язык взаимоотношений между объектами, когда выясняется, кто из двух является внешним, а кто внутренним объектом, кто представляет вертикаль, а кто горизонталь, кто север, а кто юг, кто плюс, а кто минус и т.д. Человек, понимающий этот язык, обладает «различением», как сказано в Коране. Это и есть знание истины. И она открывает путь в безграничный мир информации! 


Рецензии