Мужская дружба

Лифт поднялся на четвёртый этаж, двери раздвинулись, из кабинки выскочил восьмилетний мальчик — невысокий, упитанный, с чёрными кудрявыми волосами — и устремился к лежавшему возле стены футбольному мячу.

В этот же момент второй мальчик — худенький, белобрысый, ростом повыше — преодолел верхние ступеньки лестничного марша и поравнялся с приехавшим на лифте. Две пары рук схватили мяч одновременно.

— Ничья! Никто не выиграл и не проиграл! — произнёс первый мальчик, заметно картавя. — Победила дружба!

Его сопернику такой расклад явно не понравился: он вцепился в мяч покрепче и потянул к себе. Черноволосый тут же опустил руки и произнёс с укоризной:

— Виталий, ты считаешь, что если силой завладеешь мячом, то тем самым изменишь результат нашего пари?

— Не считаю, — смутился Виталик, — пусть будет ничья. Но через год я подрасту, смогу бегать по лестнице быстрее, и тогда ты точно проиграешь!

— А на следующий год я с тобой спорить уже не стану. Какой в этом смысл, если исход известен заранее?

— Слишком ты умный, Ёська! — проворчал Виталик, понимая, что приятель полностью прав, и возразить нечем.

— Ничего не слишком! Просто я думаю больше, чем ты. Мне нравится думать. Сидеть и думать. Ты тоже попробуй, у тебя должно получиться. У всех получается. Это же так интересно — думать! И не называй меня больше Ёськой. Можно Фимой. Моё полное имя Иоахим. Мама сказала, что оно связано с небом, с воздушной стихией. А твоё имя означает жизнь. У нас красивые имена, правда? Так зачем их коверкать?

— Можно и Фимой. Я на это вообще не обращаю внимания. Важно не как тебя называют, а как к тебе относятся. Ну что, идём? Вот его квартира! На, подержи мяч, я позвоню, ты не дотянешься.

Виталик привстал на цыпочки и нажал кнопку звонка. За дверью послышались шаги, раздался женский голос:

— Кто там?

— Это я, Светлана Тимофеевна, Виталик Нестеренко. Ну… мы с Димой сидим за одной партой.

— Дверь отворилась, на лестничную клетку вышла женщина с кухонным полотенцем в руке.

— Здравствуйте, дети! — произнесла она ровным голосом, потом посмотрела на Виталика и добавила более строго: — Я же просила в школе посадить вас подальше друг от друга!

— Нас сначала рассадили, но мы пообещали учительнице исправиться, она вернула нас обратно и назначила испытательный срок.

— И чем закончилось испытание?

— Оно не закончилось, — вздохнул Виталик, — ещё целая неделя!

— А что за мальчик с тобой?

— Это Ёсь… Фима Либерман. Он в нашем классе новенький.

— Наверно, такой же проказник, как вы с Димой?

— Нет, тётя Света, что вы! Совсем наоборот! Фима отличник, его все хвалят. Он из хорошей семьи, из беспечной. Его папа ювелир, а мама стоматолог.

— Из обеспеченной, — поправил шёпотом Фима.

— Ну да, я так и хотел сказать!

— Будем надеяться, что он окажет на вас положительное влияние.

— Конечно! На меня он уже сейчас оказывает. А когда Дима выйдет, он и на него сразу начнёт оказывать.

— Дима сразу не выйдет, он наказан. Ему ещё час стоять в углу.

— Как же так?! Мы всем классом сегодня собрались играть в футбол на школьном стадионе. У меня новый мяч, подарок к началу учебного года. А Дима хороший нападающий.

— Лучше бы он был хорошим мальчиком, послушным и аккуратным!

— Светлана Тимофеевна, а что такого Дмитрий натворил? — подал голос Фима.

— Много чего. С утра он решил устроить кошке день рождения. Начал привязывать ей на лапы, на шею и хвост бантики, которые нашёл у старшей сестры. Животное вырвалось и по занавеске забралось до самого потолка. Папе пришлось расставлять стремянку и снимать кошку, а мне теперь нужно обратно втягивать петли на занавеске. Потом он наполнил ванну водой, выкрутил несколько лампочек и стал смотреть, как они плавают. Этого ему показалось мало, он начал бросать лампочки в воду с высоты, пока одна из них не разбилась. В результате у мамы новая забота: сливать воду и собирать осколки. Пока я этим занималась, Дмитрий на кухне растряс бутылку с пепси-колой, и когда я входила, из неё выплеснулся целый фонтан! В результате кухня забрызгана, мама мокрая, а ему весело! Теперь я должна всё это мыть и убирать! Вместо того, чтобы в субботу отдохнуть, как все люди. Вот я и думаю: раз он меня наказал, то и сам должен быть наказан!

— По совокупности, значит…

— Правильно, Виталик! Сразу видно, что твой папа юрист. Так ведь это ещё не всё! Когда Дмитрий уже стоял в углу, пришла бабушка Валерика из соседнего подъезда и сказала, что вчера мой сын разбил её внуку нос. За это я добавила ему ещё полчаса.

— Валерка сам напросился, я всё видел! Он отобрал у девочек скакалку и забросил её на дерево. Мы с Димычем девчонок хотя и не любим, но зря не обижаем, тем более, если они младшие.

— Он Александрович.

— Да, я знаю. Так вот. Дима попросил Валерку скакалку достать и вернуть. А он не захотел. Ну и получил. Хотя мог сдачи дать: он же на год старше нас. Но побоялся.

— Побоялся, потому что вас двое! Ты наверняка пришёл бы Диме на помощь!

— Так ведь до этого дело не дошло, тёть Света, Димыч сам справился. Он вообще за справедливость. И я тоже.

— Справедливость — это хорошо, но добиваться её следует по-другому. Так, чтобы соседи не жаловались. В общем, придёте через час, разговор окончен.

Дверь захлопнулась.

— Строгая у него мама, — покачал головой Фима, когда мальчики спускались по лестнице. Лифт был надолго занят соседями: они поднимали на нём мебель из фургона, стоявшего у подъезда. — Могла бы отложить наказание.

— Мамы все строгие. И училки тоже, им так положено, — философски заметил Виталик, затем неожиданно остановился. — Погоди! Что значит «отложить»?

— Ну, чтобы сейчас она отпустила Дмитрия с нами, а он отстоял бы свой час в удобное для него время. Вечером, например, или когда дождь идёт, и делать всё равно нечего…

— Разве такое возможно?

— Почему нет? Моя мама всегда так делает. У неё есть тетрадка, в которой записано, что я натворил и как должен за это расплачиваться. Например, разбил чашку — стой в углу сорок пять минут. За блюдце — полчаса, за тарелку — час. А за сервизную чашку — два часа без разговоров!

— Так тебя, выходит, тоже наказывают? И часто?

— Чаще, чем хотелось бы. Я очень неуклюжий, то и дело что-нибудь разбиваю или ломаю…

— Но ведь чашку ты разобьёшь нечаянно, за что же здесь наказывать?

— Какая разница, нечаянно или нарочно? В любом случае чашки больше нет. Значит, должен за неё заплатить.

— Бывают же разные обстоятельства. У моего папы на работе суд их учитывает и иногда за одинаковые правонарушения выносит разные приговоры.

— Потому суд и критикуют, что он бывает несправедливый. А было бы как у моей мамы: за чашку сорок пять минут угла — и никаких вопросов! При этом маме неважно, кто отстоит в углу этот срок: я или кто-нибудь другой.

— Как это?

— Так, что я могу кого-нибудь нанять, чтобы он отстоял в углу вместо меня. За плату, конечно. Полчаса стояния — одна порция мороженого. На прошлой неделе Антон отстоял за меня час, получил за это на две порции. Мама мне записала эти две порции в долг.

— Не понял.

— Ну, раз в неделю мне положена одна порция мороженого. А так как я должен две порции, одну порцию мне спишут сегодня, а оставшуюся — в следующую субботу.

— А две порции твоя мама сразу списать не может?

— Нет, конечно. От двух порций подряд может заболеть горло!

— Погоди! Но ведь это не настоящие порции, а записанные! Которые Антон давным-давно съел! Какое горло?!

— Неважно, реальные порции или записанные. Закон есть закон. Спроси своего папу, он юрист. Всё, что я могу, это сказать маме, что наказание слишком суровое. Она всегда готова обсудить меру наказания, чтобы было пропорци… порцио…

— Пропорционально. А если наказание слишком мягкое, ты его тоже оспариваешь?

— Нет, конечно. Если я такое заявлю, мама расстроится. Она посчитает меня дурачком.

— Понятно. Послушай, Фима, тот Антон, который отстоял за тебя в углу — это не сын дворничихи, у которого папа был пожарный и который погиб?

— Ну да, тот самый. Виталий, почему ты на меня смотришь так… нехорошо? Я что-то сказал или сделал неправильно?

— Нормально смотрю, не выдумывай! Ты всё сказал и сделал так, как научила мама, значит, правильно. Куда теперь? На стадион? Хотя без Димыча мы игру всё равно не начнём.

— Тогда что мне там делать? Иди один, а я лучше найду себе скамейку, посижу, подумаю…

— Ладно, встретимся через час.

Мальчики разошлись. Виталик дошёл до конца дома, остановился, покачал головой и вернулся к подъезду. Вместе с «мебельщиками» поднялся на Димкин этаж и сразу позвонил.

— Кто там? — снова спросила его мама.

— Это я, Виталик.

— Час ещё не прошёл.

— Мне, тёть Света, нужен не Дима, а вы. Поговорить.
Дверь открылась.

— Говори.

— Я хочу отстоять в углу вместе с Димычем, чтобы через полчаса вы отпустили нас обоих. Двое на полчаса — это как раз один на час.

— Что за глупости?! Как это я могу чужого ребёнка ни за что поставить в угол? Просто так! Что люди скажут? Да и вообще…

— Ничего не скажут, тётя Света! — торопливо зашептал Виталик. — Люди не узнают. Я никому не скажу, честное слово! Как военная тайна! А вы нас через полчаса обоих отпустите!

Большие глаза женщины после такого заявления стали ещё больше.

«Красивая у Димыча мама» — пронеслось в мозгу мальчишки. Впрочем, он почти сразу об этом забыл.

— Проходи, — сказала она тихо и проводила Виталика в комнату.

Димка понуро стоял в углу, еле-еле шевеля губами. Наверно, подсчитывал секунды своего стояния.

— Дмитрий, — негромко произнесла мама, — ты мог бы отстоять в углу за товарища? За то, в чём ты не виноват, а виноват только он?

— Мне прежде надо за самого себя отстоять, — дипломатично ответил Димка, — а потом уж за чужие провинности отдуваться.

— А если я вот прямо сейчас тебя выпущу, ты пойдёшь выручать Виталика, который тоже наказан?

— Виталька, что ты уже успел натворить? — глаза Димки распахнулись, как у его мамы. Тебя ни на секунду нельзя оставить без присмотра!

— Тебя тоже! — парировал Виталий.

— Ну так что? — повторила вопрос мама.

— Да без разговоров! Он же мой друг! А я — его.

— Вот, значит, как?! Виталик, подожди, пожалуйста, в прихожей, Димыч через три минуты выйдет.

На улице Димка разжал ладонь, в которой оказались деньги.

— Смотри! Как раз на две порции мороженого: мне и тебе! Мама только что дала. Не пойму я этих женщин, даже если они мамы. Настроение у них меняется мгновенно и неожиданно. Только что сердилась, и вдруг целует и даёт на мороженое.

— Чтобы понять взрослых женщин, прежде самому нужно стать взрослым.

— Вовсе нет! Мой папа взрослый, а маме почти каждый день говорит, что не может её понять. А она в ответ сердится или смеётся.

Когда мороженое было съедено, мальчишки посмотрели друг на друга.

— Ну что, на стадион?

— Знаешь, Димыч, у меня тоже есть деньги. И тоже на две порции. Чтобы их не потерять во время игры, давай прямо сейчас съедим ещё по мороженому.

— А горло не заболит?

— У обоих сразу вряд ли. А если заболит у одного — второй будет его навещать, приносить апельсины и пепси-колу.

— Смотри, Виталик, Антон с коляской, катает свою маленькую сестрёнку. Вон, возле песочницы.

— Вижу. Хороший парень, этот Антон. Он однажды защитил меня в драке. Жаль, что его отец погиб на пожаре. Детский садик тогда горел. Он всю малышню уже вынес, пошёл проверить, вдруг кто остался, и тут крыша рухнула…

— Жаль. Я видел медаль, которой его отца наградили. Посмертно. Хорошая такая медаль, называется «За отвагу». Из чистого серебра. Не «За отвагу на пожаре», а просто «За отвагу», как солдату на войне. И удостоверение к ней, с подписью президента России. Антон показывал.

— Он за нашего нового одноклассника Либермана час в углу отстоял, чтобы заработать на две порции мороженого.

— Я знаю. После того, как его папа умер, они живут очень бедно. Раз в неделю получают продуктовые пайки, профсоюз спасателей немного помогает, но мороженого там не бывает никогда. А полученные от Ёськи деньги Антон истратил на свою младшую сестрёнку. На что именно — я не знаю, он говорить не захотел. Но уж точно не себе на мороженое.

— Давай дадим ему на мороженое сейчас? На две порции. Чтобы уж наверняка: и сестрёнке, и ему.

— Сестрёнке нельзя, слишком маленькая, а для себя он не возьмёт, даже не пытайся.

— Ну… а если ему под ноги бросить? Типа, смотри, нашёл.

— Не получится. Он не дурак, и учится на отлично.

Через десять минут друзья подошли к Антону, склонившемуся над коляской.

— Антоха, выручай!

— Что такое?

— Мы с Димычем объелись мороженым, уже у обоих горло болит, а у нас ещё две порции!

Уловка сработала. Отойдя подальше за угол дома Димка и Виталик смотрели, с каким удовольствием Антон уплетает мороженое, которое он, по всему было видно, давно не ел.

Рига, 27 ноября 2016 г.


Рецензии
Прекрасно! Изумительно для Детей! То что нужно детям! Прошу прочитать Полет Ворона!

Андрей Павлов 7   25.10.2021 07:57     Заявить о нарушении