Деревенская скука

               

                «Сыпь, гармоника! Скука, скука…
                Гармонист пальцы льёт рекой…»
                С. А. Есенин
      
   Скучно в селе, скучно почти круглый год. Поздней весной да ранним летом ещё ничего, а вот осенью да зимой, когда «нивы сжаты, рощи голы», всё вокруг серо, грязно – становится  тоскливо. Дни пустые, а ночи пугающим мраком налитые.  Тихо, если не воет ветер и деревья не скрипят,собаки не лают.За окном космическая темь. Дурная погода, скверная.
   В давние времена сельские жители даже зимой были при деле: мужики жильё подлаживали, скотину обиходили, обувку чинили, шили, валенки валяли, а бабы пряли, вязали, с печью и детьми возились. А что дети? Порток нет, валенки одни для дома, другие на отце, третьи на старшем сыне – он тоже работник. Куда малым бежать? Бегали, да редко: на пруд, на горку, до ветру в сараюшку. А так -  сидели на той же печи, тараканов дрессировали, баклуши били, горох лущили, или чего там ещё мать задаст.
   Долго так жили,но особо добра не наживали. Добро- это если не голодали и не замерзали. Слабые мёрли, сильные мёрзли, но  выживали – естественный отбор. Тут тебе две системы: и Спарта, и старик Дарвин.
   В 80-х годах прошлого века, вопреки прогнозам «великого кукурузника» Хрущёва и КПСС (была такая партия, выкормыш большевиков, см.  Википедию - Энциклопедию), с коммунизмом вышла неувязка, и осталась деревня по-прежнему дремучей, но не совсем тёмной, глухой и слепой: там, куда добрёл план ГОЭЛРО, появился электрический свет, а с ним – радио в виде говорящей тарелки. Позже она стала обязательной радиоточкой (оповещения о ЧС!), затем расползлось  «великое зло» -  телевидение. Но о нём – позже.
   Стало светлее в избах (но не в душах), раздались парадные государственно – партийные слухи и обещания, на экранах ТВ замелькали ставшие вскорости членами семей дикторы, политики, артисты, спортсмены. Они не сразу стали злыми гениями, а телевидение не в одночасье превратилось в «пурген для народа». Вспомните Владимира Семёновича Высоцкого: «Ведь нельзя же! – Год подряд: То тарелками пугают - дескать, подлые, летают; То у вас собаки лают, То руины говорят!»   
   «Жить стало лучше, жить стало веселей!» - так утверждал в давно забытые годы суровый оптимист тов. Сталин. Только не уточнил, кому стало.
   А без этого всего – хоть волком вой, хоть криком кричи: коров отобрали, налогов на оставшуюся живность навешали – хребты трещат, ремёсла похерили, а многодетные семьи прокормить стало невмоготу.
   Вот и сидят людишки по сёлам, играют в карты, лузгают семечки и пьют самогон.
   Молодёжь нехотя таскается на танцы в ближние деревни, где есть клуб, меся грязь по тёмным дорогам.
   Картинка с натуры:
   На балконе третьего этажа пьяный мужик играет на гармошке. Его песни тоскливые, «страдательные». От них соседям становится тошно, они ругаются, но мужик прерывается только ради пары глотков из бутылки и нескольких затяжек сигаретой.
  Через четверть часа «концерт» продолжается, а ругань в адрес гармониста возобновляется. Она беззлобна и звучит по инерции, проформы ради.
 
   Думаю, что это время было пиком книголюбия: можно было довольно легко приобрести хорошую книгу по сходной цене. Не всякую, изданную в самом СССР, но определённую часть из них. Нужно было слегка переплатить, сдать энное количество макулатуры, заиметь знакомства в рядах книгочеев и торговцев, но всё же… С прискорбием наблюдаю такую картинку: люди, уезжая  «с Северов», несут книги «в дар библиотеке», а то и просто бросая их в подъездах на подоконниках. Какие книги? А те, за которыми мы гонялись, выстаивали длинные очереди, выменивали друг у друга, брали почитать на одну ночь: Дюма, Мопассан, Гюго, Камю, Кафка, Хемингуэй, русские и зарубежные классики, новинки… Книги продать невозможно, никто не купит и за грош ломаный:чай,не мебель,не аудио-видео.
   Хотите, напомню тиражи произведений авторов, получивших высочайшее «одобрям» и дошедших до издательств?
   Беру навскидку книги со своих полок, различных авторов и разных годов издания. Купил я их только потому, что соответствуют они моим вкусам и наклонностям:
А. С. Пушкин, т.2, Стихотворения и поэмы, 1949 г., 200.000 экз, ц.15 руб.
А. С. Пушкин, Сочинения, 1955 г., 125.000 экз., ц.8 р. 55 коп.
А. С. Пушкин, Евгений Онегин, 1961 г. 120.000 экз., ц. 5 р. 45 коп.
Л. Н. Толстой, Собрание сочинений в 12 томах, том 12, 1982 г., 1. 000. 000(!) экз, ц. 2 р.20 коп.
Джек Лондон, Морской волк, Рассказы, 1983 г., 700.000 экз, ц. 2 р.00 коп.
«Поэтическая Россия»: Валерий Брюсов, Стихотворения, 1990 г., 200.000 экз, ц. 2 р. 60 коп.
А. С. Пушкин, Я Вас любил, 1999, 20.000 экз., цена не указана
Бриллиантовая коллекция «Комсомольской правды», Оноре де Бальзак, Блеск и нищета куртизанок, 2006 г., 105.000 экз., цена УЖЕ договорная, но получил по «Книге – почтой»  произведения 22-х авторов!
Всемирная история, энциклопедия в 14 томах, 2007 г, 48.000 экз., цена договорная, получил 7 томов (из 14).
Виталий Вульф, Великие имена XX века, 2010 г., 10.000 экз., цена не указана.
Олег Митяев, По прожилкам лиственной руки, 2010 г., 4.000 экз., цена не указана.

   Хороший современный автор может рассчитывать на тираж в 4-5 кземпляров,средний на 1 тысячу.               
   Начинающие литераторы публикуются за счёт спонсоров или «на свой кошт» и получают 50 – 500 книжонок, которые никаких барышей не приносят.
   Прошу дотошного читателя сравнить годы издания, тиражи и цены. Фамилии авторов в данном случае не столь важны, но всё же,… Кстати, здесь нет учебников и бумажного барахла «Политиздата», букинистических раритетов и детской литературы.
   Спрос рождает предложение. Книга в первую очередь товар, а не духовная ценность.

   Книгу неустанно и последовательно поедали три ненасытных хищника: радио, ТВ, Интернет.
   Кому выгодно?   

   Тому, кто этим зверинцем владеет.

   Не согласны?
 
  Ознакомьтесь с моими доводами.

  При чём тут радио?
  Радиоприёмник, чудо века, более доступный, чем газета, поскольку стал необходимым для оповещения населения о бедах, ненастьях, победах и – не дай Бог! – войнах,- висел на столбах, а потом и в домах, и ненавязчиво транслировал не только речи, отчёты и доклады, но и культурно просвещал население, не имевшее доступа к газетам. О журналах я молчу – дорогое удовольствие, доступное не каждому. Радио ещё и тем и там стало хорошим, где доступ к книге был ограничен. Прекрасная задумка - передача «Театр перед микрофоном»: транслировались произведения классической драматургии, хорошие артисты читали стихи и прозу.  Может, это стимулировало слушателей, подвигало некоторых на чтение услышанных по радио фрагментов из книг?
   Но постоянная пропаганда преимуществ социализма над капитализмом, которых, конечно же, не было, зомбировала слушателей точно так же, как и пустившее метастазы лжи и безвкусицы телевидение?
   Оба эти СМИ, будучи жестко подпёртыми и контролируемыми властями, после развала Союза отвязались напрочь, и в мозги простецкие полились дрянным потоком насилие, секс, ложь с безграмотностью и беспринципностью.
   Интернет начинал своё триумфальное шествие благородно, но со временем тоже превратился в средство охмурения и оболванивания в разы круче своих ранее упомянутых «коллег».
   На беду охмурённых тинэйджеров, он обладает наркотическими свойствами, затягивает, отупляет и губит.
   Написано и сказано об этом много.
   Избавление зависит от всех нас. Нужно только «включить» разум.

              «Юноше, осмысливающему житье…»            
   В. Маяковский

Пиши стихи и не читай газет.
Любуйся девушками. Брезгуй богачами.
Поверь – трагизмов многих в жизни нет,
И нет потребности не спать ночами.
Плюнь в телевизор, а компьютер позабудь.
Толстого почитай, Ожегова словарь.
Пусть лучше Мопассан волнует грудь,
Чем «Интернет»! Его не знал Паскаль,
Но Пушкин жил, а раньше был Сократ,
Никто не ведал «Интернета» сети,
На улицах не цвел проклятый мат
И «маму» вспоминали нежно дети.
И если к гигиене ты привык,
Расправив утром организм растущий,
Встань перед зеркалом, высунь свой язык:
Великий ли он вправду и могучий?
И думай, парень, делать жизнь
 с  кого,
Прочтя
              напутствие
                Чайковского!


Рецензии
Русский язык - по-настоящему!

Дымов Александр Викторович   10.01.2017 10:40     Заявить о нарушении
Пишу кратко,на публикации больших работ нужно много денег.А так-2-3 сборника в год, на 80-90 страниц.

Михаил Чайковский   26.01.2017 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.