Пустая лодка

   

     Китайский мудрец и философ Чжуан Цзы умер примерно в 286 году до нашей эры. Прошло почти 2300 лет. Все это время Чжуан Цзы ждал встречи с Богом, но очередь была огромна. Наконец, из Небесной канцелярии ему сообщили, что Бог приглашает его в Небесный дворец. Чжуан Цзы считал себя учеником Лао-Цзы. Нам трудно судить, как сложилась его жизнь, но он оставил после себя несколько сутр, которые позднее были детально прокомментированы известным философом и мистиком Ошо в его книге «Пустая лодка».  Первая сутра звучит так:

Управляющий людьми живет в смятении;
управляемый людьми живет в печали.
Поэтому Дао не желало
ни влиять на других,
ни быть подвластным их влиянию.
Путь избавления от смятения и печали -
жить с Дао в стране пустоты.
Если человек переплывает реку,
и пустая лодка сталкивается с его лодкой,
то, даже если он дурного нрава,
он не станет сердиться.
Но, увидев в той лодке человека,
он крикнет ему, чтоб тот получше правил.
И, если крик его не услышан, он крикнет
вновь, и еще раз, и начнет сыпать проклятиями -
а все оттого, что там, в лодке, кто-то есть.
А все же, будь лодка пуста,
он бы не орал
и даже не сердился бы.
Если ты можешь опустошить собственную лодку,
плывя через реку жизни,
никого не будет против тебя,
никто не станет причинять тебе вред.
Прямое дерево срубят первым,
вешние ручьи раньше всех пересохнут.
Если ты желаешь преумножить свою мудрость
и устыдить невежество,
приобрести репутацию и затмить других,
то свет будет сиять вокруг тебя,
будто ты поглотил луну и солнце -
и не миновать тебе беды.
  Мудрец заметил:
"Довольный собой
трудился зря.
Достижение - начало неудачи,
слава - начало позора".
Кто способен, отказавшись от славы и достижений,
спуститься затем и затеряться
средь человеческих толп?
Тот будет плыть, как Дао, невидим,
ходить свободно повсюду, словно сама жизнь,
без имени и без дома.
Тот прост, неприметен.
С какой стороны ни глянь - дурак.
За ним не остается следов. Он не обладает властью.
Он ничего не достигает, слава минует его.
Поскольку он не судит,
не судят и его.
Таков совершенный человек -
его лодка пуста.

      Они встретились с Богом в зале Несбывшихся Надежд, овальной, средних размеров зале, оформленной в зеленовато- серых  тонах шелковыми гобеленами. В центре стоял массивный стол, выполненный из оникса и малахита,  окна украшали сиреневые легкие шторы и прозрачные шелковые занавески. Им принесли изысканный китайский зеленый чай в прозрачных фарфоровых чашечках с тончайшей росписью. Во время чайной церемонии они не разговаривали, наслаждаясь  ароматом и вкусом напитка. Бог с интересом рассматривал Чжуан Цзы и после того, как они закончили чаепитие, спросил его:

   - «Что ты делал всю свою жизнь? И что тебе удалось сделать, Чжуан Цзы?

   - «Я избавился от смятения и печали, я избежал соблазнов мудрости и славы, я избежал искуса достижений, я стал, как Дао, невидим. Я не обладал властью, я не оставил следов. Я – пустая лодка, совершенный человек, я достиг нирваны и отринул все страдания мира».

   - «Ты наговорил столько пустых слов, но мне достаточно стукнуть тебя один раз палкой, чтобы ты отказался от них. Ты написал в одной из сутр, «с какой стороны не глянь – дурак». Что ты хотел этим сказать, Чжуан Цзы?».
      Чжуан Цзы опешил, и немного задумавшись, ответил:
   - «Я имел в виду, что человек, не обладающий достоинствами незаметен в толпе, и он не подвергается критике и …»

     Бог перебивает  Чжуан Цзы:
   - «Хорошо, исходя из твоих слов и твоих сутр, все это является целью человеческого существования»
   
   - «Да, достижение божественной пустоты через  достижение нирваны, достижение нирваны через медитацию…
       Бог снова перебивает Чжуан Цзы:
   - «У тебя были дети?»
   - «Нет, я не был женат, потому что это связало бы мой ум. Я стремился сохранить божественную чистоту»
   - «Мне не нужна ни твоя пустота, ни твоя чистота. Посмотри вокруг, вся Вселенная сверкает чистотой, да и пустоты в ней хватает. Пустая лодка говоришь, любая живая тварь – пустая лодка. Кошка, птица или дерево. Может ты просто струсил жить. Я человека создавал, замысливал –  не пустой лодкой. Я дал тебе разум, совесть и надеялся, что ты будешь искать справедливости, ибо только она является смыслом и долгом человеческой жизни. А ты забился от страха в келью и прожил бесполезную, по сути, жизнь. Знаешь, твою сутру никогда бы не написала женщина. Потому что она знает, что ей надо растить свое дитя. А ты пустоцвет, бесполезный для меня и для людей. И не прикрывайся Лао-цзы, мастер проникал в суть вещей, хотя иногда тоже ошибался. А ты искал пустого блаженства. Тебя не целовала ни одна женщина, что ты можешь знать о блаженстве, действительно: «с какой стороны не глянь – дурак». Все о чем ты говоришь, не может быть целью, это лишь один, далеко не самый главный, из инструментов, помогающих жить. Каждый из вас должен создавать Бога-демиурга внутри себя, а не божественную пустоту. Разум, совесть, справедливость. Сколько раз я посылал вам пророков, вы убивали их, навешивали ярлыки и использовали их в своих корыстных целях, все впустую. А ты говоришь – пустая лодка. Эх, Чжуан Цзы, может быть, ты уже не пустая лодка, а бесполезная, разрушившаяся от времени посудина.

      Ты не старался достичь успеха, потому что боялся поражения, ты боялся славы, дабы избежать возможного позора, и это обесценило твою жизнь, поиски нирваны – это страх перед жизнью. Ты не отлил бронзовую статуэтку, ни нарисовал цветущую хризантему, ни вырастил сына или дочь, и ты ждешь, чтобы я отправил тебя в рай. Я не могу этого сделать. Просто потому, что рая не существует. Как и ада. И рай, и ад придумали плохие люди, чтобы запугивать людей и управлять ими.  Эти же плохие люди убивали моих пророков.

      Есть то, что ты есть, Чжуан Цзы, есть возмездие и воздаяние, которые ты получишь, и только ты будешь знать, рай это или ад.

     Что вы с Лао-цзы знали о цветении большого дерева, когда как серые мышки твердили: «Когда ветер силен, глупые деревья сопротивляются и умирают, а мудрая трава сгибается, покоряется». Разве для этого я давал тебе жизнь. Чтобы ты стоял на коленях и вымаливал себе ее блага. Ну, хорошо, вот ты испытываешь блаженство, твое тело здоровое, тебе нет равных в йоге. Дальше что, ради чего все это. У тебя нет детей, ты никому не помог в жизни, ты не сделал жизнь интереснее, ты ничего не добился, ты ничего не придумал нового, кроме своих высказываний, вокруг которых толпой ходят твои пустые ученики и восхищаются тобой – он ученик  Лао-цзы. Знаешь, почему я с такой горечью говорю все это. Зло существует изначально и оно очень сильно. Это невежество, ложь, неискренность. Совершить зло очень легко. Добро же создается по крупицам, и каждая из них на вес золота. Когда-то я вложил всю свою силу в то, чтобы создать вас, людей. И теперь моя сила, как Бога, зависит от вас, людей. Только вы можете наполнить меня прежней мощью. Я – Отец ваш, но я также нуждаюсь в вас, как и вы – во мне. Я борюсь за вас, и вы тоже должны бороться за меня. Вы должны развиваться, любить, страдать, переживать, ошибаться, вставать с колен, растить детей – вы же люди, в вас есть божественный огонь. Не прячьтесь за Будду, или за Христа,  или еще за какого-нибудь. Вы сами должны стать героями, овеянными божественной славой.  А ты останавливаешься сам и останавливаешь других: «Таков совершенный человек – его лодка пуста». Образы твоей сутры – поверхностны и никчемны и полны страха – «поскольку он не судит, не судят и его». Ты идеальная кукла в руках плохих людей».
      Бог замолчал и опечаленно смотрел на своего собеседника.

      Чжуан Цзы выглядел ошеломленным, он надеялся услышать здесь слова одобрения. Все его усилия в жизни, которыми он так гордился и которые, как он считал, должны были быть оценены достойной похвалой, не нашли  у Бога понимания.

      «Читал ли ты Конфуция?» - примиряюще, как показалось Чжуан Цзы, спросил Бог. «Да» – ответил мудрец.

       «Прошло больше двух тысяч лет, а никто не смог превзойти его в рассуждениях. И ты не прислушался к нему. Ну, да ладно, поэтому,  думаю, полезным нам будет  встретиться вчетвером, с Конфуцием и Ошо».

      На том они и порешили,  Чжуан Цзы откланялся и ушел.

Music: Yulara - Shakti Dance
https://youtu.be/nbO6xPJrYZg?si=oms1Bw33HXrlI7vi


Рецензии
Михаил, можно мне спросить, с каким богом беседовал Ваш герой после своей смерти? Я не сильна в восточной философии и филологии. В целом, я с этим Богом согласна, прожить бесплодную жизнь и скучно, и нелепо.

Марина Рощина   18.12.2016 20:04     Заявить о нарушении
спасибо, Марина, добрый день, как по мне, так мне хочется, чтобы Бог был единым для всех людей на Земле

Михаил Щёкотов   19.12.2016 13:14   Заявить о нарушении
Да, но китайцы ,например, в большинстве своём буддисты, и от нашего желания в этом вопросе ничего не зависит.

Марина Рощина   19.12.2016 15:36   Заявить о нарушении