45-1. Проуны

НА СНИМКЕ: Проун «Город», 1920. фанера, масло. Азербайджанский музей изобразительных искусств:


Как бы отталкиваясь от супрематизма Малевича, Лисицкий создаёт совершенно новое направление в искусстве, проуны (проекты утверждённого нового). Эти «проекты» сам художник считал «пересадочной станцией» из живописи в архитектуру.

Эль Лисицкий пишет в "ABC, Beitrage zum Bauen":

«Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира.

И именно этой новой структуре мы дали название – проун».

А его жена искусствовед Софья Лисицкая-Кюпперс в своих воспоминаниях о русской художественной выставке 1922 года в Берлине охарактеризовала проуны следующим образом (http://iso5.livejournal.com/12691.html):

«Мы слушаем музыку… Она плоска как лист бумаги…
Вслушаемся в тишину… Она многопланна…
Заглянем в лист бумаги… Его пространство безгранично, и архитектор Лисицкий описывает это пространство проунами… Проуны исполнили роль партитуры тишины».

В проунах Лисицкого практически нет ни одного штриха, связывающего их с его первым, еврейским периодом творчества. Проуны поэтому считают вторым периодом в творчестве Эль Лисицкого.

В 1919-1920 гг. Лисицкий писал проуны маслом, а поверхностью для изображения избирал дерево и холст. В этот период он написал большое число живописных проунов, лишь часть из которых была переведена в графическую форму.

Все его живописные шедевры, благодаря которым он стал столь знаменит, и которые находятся сейчас во многих музеях мира, сделаны им именно во время второго периода.

Свой первый проун, на оборотной стороне доски которого был в 1919 г. отштампован красный квадрат – знак группы «Уновис», – художник назвал «Город».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/28/2198


Рецензии