46-1. Фигурины

НА СНИМКЕ: Обложка партитуры оперы "Победа над солнцем"


Осенью 1913 года кубофутуристы решили организовать футуристический театр и поставить футуристическую оперу с характерным названием «Победа над Солнцем».
Алексей Кручёных написал либретто, Михаил Матюшин – музыку, а Казимир Малевич создал декорации и костюмы.

Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами:

Малевич — супрематическими построениями, Кручёных — заумным языком, а Матюшин — диссонантностью музыки.

В 1913 году опера была поставлена в Санкт-Петербурге.

Вклад Малевича в тот спектакль является, пожалуй, главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошёл в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком к рождению супрематизма.

Впервые возник в декорациях знаменитый «Чёрный квадрат» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы – чёрный квадрат вместо солнечного круга.

В 1920 году опера была поставлена вторично, на этот раз в Витебске.

В 1920—1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актёров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки.

Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами.

Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществлённого новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена.

Но в 1921 году в Ганновере была издана папка с литографиями эскизов театральных костюмов, а в 1923 году в Берлине была опубликована папка с литографированными фигуринами.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/28/2271


Рецензии