История здоровья

В моём возрасте, на горизонте семьдесят, расслабляться никак нельзя:
если утром встаёшь, и ничего не болит, то вроде бы и неживой.
Приходится шевелиться.
Чуть себе поблажку даёшь - все болячки о себе сразу
напоминать начинают.
Фон физических нагрузок высок - организм требует, это сродни наркомании.
Только, надеюсь, не вредной для здоровья.
Да и дел по жизни хватает.

За спиной отнюдь не розами выстлано.
Нет-нет, да по жизни нарываешься:
раненый, ломаный, контуженный.
Восстанавливаешься, и скачешь дальше.
Стареть ох как не хочется.


Ноябрь 2016-го. Последний залёт.
В который раз утеряна в городской поликлинике медицинская карта - история болезни.
Не все эскулапы и их помощники раздолбаи, большинство на своём месте.
Но,здесь как ложка дёгтя в бочке мёда; хорошее мы воспринимаем как должное,
а дурное...
Захотелось помянуть Добрых Айболитов.
Им и посвящаю, точнее, хочу посвятить свою
пока не написанную "Историю Здоровья"



 ЗАПЯТАЯ (1972 год. Конец большого спорта.
Из повести "Чемпион", http://www.proza.ru/2015/01/30/180 )

      В больницу было не так-то легко попасть. Участковая врачица, утомлённая симулянтами тётка уже в пенсионном возрасте, почему-то считала и меня чуть ли  не таким же, но, в конце концов, послала на кардиограмму. Врачи кардиологи глянули в бумаги, снятые с машины и сразу выписали направление.
      В больнице снова сделали кардиограмму, взяли кровь, из пальца, из вены, определили в отделение, почему-то к почечникам - пиелонефритчикам.   Лечащий доктор, глянув в расшифровку кардиограммы, забеспокоилась. По всем показателям постинфарктник. Пришлось уже мне её успокаивать.
      Затребовали дело из физдиспансера. Отклонения в кардиограммах были и до этого. Врачи слегка успокоились. Я для них стал просто интересным случаем. Экспонатом.

      Анализы, обследования. Какие-то таблетки. Через неделю ушла простуда, через пару недель я, отдохнув и успокоившись, почувствовал себя здоровым. Но врачи не разделяли моего оптимизма:  -     Лежи, - говорят, - это - пока режим постельный. Выпишешься, на работу выйдешь, почувствуешь, какой ты «здоровый».
   

      Жизнь в больнице шла своим чередом. Палата почечников оказалась не такой и спокойной. Половина - алкоголики. Их врачи особенно не любили: 
-     Лечишь их. Выйдут, напьются, где-нибудь завалятся, простудятся и снова к нам. -
      Лечение вроде бы и простое. Желтые таблетки. И целый месяц. Кому и пенициллин в задницу, четыре раза в день. Таблетки, анализы, контроль давления, моча, сахар, белок. Организм выдерживает два, от силы три цикла. Дальше -  часто хроническая почечная недостаточность.

      Помирали и в палате. Обычно по ночам. Об аппаратах диализа тогда ещё не слыхали. Почки отказывают, пациент хрипит, отравленный своими отходами. Уже ничего не соображает. Потом затихнет. Палата не спит. Кажется - всё. Нет, снова хрипит… 
      Некоторых выносили в коридор. Но там тоже люди. Больница переполнена.
 
      Придет врач, констатирует смерть. Труп надо в морг. Медсёстрам как-то и страшновато, да и тяжело одним. На каталку, в лифт, на улицу, в морг. За «работу» девчонки медсёстры наливали помощникам по соточке неразбавленного медицинского спирта. Желающих употребить «гонорар» в палате хватало.

     Довелось и мне вывозить. Не за «гонорар», за интерес.  Одел на пижаму казённую фуфайку, в плечах жмёт, рукава коротки. На улице снежно, морозно. В морге тоже холодно. Перекатили тело с носилок - каталки на бетонную тумбу - топчан, укрыли.   
     Симпатичная сестричка Людочка, чуть-чуть постарше меня, пошла к выходу.  Я, не справившись с управлением уже пустой каталки, по пути наехал на тумбу, укрытую простынёй. Тут и свет погас.
-    Людочка, ну что за шутки с больным, я же и испугаться могу. - Свет включился. Людочка  закатила глазки, рука её оторвалась от выключателя, ножки подкосились. На каталку сестричку укладывать не пришлось. Оклемалась она быстро.

     Днём в хирургии была ампутация. Отрезанную забинтованную ногу принесли в морг. Положили на грудь одного из трупов, сложили руки поверх ноги. Надвинули простыню. Я, натолкнувшись на тумбу, замешкался. Людочка пошутила. В темноте простынка соскользнула. Свет включился. Труп, жующий окорок - это даже для закалённой медсестрички нечто неожиданное. Но и мне стало как-то не по себе. 
     Впервые понял, что моё сердце эмоциями лучше не раскачивать.

    Странно, но в больнице, насмотревшись на коллег больных, я успокоился, отдохнул. Даже в весе, что раньше не бывало, заметно прибавил.
    Отлежал почти месяц. Перед Новым Годом больницы пустеют. Меня тоже выпустили. Гипертоническая болезнь. Вегетососудистая  дистония. Какие-то сдвинутые синусы. Гипертрофия и фиброз мышцы левого желудочка. - Диагноз при выписке длинный и пока непонятный.

    Последнее «оптимистичное» напутствие лечащего доктора Калининой Надежды Константиновны:
-   Жить будете долго.
-   А что мне можно, что нельзя?
-   Не пить. Не курить. С девушками не шалить, пока. Не волноваться. Работать спокойно. Отдыхать.
-   А как с учебой?
-   Лучше на время отложить. Спорт? Ну, если  только зарядку по радио. –
    Для меня, действующего Мастера Спорта это как приговор. В 22 года...
    Инвалид? Инвалид.





    http://www.proza.ru/2018/04/30/1423



   Доктор Саша.

   1. Знакомство.

   День как день. Пятница, конец недели. С утра посмотрел графики на ночную смену и на субботу. Всё в порядке. Должно обойтись без неожиданностей. Завтра первенство города по лыжам. Эстафета 4х5 км. Меня наш физрук Володя Грибалёв аж в первую команду записал. Начальник бюро электроники Валериан Инжуваткин, он обычно в один из выходных в ИВЦ за смотрящего,  тоже бежит. Так что завтра у нас чисто женская вахта намечается.

   Где-то перед обедом двоюродный брат Коля позвонил. Он для меня некондицию дефицитного стекла по дешёвке надыбал. Стекло как стекло, просто неформатные обрезки, как раз на теплицу годятся. Машину тоже он организовал, мне только принять товар остаётся и сгрузить ящик на даче.

   Решил пораньше отлучиться. Водитель знакомой буханки ИВЦ облсельхозтехники молодой и новый. Ящик погрузили без меня. Приехали на дачу. Примерился, вроде бы подъёмно.
   Взял ящик на пузо, понёс. Наклонился, чтобы поставить на место, однако, тяжеловато. Ящик перекосило, и стопка стекла выдавила хлипкую боковую планку.
Верхний лист уголком мне в коленку. Штаны прорезало как бумагу, кровища обильно потекла.

   Водитель, умница, недаром Афган прошёл, в момент меня доставил в городскую травму. На стол я попал буквально через пятнадцать минут. Хирург, тоже такой же мальчишка, говорит, что мне очень повезло. Суставная сумка вскрыта, кровь не остановилась, вероятность заражения невелика.
   Пока он обрабатывал и зашивал рану, хорошо побеседовали. Я в расстройстве - завтра бежать не смогу, команду подведу. Он успокаивает, говорит, молить Бога надо чтобы всё обошлось, бывает, что после такой травмы и вообще бегать не придётся. Обнадёжил.
   Зашил, забинтовал. Спрашиваю, как ходить буду. Отвечает, запросто. Гипсовую повязку сверху наложил, заблокировал сустав, чтобы швы не разошлись.
   До дома я кое как добрался своим ходом, благо автобусная остановка как раз напротив травмопункта.

   В понедельник, выйдя на работу, чтобы подняться на свой четвёртый этаж, впервые воспользовался лифтом. В среду, на пятый день в заводском медпункте мне сняли гипс и швы. А через пару недель я уже и побежал.
   Лёгкая рука оказалась у доктора Саши.


   2. Остеохондроз.

   Через полгода нашему ПО присвоили статус НПО, а заводской медпункт, расширившись, стал называться медицинским центром, проще - что-то вроде своей поликлиники. Свои врачи, свой кабинет физиотерапии. При случае уже не надо идти в городскую поликлинику, можно поправить здоровье "без отрыва от производства".
 
   С остеохондрозом у меня со времён спортивной молодости периодические проблемы. Первый раз всерьёз попался как раз перед выпускными экзаменами в десятом классе.

   Май. Жара, но вода ещё холодная.  На тренировке десятка уже не расстояние. Вверх по Великой, до устья Черехи, вокруг безымянного острова и обратно. На повороте  вывернулся. Плыл и толкал лодку до берега, метров пятьдесят. Отжал одежду. Пока  в мокром спортивном костюме догрёб пять километров до базы, обдуло свежим ветерком. Закашлял. Дня через два прихватило спину. Еще через день отнялись ноги. Доползти до туалета – целая проблема. И всё это за две недели до экзаменов. Страшно. И стыдно. В школе подумали, что я испугался экзаменов, пошел на освобождение по здоровью. Накрывалась плановая медаль.
   Вызвали доктора. Посмотрела, послушала. Успокоила: - Это даже не радикулит, это просто радикулитное явление. Через неделю будешь на ногах. - Доктор не обманула. Дня три приезжала медсестра, делала уколы дома. На четвёртый день я добрался до поликлиники на своих двоих. Уколы, процедуры. Спина болела, но всё двигалось и работало.
   Дней через десять вышел и на воду. Экзамены сдавал, но тренировки не пропускал. Одно другому не мешало, и даже помогало. В восьмом классе первый экзамен для меня был потрясение, шок. В десятом я как бы становился на старт. Волнение было, но прозвучала команда, и ты, забыв про всё лишнее, просто работаешь, показываешь, что ты можешь.
   Медаль в школе я получил. Но спина так и осталась слабым местом. Любая простуда, пока не научился себя беречь, кончалась осложнением –  жестоким приступом.   

   Залетел в очередной раз в двадцать семь. Кое как отработав конец месяца, пошёл  в городскую поликлинику. Повезло. Попал к неврологу.
   Стебихов Геннадий Фёдорович. Фамилия знакомая. Оказывается, его супруга у нас на заводе технологом работает.
   Жаловаться я как-то не умею. Да и не пришлось. Разделся, повернулся спиной. Доктор посмотрел на мой позвоночник, легонько ткнул пальцем, и я осел на кушетку.
Говорит, серьёзно. Выписал больничный, назначил инъекции и физиопроцедуры.
   На мой вопрос о перспективах, предложил посидеть с ним в кабинете, спешить-то и некуда.
   Зашла толстая тётка. Сходу страдать и жаловаться начала. Геннадий Фёдорович к ней полон сочувствия и внимания. Вышла. Говорит, у неё всё намного легче, чем у меня, но распущена и где-то настроена на страдания. Ей особо и помочь-то нечем.
   Следующим отец Ленки Леоновой, директор стадиона "Локомотив". Мы с Ленкой в одной железнодорожной школе учились, вместе на реку пришли. Мастером спорта она стала на год раньше меня. Папа у неё по молодости тоже спортивный был. Ну а потом шевелиться перестал, курить начал, да и стакан мимо рта не пронесёт. Всё, что мне ему доктор прописал. А когда вышел, говорит, что он не от остеохондроза, от инфаркта помрёт, если пить и курить не бросит.
    Спрашиваю, а мне-то что делать? Говорит, обречён я на здоровый образ жизни. Пока мышечный корсет в порядке содержать буду, ничего страшного не произойдёт. Однако, пошутил, помнить надо, что все болезни от нервов, а нервы от дурного воспитания.
    Через неделю замучился я со своим радикулитом. В субботу по графику большая приборка в квартире. Решил не откладывать. Достал пылесос, поползал по квартире, вроде и со спиной полегчало. Переоделся в спортивное, сначала прошёлся, потом пробежался, немного, всего километриков шесть. Боль-то куда-то и ушла. В воскресенье повторил.
    В понедельник после процедур очередной приём у доктора. Покаялся. Помогает, говорит, ну и на здоровье, вот только постарайтесь, чтобы вас коллеги по работе не видели. Они нас не поймут.

     Вот так я и научился ладить с остеохондрозом без больничных.
   

   


Рецензии
Непростая история... Только сильный духом способен преодолеть, не сломаться. Это испытание на прочность и нервной системы и всего организма. Достойно, очень понравилось! С пожеланием оптимизма и долголетия,Виктория.

Виктория Романюк   10.03.2023 16:32     Заявить о нарушении
Виктория, Спасибо!
Будем стараться.

Василий Овчинников   10.03.2023 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.