Встречи с музыкой. Иоганн Себастьян Бах

1. Небесный мир
 
Библия и протестантский хорал – вот две главные ипостаси музыки Иоганна Себастьяна Баха.

Музыка Баха – это звучащая Библия.

В музыке Баха воплощается Божье Слово.

В каждой ноте Баха присутствует Божественный Дух!

Музыка Баха содержит духовную энергию, исходящую от Бога и направленную к Богу.

Над музыкой Баха простирается Божественное небо, обитель Всевышнего.

Музыку Баха оглашает радостное пение ангелов, славящих Отца Небесного.

2. Небесный и земной мир

В музыке Иоганна Себастьяна Баха отображается Небесный и земной мир.

Баховскую музыку венчает Божественный дух, охватывающий землю и Небо, человека и его внутренний мир.

Музыка Баха вбирает в себя Божественное человеческое начало. Она сходна с Божественной и человеческой природой Иисуса Христа.

Бах радостно и благоговейно принимает мир, созданный Господом Богом.

Бах восторгается гармонией и красотой Божественного мира.

Бах любит Бога по-домашнему – душевно и ласково.

Музыка Баха – это восхождение к горнем высотам. Однако, она не отвергает самые обыкновенные житейские печали и радости.

Всем своим существом и всей своей музыкой Бах находится под отеческой опекой Всевышнего. Даже в светской, иронической или сентиментальной музыке композитор остаётся во власти Божественного духа.

Поклоняясь Отцу Небесному, Бах создаёт музыку сияющей радости в ожидании близкой встречи с Богом.

3. Произведения Баха

«Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха возносит хвалу Отцу Небесному, пробуждая у верующих радостное настроение.

Грандиозные «Страсти по Матфею» Баха длятся свыше четырёх часов. Религиозное чувство автора достигает всей своей полноты в альтовой арии, в которой композитор обращается к Богу – Творцу мироздания, земли и неба, райских кущ, где царит вечное блаженство.

Баховские органные произведения – это фрески бытия в трёх измерениях: человек обращает взор к Всевышнему, человек предстаёт перед Всевышним в молитвенном благоговении, душа человека уносится в туда, где поют райские птицы.

В органной музыке Баха есть место для духовной мощи библейских пророков и душевной кротости Иисуса Христа.

Органная музыка Баха опирается на идею противопоставления смерти и вечной жизни, Голгофы и воскресения Божьего сына. Между этими эмоциональными полюсами существует множество промежуточных состояний человеческой души.

Органная музыка Баха стремится в высь, к небу, к свету. Это означает, что она готическая, ренессансная. Относить её только к стилю барокко – значит не понимать, что в гениальных творениях Баха солнечный и божественный свет образуют единую сущность.

Играя клавесинную музыку Баха на фортепиано, современные исполнители превращают её в механические упражнения, оторванные от Небесной синевы и Бога. В их руках клавесинная музыка перестаёт быть воскресным праздником и духовным восторгом.

Трагедийная музыка Баха носит молитвенный характер: в ней выражается душевное состояние Иисуса Христа перед распятием.

Лирика Баха очищает душу, дарит райское блаженство. Каждый день хочется пить из этого источника!

Всевышний озаряет всю музыку Баха, начиная от грандиозных творений и кончая флейтовой миниатюрой-шуткой!

4. Восприятие музыки Баха

Великие произведения искусства содержат в себе непостижимую тайну, о чём свидетельствует музыка Иоганна Себастьяна Баха.

Музыка Баха состоит из трёх пластов: 1. созерцание Божьего мира, 2. эмоциональные оттенки созерцания, 3. разнообразные чувства.

Музыка Баха имеет два уровня содержания: религиозное и светское. От слушателя зависит, какой она будет для него – религиозно-светской или светско-религиозной.

В музыке Баха отсутствуют рефлексия и субъективизм: у композитора чёткий ритм и ясные мелодии.

Ритм музыки Баха – это ровно бьющееся сердце, это мерно идущие часы, это метроном вечности.

Светская музыка Баха живая, яркая, увлекательная. Освободив её от барочного ритма, получим классицизм.

Эмоциональный мир произведений Баха неисчерпаем. Вопрос состоит в другом: насколько высок духовный уровень современных исполнителей баховской музыки. Знают ли они подлинного Баха? Или они всего лишь приспосабливают его великую музыку к нашему мещанскому быту?

В чьей душе не звучит музыка небесных сфер, чьё сердце не исполнено трепетной любви к Богу, тот не поймёт музыку Баха.

5. Эстетические параллели

Иоганн Себастьян Бах – ветхозаветный Ной в музыкальном искусстве. Выдающийся немецкий композитор собирает и обобщает музыкальный опыт прошлого, чтобы спасти его от забвения.

Бах – гений среди гениев. Таких немного: Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Лев Толстой.

Палестрина и Бах – величайшие мастера полифонической музыки. Кто выше их? Разве что сам Бог, распределяющий местоположение звёзд во Вселенной с такой точностью, какая необходима в полифонии!

Бах изучает церковную музыку Палестрины и светскую музыку Вивальди. Его талант воистину уникален!

Вивальди, Бах, Моцарт – это те композиторы, чья музыка от первой до последней ноты гениальна.

Творчество Баха опирается на хоровую музыку Палестрины, оркестровую музыку Вивальди, органную музыку старинных немецких мастеров. Так образуется основательный фундамент музыки Баха!

В органной музыке Букстехуде – простодушный рассказчик библейских событий и легенд, Бах – носитель всеобъемлющего Божественного духа. Букстехуде – местный «проповедник», Бах – вселенский пророк.

Букстехуде в органных произведениях по-народному прост и невзыскателен, Бах – по-религиозному глубок и вездесущ.

Букстехуде – земной, Бах – и земной, и Небесный.

Музыка Баха опирается на хорал, Телемана – на песню и танец. Это означает, что музыка Баха – церковная, Телемана – мирская.

Танцевальность Баха принадлежит к высокому барочному искусству, танцевальность Телемана – это народная бытовая область музыки. Бах – строг и сдержан, Телеман – непосредственен и раскрепощён.

В музыке Бах обращается к Богу, Телеман – к народу. Поэтому музыка у них разная: ритм Баха – строг и размерен, Телемана – причудлив, Бах – полифоничен, Телеман – гомофонен.

В творениях Баха мудрая простота, в музыке Телемана – бытовая, житейская мудрость.

Бах создаёт гениальные мелодии, не теряющие свою красоту даже через многие столетия. В этом отношении он имеет заметное преимущество над Телеманом.

Бах и Гендель – геркулесовы столбы, открывающие путь в новую музыку.

У Баха вера в Бога – духовная, у Генделя – духовно-разумная. Бах обозревает библейскую историю духовным зрением, Гендель – человеческим.

Бах – верующий и в светском обществе, Гендель – светский даже в церкви. Бах – кантор, Гендель – артист. Красота музыки Баха – религиозная, Генделя – светская.

Музыку Баха пронизывает Божественный дух, произведения Генделя – переполняет человеческая энергия.

Бах славит величие Бога, Гендель – мужество человека.

Насколько Бах сложен и условен, настолько Гендель прост и естественен: ведь не случайно после смерти Баха его музыку забывают почти на сто лет, тогда как Гендель не перестаёт радовать людей своим искусством при жизни и после кончины.

Телеман служит в городском магистрате, Бах – в церкви, Гендель – при короле. Музыка Телемана – городская, Баха – религиозная, Генделя – аристократическая.

У Телемана, Баха и Генделя разная публика: музыку Телемана одобряет народ, органу Баха внимают верующие, операм Генделя аплодируют аристократы.

От соотношения энергии и созерцания в музыке барокко зависят характерные черты стиля: Телеман – энергично-созерцательный, Бах – созерцательно-энергичный, Гендель занимает среднее положение между Телеманом и Бахом.

Баха называют отцом европейской музыки. В его произведениях нередко встречаются глюковские и моцартовские музыкальные прозрения.

Бах в музыке – Всевышний, Моцарт – ангел.

Музыка Баха – это не ручей, что означает его имя в переводе с немецкого языка, и даже не море (как называет его Бетховен), а безбрежный океан, переплыть который еще никому не удалось.6.

6. Сыновья Баха

Ни одного из сыновей Иоганна Себастьяна Баха нельзя назвать гениальным композитором. Их музыка талантливая, порой даже выдающаяся, но – не более того!

Каков стиль музыки членов баховского семейства? Иоганн Себастян Бах – зрелое барокко: чёткий ритм, яркие и лаконичные мелодии; Вильгельм Фридеман Бах – ранний переходный классицизм: ослабленный барочный ритм, сентиментальные мелодии, отдельные драматические всплески эмоций; Карл Филипп Эмануэль Бах – ранний стабильный классицизм: возвышенный, созерцательный характер музыки; Иоганн Кристоф Бах – средний переходный классицизм: музыка по-гайдновски наивная и простая; Иоганн Кристиан Бах – средний переходный классицизм: музыка отличается моцартовским изяществом и красотой.

Сыновья Баха Карл Филипп Бах и Иоганн Кристиан Бах имеют своё музыкальное лицо, хотя их мелодии ещё недостаточно индивидуальны.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха разделяется на музыку умного Карла Филиппа Баха и сердечного Иоганна Кристиана Баха.

Гениальный Иоганн Себастьян Бах завершает эпоху барокко, его сын Карл Филипп Эмануэль Бах открывает эпоху классицизма.


Рецензии
Я не силен в историко-музыкальных терминах и понял далеко не все.
Но то что понял - Здорово!
"Ритм музыки Баха – ... это метроном вечности"
и
"В чьей душе не звучит музыка небесных сфер, чьё сердце не исполнено трепетной любви к Богу, тот не поймёт музыку Баха"
и... ну, так я половину вашего произведения на цитаты расхватаю :)
Не буду далее рассыпаться комплиментами, желать успехов, и благодарить... :)
Просто поклонюсь с теплой улыбкой.

Стрелок   16.12.2019 10:07     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик! Скоро будет опубликована книга "Классическая гитара", в которой есть глава, посвященная творчеству Баха.

Родионов Виталий Константинович   16.12.2019 12:54   Заявить о нарушении