Встречи с музыкой. Карл Филипп Эммануэль Бах
Карл Филипп Эммануэль Бах – композитор возвышенного духа и благородных эмоций.
Музыка Карла Баха облагораживает людей духовной красотой.
Музыка Карла Баха омывает сердца людей родниками духовности.
В основе музыки Карла Баха лежат благородство, доброта и сердечность.
Интимная, доверительная, задумчивая музыка Карла Баха предназначается для домашнего музицирования в тесном кругу.
В произведениях Карла Баха присутствует сердечная теплота и душевность.
Карл Бах неповторим в выражении благородной скорби.
Скорбная элегия определяет характер многих пьес Карла Баха.
Медленные части сонат Карла Баха приподнято-романтические, возвышенно-скорбные.
Карл Бах создаёт музыку печальной меланхолии и светлой радости.
Радость в музыке Карла Баха лёгкая, светлая, одухотворённая.
Сонатам и симфониям Карла Баха свойственна возвышенная, одухотворённая радость.
Музыка Карла Баха стилистически кристально чистая.
Музыка Карла Баха – это своеобразное отражение кантовского «категорического императива»: она несёт духовное благородство и красоту.
Карл Бах – один из первых лирических композиторов в немецкой музыке.
2. На службе при дворе
Карл Бах пишет музыку для короля Фридриха Великого, для аристократических салонов, как, впрочем, и для церкви.
Карл Бах творит музыку, учитывая вкусы короля Фридриха, который не выказывает превосходства над простыми людьми. Маэстро имеет дело с просвещённым монархом, флейтистом, композитором, талантливым литератором.
Классицизм Карла Баха, с одной стороны, идиллический, пастушеский, с другой, - салонный, королевский. Фридрих нередко сам участвует в исполнении музыкальных идиллий .
Карл Бах пишет флейтовые сонаты для Фридриха, в натуре которого выделяются две черты: воинственность и меланхолия.
Изысканна и благородна красота флейтовых сонат Карла Баха, которые не без удовольствия исполняет монарх.
3. Бах и его сыновья
Великий Иоганн Себастьян Бах завершает эпоху барокко, его сын Карл Бах открывает эпоху классицизма.
Музыке Карла Баха характерен скорее эмоциональный, сердечный, нежели интеллектуальный классицизм.
В отличие от музыки кантора Иоганна Себастьяна Баха, творчество его детей Карла и Иоганна в основном светское: если музыка Карла воспринимается как созерцание благородного человека, то музыка его младшего брата Иоганна – это мальчишеская радость и веселье.
В органных произведениях Иоганн Себастьян Бах создаёт величественный музыкальный храм, Карл Бах - «разрисовывает» его витражи звуками.
Музыкальное плебейство не касается благородного Карла Баха. Он становится для своего времени светочем красоты и разума.
4. Немецкая песня
Вокальная и хоровая музыка Карла Баха интересна тем, что она интонационно близка к немецкой народной песне.
Песни Карла Баха меланхоличны как их творец.
Возникает любопытная цепочка немецких композиторов, создающих песни: Карл Бах, Цельтер, Мендельсон-Бартольди.
Вокальная лирика Шуберта и Шумана имеет своего предшественника в лице Карла Баха.
5. Из прошлого в будущее
Антонио Вивальди и Карл Бах – противоположные композиторские натуры: музыка Вивальди солнечная, жизнерадостная, Баха – спокойная, задумчивая.
Доменико Скарлатти и Карл Бах принадлежат разным эпохам: барокко и классицизму. Скарлатти – театрально-изобразительный, Бах – духовно-выразительный.
Карл Бах – талант, но не гений, каким является Кристиан Глюк!
Глюк – трагедийно-идиллический, Карл Бах – возвышенно-идиллический.
Классицизм Карла Баха ещё во многом барочный, промежуточный, занимающий среднее положение между Иоганном Себастьяном Бахом и Гайдном.
Отличаясь мелодическим богатством, Карл Бах ещё не пишет индивидуально неповторимых мелодий зрелого классицизма Гайдна и Моцарта.
Чудо Моцарта таится в благородной клавесинной музыке Карла Баха!
В музыкальных идиллиях Карла Баха действует благородный король-пастух или столь же благородный пастух-король. Позднее из этой идеальной личности рождается реальный человек: дитя Гайдн, юноша Моцарт, бунтарь Бетховен.
Рельефный мелодизм Карла Баха предвосхищает музыку Бетховена. Кроме того, его творчество отличается предбетховенской энергией и радостью.
Первоисточник органной музыки Мендельсона-Бартольди надо искать не только в произведениях Иоганна Себастьяна Баха, но и в творчестве Карла Баха, т.е. так называемого «берлинского» Баха. Именно Берлин объединяет их в одну музыкальную школу.
Карл Бах закладывает фундамент классицизма в музыке. Но, кроме этого, в его творчестве встречаются интонации будущих романтиков – Вебера, Мендельсона-Бартольди, Шопена, Шумана.
Свидетельство о публикации №216112800068