Гормон роста

Светлана лучший детский эндокринолог в ее городе. Но хочет менять профессию - тесно в рамках медицинской парадигмы. Это ее запрос на моем психотерапевтическом тренинге. За пятнадцать лет практики она поняла, что болезнь не нападает на ребенка внезапно, исподволь, а является следствием стрессовой ситуации.

- Можешь привести пример из своей практики?
- Да много их, практически все случаи - психосоматика. Вот мальчик перестал расти - уменьшился гормон роста. Запускающее событие - мама развелась и вышла замуж за "другого папу"...
- Напиши книгу об этом! Это же нужно человечеству! Собери свои кейсы, придумай название...

Светлана закашливается. Да так сильно, что я открываю окно, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха.

- Что с тобой?
-Будто что-то мешает дышать!
- Можешь поисследовать прямо сейчас. Затруднен вдох или выдох? Если вдох - человек не разрешает себе присвоить что-то важное ("кислород"), если выдох - не может отпустить что-то отработанное ("углекислый газ").
-Вдох!
-Давай узнаем, с чем ты не согласна в своей жизни.

Светлана выбирает на роль себя и кашля двух участниц, показывает, что кашель делает с ее организмом: сдавливает грудь со словами: "Сиди и не высовывайся! Чтоб тебя было не слышно и не видно!"

Я предлагаю посмотреть на сцену со стороны, чтобы понять, кто так с ней поступал в ее жизни. И она заливается слезами, вспомнив свой первый класс.

- Учительница заставляла меня сидеть за партой, не шевелясь. А мне так скучно было, я уже умела хорошо читать, считать и писать, заняться было нечем. Я даже однажды упала под парту во время урока... В этой же школе учителем начальной школы работала моя бабушка. Она дружила с моей учительницей, и после уроков они меня оставляли, садили за парту перед собой и заставляли сидеть час, не шевелясь, тренировать усидчивость. За что они так? - и снова заливается слезами и закашливается.

Я тоже не понимаю, что за бессознательный садизм скрывается за якобы педагогическими целями. Это нужно выяснить прямо сейчас, тогда, возможно, вскроются мотивы бабушки, и запрет на самовыражение удастся снять. Мы сооружаем сцену из подручных средств: стулья - парты; две учительницы начальных классов, одна из которых родная бабушка участницы, сидят рядом, а напротив них стул, на котором, сложив симметрично руки и замерев, сидит участница, играющая семилетнюю Свету.

- Побудь в роли бабушки, ответь на этот вопрос: за что она так с тобой?

Светлана садится на стул бабушки, рассказывает о себе из ее роли:

- Я не люблю тебя. Я живу с сыном, мой муж умер от рака легких (!), а сын со второй семьей переехал со мной. Меня бесит, что мне нет покоя: дети шумят, носятся по всему дому! Мне не нравится, что они такие ЖИВЫЕ!

На этих словах я спрашиваю:

- А какие они должны быть - мертвые? Похоже, в бабушкиной семье нельзя быть живым, дедушка умер от рака легких...

Светлана улавливает эту параллель и продолжает из роли бабушки:

- Я любила первую невестку и ее дочь, мою первую внучку, а тебя не люблю, потому что это вообще было неправильно - жениться второй раз! Брак должен быть один-единственный! Я говорю об этом своему сыну, но он не хочет это со мной обсуждать. Тема первой семьи в доме под запретом, ее как бы нет! А вам буду мстить за то, что разрушаете мой идеал семьи.
-Пересядь на свой стул, ответь что-нибудь из роли семилетней Светы.

Пересев на стул маленькой девочки, Светлана восклицает:

-Бабушка, а я-то здесь причем?! Вы большие, я маленькая! Это ваши отношения!
- Ничего не знаю и знать не хочу.

Вот такой разговор с бабушкой. Потом отец получил квартиру, съехали от бабушки, поменяв район, а заодно и школу. Общались редко, по необходимости. С тех пор прошли годы; умер и отец, и бабушка, и теперь не у кого даже узнать имя и фамилию старшей сестры Светланы от первого отцовского брака... От детской истории, случившейся с талантливой, не по годам развитой первоклассницей, остались кашель и блокирующая установка: "Не высовывайся!" Вот она и не высовывается...

- Ты поняла, почему ты выбрала свою профессию детского эндокринолога?
-Боже мой, точно! Надо же, никогда не усматривала параллели со своим детством! Ведь и я, как тот мальчик, остановилась в своем росте и нахожусь на том же уровне развития до сих пор!
-Да, детские психические травмы оставляют след в нашей душе. После них какая-то наша субличность остается в том же самом возрасте и не растет. Конечно, если не поменять установку сознания.
-А как это сделать?
- Сейчас ты взрослая, можешь поговорить с бабушкой о своих чувствах в безопасной обстановке психотерапевтической сессии. Я буду помогать.

Светлана готова. Ей нужно восстановить семейный порядок, нарушенный много лет назад. Во-первых, не согласиться с тем, чтобы вычеркнуть из семейной системы первый брак отца. Жизнь шире и богаче идеала, придуманного бабушкой. Этот брак был, и где-то живет старшая сестра клиентки и ее мать. Во-вторых, не согласиться с тем, чтобы ребенок сидел за партой неподвижно. Это абсурдно, ребенку свойственно быть живым, любопытным, радостным. Задача учителя - не подавить это стремление, а всячески поддерживать, насыщая ум ребенка новыми впечатлениями. И в третьих, самое главное: разрешить себе, взрослой женщине, написать книгу о детях, которые попали в такую же ситуацию, как она сама.

Светлана проделывает всю необходимую работу, обмениваясь ролями. В конце, отплакав детскую боль, выговорившись и сняв роли, возвращается к началу сессии - к своей будущей книге.

-Как ее назвать? У меня нет идей.
- А давай проведем мозговой штурм в группе!
"Психосоматика и эндокринология", "Детские травмы", "Играй, гормон"... - несется со всех сторон из круга участников. Все не то. И вдруг:
- "Гормон роста"!

Аплодисменты, всем нравится это название. Светлана с горячей благодарностью обещает первый экземпляр книги подарить той, что придумала это название. Гормон роста... Он нужен всем нам, если какая-то часть нашей творческой личности замерла и не развивается.

29.11.16


Рецензии
Это очень ценно) Даже пока не пойму что именно и точно ценно. Сначала читала, потому что у моей знакомой ребенок остановился в росте, а потом поняла что про меня, я и как та бабушка против всего что не совпадает с теми идеалами, и как та учительница, которая хочет, чтобы мир был устроен удобным для нее, и как тот ребенок, который потерялся в возрасте и не выбрал вырасти((((( спасибо

Благова   28.02.2017 02:04     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за отзыв. Рада, если мои рассказы помогают в осознавании.

Римма Ефимкина   28.02.2017 05:38   Заявить о нарушении