Ленинградские уроки

                Часть 2.
Шестиэтажный серый домище стоял почти за стеной фабрики.  Я зашел в широкую дверь общего двора и сразу же столкнулся с двумя парнями: один-примерно моего возраста,второй явно старше.
- Ты  к кому? – спросил один, сплевывая через зубы.
- К тетке!
- К тетке он. К какой?
- Александровой Елене Александровне.
- А знаю, знаю, это из 27, у них еще  дед с бородой и в картузе,  метра два высотой.
- Это мой дедушка Саша, ему много лет, больше восьмидесяти,  он участник русско-японской войны 1905 года. У него даже Георгиевские кресты за войну есть.
- А сам-то откуда?
- С Веракуши.
Оба парня дружно рассмеялись.
- А где это твоя Веракуша. На Луне, что ли?
- Почему на Луне. В N-ской области, в Сосновском районе.
- Деревня, значит, приехала  в город погостить – сказал один из них и опять сплюнул через зубы.
- Ладно, ты это не дрейфь, мы ребята мирные. Но взнос три рубля – отдай и не греши!
- За что? – не понял я.
- А за то, чтобы тебя здесь никто не трогал.
- Нет у меня таких  денег – решительно ответил я.
- А ты у тетки попроси, пусть даст. Скажи в  кино, то- сё... Ну, а мы тебя в круг наших друзей введем. Не скучно будет.
Я ответил: - Вы плохо гостей встречаете, - развернулся и пошел ко второму подъезду.
- Ладно, ладно, ты еще поймешь, что с нами нужно дружить, не таких фраеров обламывали, - крикнул один из них, что был пониже ростом и понахальнее.
Что такое коммунальная квартира, кто в них не жил, рассказывать трудно. Это сообщество  людей, обьединенных одним туалетом, одной раковиной для мытья, стирки белья и прочих хозяйственных дел.  А еще была одна на всех газовая плита.  У каждого члена этого сообщества была своя комнатка, которая выходила в общий коридор, ведущий в санузел и кухню.  В наших путейских бараках  тоже были длинные коридоры, но в каждой комнатке стояла своя печь, свой умывальник с ведром для сбора грязной воды. Тут же все было на виду и если, кому-то понадобился туалет или мойка, то возникала напряженность между жильцами такая, что только боязнь попасть в милицию за дебош в общественном месте, останавливала от драки. Наверное, мое первое впечатление было обманчивым, но когда я открыл дверь квартиры 27 и пошел к своей комнате, тут же выскочила женщина в бигудях и как заорет на меня.
- Ты, что грязными ногами по чистому полу шастаешь. Ты мыл его?
Я помотал головой.
- Нет.
- Сними свои сапоги у двери и иди босиком или в носках. Приучайтесь к порядку.
- К кому? – спросила тетка в бигудях, пока я снимал ботинки.
- К тете Лене, в третью комнату.
- Вот, вот. То дед столетний ходит,  курит везде свою трубку, теперь вот еще один появился.  Ты, кто ей – племянник? – женщина рассмеялась прямо мне в лицо. – Да, у нее, что не неделя, то один, то другой племянник приходит. Все норовят полы натоптать, - продолжала причитать женщина в бигудях.
Я не стал спорить, уверенно босиком обошел женщину, достал ключ и вошел внутрь квартиры.  Выдохнул и, не обращая ни на что внимания, подошел к дивану, упал на него и тут же заснул. Меня разбудила тетка, вернувшаяся с работы, она принесла с собой нарезанные кусочки чайной колбасы, котлеты, салат, который назывался «Столичный», бутылку красного вина, конфеты и еще какие-то кулечки, две большие бутылки с молоком, хлеб и большую городскую булку.
- Ты сходи, умойся. Переодень чистую рубашку, а я пока подогрею картошку с котлетами,  и мы устроим пир на весь мир, - тетка похлопала меня по плечу.   – Хорошо, что ты приехал. Я по тебе соскучилась. Твой брат Леонид иногда заходит, но тот кроме, как занять денег, больше ничего не интересует, даже поговорить не хочет.
Вечер мы провели с тетей Леной в дружеской беседе, вспоминая общих знакомых и, обсуждая последние новости из Веракуши. Утром тетка ушла на работу рано, не разбудив меня. Оставив лишь записку: «На кухне картошка с котлетами на сковороде, разогрей и поешь. Хлеб, батон в буфете, там же печенье и конфеты. Погуляй во дворе и не ссорься с соседями! Тетя Лена.»
Я решил сразу же познакомиться с соседями поближе. Первым делом пошел в туалет, очереди не было, и я благополучно вышел, чтобы помыть руки.  Но, ко мне тут же подскочила все та же рыжая женщина, но уже без бигудей,  в халате  ниже пят. Пока я умывался, она успела вызвать соседей, и они окружили меня  кольцом. После помылки лица, вытерся первым попавшимся под руки  полотенцем, что висело рядом на крючке у умывальника.  Что тут началось.
- Вот смотрите наглец и бессовестный парень. Вчера ноги не вытер, так и протопал до комнаты, и сегодня весь туалет загадил, а теперь твоим, Катерина, полотенцем лицо и руки свои вытер, как ни в чем не бывало, заорала со всей мощи своих легких рыжая тетка, и чуть не схватила меня за ухо.
Я увернулся и, не мешкая ни секунды, подскочил к столу, где стояла теткины кастрюли и сковородка с картошкой и котлетами, схватил сковородник и размахивая им, крикнул в ответ рыжей:
- Стоять и не двигаться! Я нигде и никогда в жизни не гадил и как обращаться с туалетом я умею, это во-первых. Во-вторых, я не знал, чье это полотенце, перепутал. Извините! У меня с собой хорошее привезено из дома,
настоящий рушник, с материнскими узорами. Я его вам подарю, пользуйтесь, оно лучше, чем эта тряпка, которой я вытирался. И третье, главное,  кто меня захочет тронуть или обидеть, получит сдачу.  Я с Веракуши, и не привык сдаваться без боя. Со мной приехал мой друг, Витька Жбан, а если надо, то приедут все мои друзья: Федул, Пуша, Чиж и мой брат Лешка. Мы себя не дадим в обиду. Считаю до трех, кто не уйдет от меня, ударю сковородником.
На удивление народ быстро понял, что парню палец в рот не клади – оттяпает, а если  позовет своих хулиганов во главе с братом Лешкой, уркаганом, носившим финку за поясом и кастет в кармане, то мало не покажется.
-Ну, ладно, ладно, мы поняли друг друга, - сказал какой-то мужчина с хромой ногой и явно с большого похмелья. – Ты это, парень того, давай знакомиться. Константин Иванович, все меня хромым кличут. Видишь, по малолетки неудачно с трамвая спрыгнул, ногу в двух местах сломал. На войну не взяли. Медаль за оборону не дали, но  я не в обиде, жив остался. В блокаду у нас тут все дружно жили, но те  почти все поумерали. А теперь заселили дом всяким барахлом, вроде этой Брылевой, рыжей стервы.  Все порываются друг другу пакость сделать. А почему?
Я пожал плечами.
- Из-за зависти.Вот, тетка твоя, Лена, женщина правильная, передовик производства, фронтовичка, в общем баба, что надо. Этим шалавам спуска не дает.  Вот они ее и возненавидели.  А ты отпусти сковородник-то. Садись, поешь, эта часть стола твоей тетки, а вторая – моя. Так что завтракать вместе будем.
Он приоткрыл крышку сковородки:  запах веракушской картошки  и жареных котлет, разнесся по всей кухне.
- Вот так да! Сейчас мы перекусим, и я введу тебя в курс всех местных правил.  Мне бы пивка, опохмелиться малость, а то еда не лезет в горло. Может у тетки, где заначка есть? Посмотри, будь другом.
Я сходил в комнату тетки и нашел огромную бутылку наливки, которой  тетка встречала меня, и отлив полстакана, вынес Константину.
Тот смаковал каждый глоток, медленно выпил ярко красную жидкость в стакане.
- Ну, вот теперь другое дело. Давай, поедим.
Так я стал членом коммунальной квартиры.
После завтрака я попросил Константина позвонить по телефону другу Витьке.
- Пойдем, у входа аппарат.
Но, Брылева уже была там и что-то подробно рассказывала кому-то о новом способе укладки волос.
- Зина, ты по своим кудряшкам еще успеешь наболтаться, дай парню позвонить. Срочно надо.
Брылева показал кукиш из  трех пальцев.
-  А ты еще и хамишь ветерану и блокаднику -  взорвался Константин. – Где моя палка. Я сейчас так отглажу  твою толстую задницу, что неделю не сядешь.
Зина бросила телефон и с криком убивают, бросилась к себе в комнату. - Вот там и сиди, пока я здесь. Поняла? – грозно стукнул он костылем. – Звони своему другу, в любое время суток и никто, слышите, никто его не смеет тронуть. Это я вам говорю!
Витька откликнулся на мой звонок, и я впервые в жизни поговорил по телефону. Витька не стал  тянуть с разговором. Коротко бросил в трубку: - Ты в порядке?
- Да, все нормально, - ответил я.
- Хорошо. Давай встретимся на вокзале, там недалеко есть кинотеатр, мороженое и все такое.
- Давай! Когда?
- А ровно в двенадцать, у входа в вокзал, у больших ворот. Я там тебя буду ждать.
Встреча с Витькой произошла, как и договаривались: в двенадцать дня у ворот в вокзал. Витька стоял на ступеньках, поглядывая на пребывающие трамваи.
- Витька – крикнул я издалека, как только сошел  с трамвая.  – Я здесь. Сейчас подойду, - но красный цвет светофора перегородил дорогу.
Толпа замерла в ожидании зеленого. Витька помахал мне в ответ рукой, мол, заметил, не спеши. Но, вот зеленый светофор вспыхнул снова и я бегом, обгоняя взрослых дядь и теть, бросился к Витьке. Обниматься мы не стали, но крепко пожали друг другу руки, как будто не виделись целую вечность.
- Ну, что Толян, как  встретила тетка?
- Ничего! Нормально. Только соседи  по коммуналке – сплошной аут. Один мужик, инвалид, типа нашего Славки безногого – ничего, ввел в курс дел.  Если одним словом, то дрянь соседи...
-  А в общаге у Нинки, там все строго, как в армии: помывка, заправка постелей, завтра в столовой и все, как один, на учебу, кто на работу. Я один в гостевой комнате: кровать, два стула, шкаф и тумбочка. Все чин-чинарем. Чисто, убрано. Комендантша  выдала мне комплект белья, полотенце и сказала, чтобы я это все потом сдал. Разбудила вместе со всеми и на завтрак отправила. А  цены - совсем смешные. За весь завтра: творог, стакан сметаны, яйцо всмятку,  хлеб белый и кусочек пирога со стаканом чая, двадцать копеек. У нас в Сосновском буфете не менее полтинника потянуло бы. В общем жить можно.  Но, когда все ушли, скучно стало. Одним словом с трудом к тебе на встречу отпустили и то перед этим Нинке позвонили на завод. Комендантша сказал, чтобы к пяти был на месте, иначе в милицию заявление подаст. Вот так Толян, ни то, что у твоей тетки, гуляй Вася сколько хочешь, и как хочешь.
- Ладно, Витька, я попрошу тетку, может она разрешит тебе у нас пожить. У нее комната большая, кровать и диван есть. Если диван разобрать, мы вдвоем спокойно поместимся.
- Толян,  но ты сам говоришь: соседи – звери, не дадут лишнему человеку появиться в их муравейнике.А потом,мое возвращение на контроле у каменданши,не жизнь-каторга.. Куда пойдем Витек сейчас-то? – спросил я друга, не зная ничего, кроме остановки четвертого трамвая и вокзала.
- Ну я то кое-что помню из цыганского прошлого. Давай, сядем на 10 троллейбус, кажется, на  9 Советской был  кинотеатр «Искра». Сходим,кино посмотрим и мороженое поедим.
- А разве днем кино показывают? – удивился я.
- Тут в Питере кинотеатры с утра работают.
- Почему?
- У людей разные смены работы, кто в день, кто  в вечер, а кто в ночь.  Кино все хотят посмотреть, - пояснил Витька. - А вот и троллейбус, - вскрикнул он, схватил меня за руку и мы,  перебежав по пешеходной дорожке, выскочили  в зеленом сквере  около вокзала, где на лавочках сидели  какие-то неприятные люди. – Бродяги – бросил на ходу Витька, к ним лучше не приставать.
Пробежав островок, мы выбежали на Старо-Невский проспект,  как раз к приезду десятого троллейбуса. Вскочили в него и, заплатив кондукторше по четыре копейки за билет, поехали, усевшись в мягкие кресла.
- Вы  подскажите, пожалуйста,  где нам выйти к кинотеатру «Искра» - спросил Витька кондуктора.
- На пятой остановке – сказал кондукторша и пошла  в конец троллейбуса, куда только что заскочила группа таких же, как  мы мальчишек, явно желающих прокатиться бесплатно.
В кино мы попали ровно через полчаса. Шла новая картина про шпионов и пограничников. Мы так увлеклись кино, что не заметили, как к нам подошли двое каких-то парней и девчонка. Девчонка все время хихикала, а парни, что-то шептались между собой. Неожиданно среагировал Витька.
- Ты, куда лезешь, а ну убери лапу, иначе кости сломаю, - вдруг выкрикнул Витька, хватая девчонку за руку в кармане собственных брюк, где лежал кошелек  с деньгами.
Прикрытие из двоих парней решительно накинулись на Витьку, один с боку, другой  сзади. Я успел среагировать,  перехватив  руку второго,что с зади, и  со всей силы, дернул ее на себя.  Парень  ойкнул, и рука повисла у меня на  плече. Сломал, подумал я и по делам. Второй парень, который обхватив Витьку со стороны пояса, пытался оттянуть от него девчонку, которую за руку мертвой хваткой держал Витька. Но, тут случилось непредвиденное. Девчонка, что есть силы, кусила Витьку за плечо. Витька ойкнул, на секунду ослабил хватку, и девчонка  вырвала свою руку из Витькиных клещей , крикнув  пацанам: - Атасс, - просилась бежать.   За ней рванули парни
Мы с Витькой какое-то время приходили в себя. Витька нащупал в кармане свой кошелек, вытащил, открыл и посмотрел в него: деньги были на месте, два рубля с мелочью.
- У тебя ничего не своровали? – обратился Витька ко мне.
Я стал шарить по карманам брюк. Достал кошелек, в котором лежали теткины ключи от квартиры и тоже несколько рублей денег, данные мне на дорогу родителями.
- Кажется все на месте.
И хотя кинотеатр был в это время полупустой, на нас зашикали: - Вот шпана, нигде покоя от нее нет, -  проворчал высокий парень, обнимая за плечо девушку.
- И то верно, - прошептала она  ему в ответ. И они снова стали обниматься и целоваться в зазос.
- Во дают, - толкнул я  Витьку в бок.
Тот дернул меня за рукав. 
- И нам  пора сматывать  удочки. Эта шпана сейчас оклемается, наберет таких же шпанят, и на нас засаду устроят. Если не смогли украсть – отнимут.
- А кино?
- Потом досмотрим, сейчас у нас другого выхода нет. Кстати, Толян, а выходить мы будем не слева, а справа, там видишь, тоже двери есть, и зеленым цветом вывески «Выход»  написано. Вот через него и рванем
Так  мы оказались на улице и, не останавливаясь рванули бегом к трамвайной остановке.
- Тетенька, - спросил Витька пожилую женщину на остановке. -  А до Васильевского острова, на каком трамвае можно доехать?
- А куда конкретно нужно вам, молодые люди? – поинтересовалась женщина.
- На Уральскую улицу,- ответил я.
- Тогда садитесь на 43 – сказала она. – Кстати, вот он сейчас подходит.
Уже в трамвае отдышавшись и немножко придя в себя, мы разговорились с Витькой о том, что произошло. -Когда мы покупали билеты, я заметил эту девицу. Она все ошивалась около кассы, как приклеенная, вспомнил Витька. Я, кажется, достал из кошелька три рубля, чтобы купить билеты, так она тут,как тут,  аж нос свой сует мне в кошелек. Я, сперва,  не понял,  мало-ли из-за любопытства. Ну, а те двое парней  в уголке стояли, словно ждали чьей-то команды. Были наготове. Это я сейчас сообразил, а тогда даже не обратил внимания.  Она, воровка, выглядела, что у меня в кошельке есть деньги, и где я ношу свой кошелек. Остальное они считали делом техники...Но не на тех напали!Витька и я долго обсуждали перепитии встречи с питерскими ворами-подростками.
Не доезжая нескольких остановок до Уральской, Витька  внес предложение.
- Толян, а что у тетки делать-то? С соседями спорить, себе дороже. Давай на залив махнем, здесь он где то рядом,я бывал раньше...
Мы соскочили с трамвая, спросили у чистильщица обуви, как попасть к заливу, и через пол-часа уже лежали на горячем песке залива.-Вот это простор,не то что наша Веракуша!-И восторгу Витьки не было предела...


Рецензии
Добротные, даже пожалуй, кинематографичные рассказы - оба прочитала с интересом.
А в послевоенных коммуналках, действительно, ссора между жильцами могла вспыхнуть абсолютно невзначай и разгореться до многочасовых скандалов.
В нашей, вполне приличной коммуналке, до драки (как у М.Зощенко в «Нервных людях»), конечно, не доходило, но угомониться сами «жилички» не могли. И тогда кварт-уполномоченная (избранная общим собранием всех взрослых жильцов квартиры) обращалась за помощью к моему отцу: «Иван Димитрич, ну выйдите, пожалуйста, очень прошу, только выйдите на кухню, им же стыдно станет». Папа стыдить, конечно, никого не собирался, но выходил и, громко хлопнув в ладони, своим красивым голосом провозглашал:
«Ну, дамы?!!! Много жизни, много драмы!!!».
«Дамы» застывали, а в следующее мгновение каждая вспоминала о неотложном деле в своей комнате.
Такие воспоминания навеяло…
Спасибо, Анатолий!
С уважением,
Татьяна Аверьянова

Татьяна Аверьянова   29.11.2016 23:48     Заявить о нарушении
Спасибо Вам ,Татьяна за добавление к моему рассказу...Конечно, всякое было в коммуналке,мне пришлось самому пожить уже будучи женатым молодым человеком в такой,но и хорошего было много, и те годы вспоминаются теперь с теплом и ностальгией... С уважением-Анатолий.

Анатолий Аргунов   30.11.2016 10:37   Заявить о нарушении