Встречи с музыкой. Альбан Берг

Музыкальный экспрессионизм Альбана Берга переполняют кровь и смерть.

Страх, ужас, отчаяние, кровавая резня, крик утопающего, оставленного без помощи, - вот о чём опера Альбана Берга «Воццек»! Рядом с нею можно поставить картину Эдварда Мунка «Крик». В обоих произведениях царит атмосфера безысходности.

Бытовую драму оперы «Воццек» Альбана Берга обостряет его экспрессионистская музыка, раздирающая душу до мунковского «Крика». В этот момент сердце обливается кровью от неодолимого отчаяния.

Альбан Берг – Франц Кафка в музыке.

Альбан Берг заливаетоперную сцену кровью персонажа, убитого героем-психопатом, героем-безумцем, словно предсказывая появление в обществе его кровожадного двойника – Адольфа Гитлера. Опера «Воццек» во многих отношениях пророческая!

Экспрессионизм в музыке Альбана Берга и в живописи Эгона Шиле – это трагическое бытие, взвинченные нервы, рваные простыни на ветру!

«Воццек» Альбана Берга – опера-драма, «Джонни наигрывает» Эрнеста Кшенека – опера-скетч. Они написаны примерно в одно время и в одном музыкальном стиле. Но, если экспрессионизм «Воццека» трагедийный, окрашенный кровью, то экспрессионизм «Джонни наигрывает» легковесный, представляющий собой винегрет из музыки оперной, опереточной, мюзикла, джаза. Опера Берга – это классика, опера Кшенека, - мимолётное явление. Имея оглушительный успех при жизни автора, «Джонни наигрывает»ставится более чем в ста театрах мира, однако сегодня он почти забыт. Обыкновенно это происходит с музыкой посредственностей.

Альбан Берг и Дмитрий Шостакович пишут музыку кровью и желчью.  Они заглядывают в адские бездны жизни!


Рецензии