И вам не кашлять!

               
               
  Деревня наша испокон веку называется Ворончиха (Вяткина гора). В летописях Ильинско-Подомской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии она упоминается аж с середины 17-го века, когда новгородцы, недовольные политикой властей или неугодные правителям, потянулись на русский север и начали обживать земли вдоль Сухоны, Вычегды, Северной Двины, реки Юг и Лузы. Именно в Лузу и впадает наша неширокая, но длинная и извилистая речка со смешным названием Лала. Есть версия, что своё имя она получила от устаревшего слова «лал» (рубин) из-за прозрачных красновато-коричневых вод, настоянных на пышных мхах северных болот.
   В среднем течении Лалы вот уже 450 лет стоит купеческий городок Лальск, славный своими добротными кирпичными торговыми рядами и величественными храмами, построенными состоятельными людьми и до сих пор не утратившими своей красоты и стройности. Через Лальск в  свое время проходил знаменитый торговый путь из Архангельска в Сибирь и Китай, а потому ярмарки там были щедрые на товар, бойкие и разгульные. Правда, к середине 19-го столетия торговые караваны изменили свой маршрут и Лальск остался не у дел, превратившись в заштатное рядовое поселение.
   В центре Лальска расположен  дом купца Прянишникова (родного брата известного в столицах художника Прянишникова), который до сих пор радует глаз прохожего зрителя, как узорный пряничный домик. В нём сегодня успешно работает гостеприимный и богатый уникальными экспонатами Лальский краеведческий музей.
Например, среди вещей состоятельных горожан есть большая музыкальная шкатулка  размером с советскую радиолу, которая при запуске играет мелодии по собственному выбору, а иногда неожиданно включается просто так, для себя…Загадочная штука! А пианино с золотыми ангелочками внушает священный трепет. Даже прикасаться к такому раритету боязно, не то что играть на нем…
   Нижний этаж музея полностью посвящен крестьянскому быту. Вот где я осталась бы жить, будь моя воля! Часами можно разглядывать образцы керамической посуды местных мастеров гончарного дела. Среди них выделялся Мильчаков Павлин Ильич из деревни Заборье, его посудины до сих пор служат людям верой и правдою. А уж вышитые рубахи, сарафаны и домотканые  плАты (полотенца-рушники) достойны самой высокой похвалы за такую невиданную красоту и гармонию формы, фактуры и цвета! Коллекция расписных, резных и узорных прялок и швеек-копылков непременно привлекает самое пристальное внимание исследователей народной культуры и этнографов, также как и предметы быта и крестьянского обихода, представленные в экспозиции музея.
   Но я немного отвлеклась от цели нашего путешествия. Выше по течению реки открывается взору деревня Нижне-Лалье (ЖивотОво). (Где-то там есть ещё ПУпок и ГдядЕн. Нашим прародителям фантазии было не занимать) А ещё через 17 км – Верхне-Лалье (Погост). Там на живописном холме расположен большой Михайло-Архангельский храм о восьми маковках с колокольней и трапезной. Недалеко от храма – старинное кладбище, а поселок, по всей видимости, образовался позже. Но простонародное название «Повост» так и осталось.
   Если от Верхне-Лалья пройти к верховьям ещё 4-5 км, то выйдешь к деревне ГорЯчево, знаменитое своей крошечной часовенкой с деревянной луковкой на крыше. Она построена на высоком обрывистом берегу Лалы в месте чудесного обретения иконы Матушки-Богородицы. Старые люди говорили, что икона будто бы сама по воде к берегу приплыла. Правда, наверное… Часовня-то – вот! А фамилия ГорячЕвские – самая знаменитая и распространенная в округе.
Ещё через 1–1,5 км под горой будет деревня КалИще. Узнать бы, какие горячие цеха здесь пЫхали огнём и сыпали искрами в стародавние времена, давшие нашим деревням такие прозвания?..
   С Калища рукой подать до Ворончихи. Вон она впереди – вольготно расположилась на холме, окруженная полями, в колхозную бытность родившими рожь и овёс.
- Ворончиха – это потому, что здесь вороны чихают! – смеялся, помню, мой брат Колька, балагур и философ.
 А уж ворон на Ворончихе действительно  всегда было полным-полно! Чёрными тучами они перелетали от молочной фермы и скотного двора до телятника, от Галахиного конца до Сониного огорода. Крупные, наглые, крикливые! А если уж повадятся таскать яйца из куриных гнёзд в сарае, то спасения уже не жди. Одно только средство и помогало: поймать одну воровку и привязать к шесту за лапу, чтобы далеко видно было. Так и висит бедняга, пугает сородичей.
   Ворончиха была когда-то самым крупным поселением в окрУге. Только она и Верхолалье упоминаются в летописях, как значительные. Во всяком случае известно, что перед Великой Отечественной войной население Ворончихи насчитывало около 300 жителей. Только на фронт ушло 67 мужиков и парней, а это не так уж мало – с одной деревни!
   Сейчас, как и везде по северу России, от былых деревень остались трухлявые развалины да заросли крапивы и малинника пополам с черемухой. Не урчат трактора, не мычат коровы, не поют петухи, как бывало… Лес вырублен, леспромхозы закрыты, древесина продана. Речка Лала обмелела: не стало лесов - покровителей, собирающих влагу ручейков, родников и болот в её русло. Даже рыбу пришлые старатели-браконьеры выглушили и выловили сетями. Не своё – не жалко!
   А у меня сердце щемит и слёзы наворачиваются от того, что загублен такой пласт человеческого общества, как крестьянство в истинном его смысле. Это воплощенное трудолюбие, скромность, терпение, совестливость и незлобивость. Умение прощать и быть благодарным Богу за всё – качество сильных людей.
   Любая нация держится на мужике. Мой дед Фёдор был один из тех, на ком стоял мир. Не больше, не меньше. Подруби их, сильных, работящих  и совестливых, и мир рухнет… Совесть и великодушие мудрых – вот тот сосуд, что хранит духовность, веру в Бога и в лучшее будущее, в котором будут жить и радоваться солнцу наши потомки – такие же ясноглазые и светлые душою, как деды и прадеды. Не прервется ниточка! Горячевские, Токмаковы, Сластихины, Кислицыны, Федяевы и другие наши земляки рассеялись по всей великой стране, пустили свои корни, от которых пойдут новые веточки… Расцветут таланты, не предадут дети памяти своих отцов. Верю свято - быть посему!


Рецензии
Изложение яркое, самобытное, нестандартное! Спасибо, Людмила, за мою малую родину! Название деревни Гледен - от слова "глядеть". Деревня с таким же названием была рядом с Великим Устюгом. Это были места дозора на высоких горах: не идёт ли с Запада какой-либо враг на русскую землю?

Галина Федяева   08.11.2023 21:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.