Детские классики, подвиньтесь, пожалуйста!

В выступлении по ОРТ генеральный директор издательства РОСМЭН Борис Кузнецов сказал: все авторы, попавшие в лонг-лист конкурса «Новая Детская Книга», достойны публикации. Я вздохнула и, войдя в роль Энн Ширли из одноименного романа Люси Монтгомери, увидела изданными три своих книги: «Великий Маг», «Мешок шоколадных конфет»  «Сказки старого Хариуса». Увидела, порадовалась, выдохнула и стала слушать дальше.
А дальше Борис Кузнецов сказал, что:
- за семь лет в рамках конкурса НДК редакция РОСМЭН прочла около 20 тысяч рукописей и издала около ста,
- интерес к современной детской российской литературе в Европе невелик,
- в той же Европе книги современных авторов занимают огромный сегмент (боюсь ошибиться, но где-то около двух третей, остальное – классика). А в России наоборот: классика – около 90%, книги современных авторов – 10%.
- в России много талантливых детских авторов,
- современным детям нужны современные книги.
По поводу пунктов 1-2 ничего не могу сказать, по поводу пунктов 3-5 хотела бы высказаться.
Уважаемые взрослые – папы, мамы, бабушки и дедушки! Понимаю, именно вы формируете спрос, ибо покупаете детям книги. В силу сложившегося консерватизма вы предпочитаете классику, на которой выросло не одно поколение. Не читая современных авторов, вы их знать не хотите, однако себе современную прозу покупаете. Верно? А детям значит надо читать только классику – так ведь выходит? А то, что современные дети общаются в социальных сетях, имеют гаджеты, черпают из интернета кучу информации – это что, не учитывается? То, что у нынешних детей другой язык общения, другое мышление, другое видение, другая психология - это не принимается во внимание? Так кто же виноват, что дети не читают? Если бы им покупали книги современных авторов, читали бы –тому подтверждение группы В Контакте. Но это – подростки - те, кто уже сам может решать, что читать – а как быть дошкольникам и младшим школьникам? Поймите меня правильно: ничего против «Буратино», «Волшебника Изумрудного города» и прочей классики я не имею, но даже у нас и у наших родителей были свои авторы, а у современных детей их практически нет. Спасибо двум-трём издательствам, иначе хоть кричи – прежде всего, РОСМЭН и Аквилегии-М, выпускающих книги малоизвестных российских писателей. Вот ещё издательство Кетлеров появилось, первые книги которого вызывают интерес и уважение.
Теперь хочу обратиться к издателям.
Скажите, пожалуйста, как можно представить себе семью, о ценностях которой сейчас много говорят, без семейной книги? Книги, которая была бы интересна детям и взрослым, книги, которую можно было бы обсудить сообща. Где они - эти книги? А на Западе такие книги – бестселлеры. Были и есть.
Столкнулась с этой проблемой ещё в те времена, когда росла дочь. Интерес к моему детству у дочери был огромным. Она постоянно допытывалась во что я играла, что говорила, кем были мои друзья. Затем в нашем доме появились книги о девочках, живших в 19-20 веках – спасибо издательству Терра. Мы с дочерью прочли книги Монтгомери, Лоры Инглз Уайлдер, Портер и других зарубежных авторов – словом, познакомились с детством английских, американских, канадских… девочек. А русских девочек встретили только у Чарской. Увидев такую несправедливость, я написала о своём детстве. Так появились «Аришины истории», но опубликовать эту книгу мне не удалось. И всё потому, что нет подходящих серий, нет желания у издателей. Считаю, Наринэ Абгарян повезло – её «Манюню» заметил Прокопович – главный редактор Астрель СПБ. Заметил и выпустил в свет. И «Манюня» зашагала. Гигантскими шагами. Эту книгу читали все - и взрослые, и дети. И всем было интересно. Ведь в «Манюне» было спрятано одно из детств.
А наши детства ещё лежат в файлах. Как в инкубаторах))). И ждут, когда потеснятся детские классики и когда российские издатели развернутся к семейной книге.


Рецензии